Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ УЧЕНИЯ

kira_moreva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2020
В ходе анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что, ведущую роль в формировании учебной деятельности и мотивации учения младшего школьника играет учитель. От характеристик отношений «ученик-учитель» будет зависеть успешность образовательного процесса. Целью работы мы ставили выявление особенностей отношения к учителю у младших школьников с разной мотивацией учения. В основе гипотезы исследования лежало предположение о том, что существует связь между мотивацией учения школьника и успешностью его обучения, а также имеются различия в отношении к учителю у младших школьников с разным уровнем мотивации ученой деятельности. А именно чем выше успешность учащегося, тем выше содержательность оценок.
Введение

Актуальность проблемы исследования. Взаимоотношения учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности являются важным условием успешного решения задач воспитания и обучения. От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зависит очень многое: его отношение к школе, к учебной деятельности, особенности формальной успешности в учении, взаимоотношения с родителями и сверстниками, самооценка ребёнка и в том числе мотивация учения. Отношение «ребенок-учитель» выступает для ребенка отношением «ребенок-общество» и начинает определять отношения ребенка с родителями и отношения с другими детьми. В системе отношений «ребенок-учитель» формируется учебная деятельность и мотивация учения. Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой педагогической психологии. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждение к деятельности. Причем, благоприятным периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является младший школьный возраст (Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, А.К. Маркова, М.Р. Гинзбург, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер). В соответствии с психологическими исследованиями мотивации и интереса (Б.В. Беляев, СМ. Бондаренко, К.Н. Волков, Н.Д. Гальская, Н.И. Гез, К.М. Гуревич, Е.П. Ильин и др.) Основные достижения этого возраста обусловлены развитием мотивации учения под влиянием факторов отношений учитель-ученик и становления в них учебной деятельности, что является во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок учится уметь учиться и верить в свои силы. В целом ряде исследований отмечается, что сформированная мотивация к учению, является определяющим фактором развития личности в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период учебная деятельность является ведущей. Изучением проблемы мотивации учения занимались многие зарубежные и советские исследователи: потребности, мотивы, эмоции и деятельность рассматривались А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, П.В. Симоновым, Х. Хекхаузеном, B.C. Мерлиным, Б.И. Додоновым, С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Узнадзе, С.П. Манукян; мотивация поведения и формирование личности – В.Г. Асеевым, П.М. Якобсоном, Л.И. Божович; формирование мотивации учения изучалось А.К. Марковой, В.И. Василовским, Несмотря на разнообразие исследований в области отношения к учителю, необходимо учитывать непрекращающиеся изменения образовательного пространства, что требует постоянного изучения новой картины отношения к учителю младшего школьника. Проблема исследования: каково отношение к учителю у младших школьников с разной мотивацией учения? Целью исследовательской работы стало выявление особенностей отношения к учителю у младших школьников с разной мотивацией учения. Объектом исследования является мотивация учения младших школьников. Предметом исследования выступают особенности отношения к учителю младших школьников с разной мотивацией учения. В основе гипотез исследования лежат следующие предположения. 1. В отношении к учителю у младших школьников доминирует оценка личностных качеств и характера взаимодействия, эти оценки выше у учащихся с направленностью в мотивации на процесс и содержание учения, эти оценки выше у учащихся высокой формальной успешностью в учении. 2. В мотивации младших школьников доминирует средний уровень отношения к школе, мотив достижения успеха и обнаруживаются предпочтения в выборе учебных предметов. 3. Существует связь мотивации учения и формальной успешности в учении, а именно, чем выше мотивация учения, тем выше формальная успешность в учении. Задачи исследования: Провести анализ литературы по проблеме исследования отношения к учителю у младших школьников с разной мотивацией учения. 1. Изучить отношение к учителю младших школьников. 2. Выявить уровень мотивации учения младших школьников. 3. Исследовать характер связи между мотивацией учения и отношением к учителю у младших школьников. 4. Разработать рекомендации учителям по работе с младшими школьниками с низким уровнем мотивации учения. Методы исследования: анализ теоретических данных по поставленной проблеме, эмпирический метод - тестирование, метод количественной обработки данных – метод математико-статистического анализа данных и интерпретационный метод - качественного анализа данных. Методики исследования: 1. Опросник «Отношение к учителю» А.Е. Рябова; 2. «Отношение к школе» Н.Г. Лускановой; 3. «Доминирующий вид мотива» М.В. Матюхина; 4. «Составь расписание на неделю» С.Я. Рубинштейн. Теоретической основой стали теории формирования учебной мотивации (Л.И. Божович, Н.Г. Лусканова, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др.), работы в области отношений «учитель-ученик» (А.А. Реан, Ю.П. Поваренкова и Ю.Н. Слепко, В.С. Собкина, А.С., Фомиченко А.С. и др.), а также теория рассмотрения межличностных отношений как одной из сторон процесса социально-психологического взаимодействия субъекта с субъектом, а именно - как мотивационно-потребностную сторону этого взаимодействия (Я.Л. Коломинского и др.) Выборка и база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Белгорода. Объем выборки составил 84 учащихся, среди которых 29 учеников 3 класса и 55 учеников 4 класса. Структура и объем работы: представленная дипломная работа состоит из введения, основной части, состоящей из теоретической и эмпирической глав, заключения, таблиц (10), рисунков (6), списка используемых источников (62). Объем работы составляет 80 страниц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения отношения к учителю у младших школьников с разной мотивацией учения …………………................................ 6 1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста….. 6 1.2. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника ……………………………………………………………….. 12 1.3. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте....... 1.4. Отношение к учителю в младшем школьном возрасте……………… 22 33 ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование отношения к учителю у младших школьников с разной мотивацией учения ………………………………………. 41 2.1. Организация и методы исследования ……………………............................. 41 2.2. Изучение мотивации учения младших школьников ………….................... 44 2.3. Анализ отношения к учителю младших школьников с разной мотивацией учения……………………………………………………………………………… 60 2.4. Анализ характера связи между отношением к учителю и мотивацией учения у младших школьников………………………………………………….. 67 2.5. Рекомендации учителям по работе с младшими школьниками с низким уровнем мотивации учения………………………………………………………. 71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………................. 77 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………............................... 81
Список литературы

1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев.- М.: Мысль, 2006.- 158 с. 2. Бобрышова, И.В. Диалогическая ситуация как средство формирования готовности будущих учителей начальных классов к личностному развитию младших школьников / И.В. Бобрышева // Начальная школа плюс До и После.- 2013.-№1.- С. 17-21. 3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.- СПб.: Питер, 2009.- 400 с. 4. Варданян, М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников / М.Р. Варданян // Журнал прикладной психологии. - 2006. - № 6 - С. 45 - 53. 5. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985. 6. Выготский, JI.C. Вопросы детской психологии : Собрание сочинений : В 6-ти т. — Т. 4. Детская психология / J1.C. Выготский ; под ред. Д.Б. Элькони-на. — М. : Педагогика, 1984. — 432 с. 7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 149 с. 8. Глазырина, Л.А. Социально профилактическая компетентность учителя как фактор его профессиональной социализации / Л.А. Глазырина // Начальная школа плюс до и после.- 2012.- №10.- С. 23-27. 9. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков и др. // Вопр. психол. — 1992. — № 3—4.1. С. 14—19. 10. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология ; под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1979. — С. 69—101. 11. Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников /В.В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников ; под ред. В.В. Давыдова и др.. —М. : Педагогика, 1982. — С. 10—21. 12. Ермолаева, М.В. Младший школьник как субъект коммуникативной деятельности / М.В. Ермолаева // Психологический журнал.-2015.- №1.- С. 81-92. 13. Зайцев, С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников / С.В. Зайцев // Вопросы психологии. - 2009.- №5. С. 54-63. 14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2006.- 512 с. 15. Калюжный, А.А. Особенности построения профессионального имиджа / А.А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления. - 2006.- № 3. С. 59-63. 16. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный.- М.: Владос, 2004.-122 с 17. Калюжный, А.А. Социально-психологические механизмы построения имиджа / А.А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления.- 2005.- № 2 (13). - С. 15-19. 18. Капустина, З. Имидж современного педагога / З. Капустина // Учитель. - 2006 - №1. - С.59-61. 19. Константинова, Н.И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе / Н.И. Константинова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - №1. - С. 73-77. 20. Кочергина, Г.А. Личность учителя / Г.А. Кочергина // Учитель.-2005.- №3.- С. 73-74. 21. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина.-М.: Эксмо, 2009.- 176 с. 22. Кулагина, И.Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте / И.Ю. Кулагина, С.В. Гани // Психологическая наука и образование. - 2011. - №2. – С.102-109. 23. Кулешова, О.Н. Формирование мотивов учения младших школьников / О.Н. Кулешова. - Ярославль, 2000. - 82с. 24. Куценко, Е. Учитель и ученики: чувство дистанции / Е. Куценко // Первое сентября.- 2006.- №24.- С. 23-26. 25. Лусканова, Н.Г Оценка школьной мотивации. Тест / Н.Г. Лусканова. - 16.12.2015 26. Мальковская, Т.Н. Учитель-ученик / Т.Н. Мальковская.- М.: МГУ, 2008.-167 с. 27. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов.-М.: Просвещение, 1990.-192 с. 28. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова.- М.: Просвещение, 2005. - 192с. 29. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.Т. Патрина.- М.: Просвещение, 1976.- 206 с. 30. Матюхина, М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте / М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова.- Волгоград: Перемена, 2005.-215 с. 31. Межличностное восприятие в группе: учебное пособие / под ред. Г.М. Андреева, А.И. Донцов.- М.: МГУ, 1981-295 с. 32. Меркулов, Ф. Учитель и ребенок: диалог отношений / Ф. Меркулов // Первое сентября.- 2006.- № 20.- С. 32-34. 33. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина.-М.: Академия, 2004.- 320 с. 34. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / И.В. Дубровина [и д.р.]; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с. 35. Мякишева, Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную потребность / Н.М. Мякишева // Начальная школа плюс до и после.- 2014.- №2.- С. 25-29. 36. Николаева, М.В. Образовательные технологии подготовки педагога к личностному развитию младшего школьника /М.В. Николаева // Начальная школа плюс До и После.- 2013.-№1.- С. 1-5. 37. Оводова, А.Г. Имидж современного педагога / А.Г. Оводова // Начальная школа плюс до и после.-2004.- №5. - С.77-80. 38. Педагогика: семья, школа, общество: монография / А.Ю. Арутюнян [и д.р.]; под ред. О.И. Кирикова.-М.-Воронеж: ВГПУ, 2012.-164 с. 39. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной.- М.: Сфера, 2008.- 480 с. 40. Репкин В В.,Н В Репкина. Развивающее обучение: теория и практика -Томск, Пеленг, 1997.-288 с. 41. Рыбкина, О.В. Психологические особенности детей младшего школьного возраста // Педагогический мир.-2011. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader.- URL: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id= 8825 (дата обращения: 12.05.2019). 42. Рябов, А.Е., Леонова Р.Н. Этика педагогического общения учителя и психолого-педагогический статус ученика начальной школы [Текст] / А.Е. Рябов, Р.Н. Леонова // Начальная школа. – 2011г. 43. Рябов А. Учитель глазами учащихся, ученик - глазами учителя. // Директор школы. - 2002. - № 1. - С. 50-59. 44. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко.- СПб.: Речь, 2003.-350 с. 45. Скрипкин, И.Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса / И.Н. Скрипкин. - Липецк, 2010. - 245 с. 46. Сластенин В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя [Текст] / В.А. Сластенин //Педагогическое образование и наука. 2006. № 2. С. 5-14. 47. Слободчиков, В.И. Очерки психологии образования / В.И. Слободчиков. - Биробиджан: БГПИ, 2005. – 272 с. 48. Смотрицкий, Е.Ю. Ученик и учитель: психология отношений / Е.Ю. Смотрицкий // Практическая психология.- 2010.-№8.- С. 12-14. 49. Сорокоумова, Е.А. Педагогическая психология / Е.А. Сорокоумова. - СПб.: Питер, 2009.-170 с. 50. Социология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриенко.-М.: Юнити-Дана, 2005.- 448с. 51. Татаринова, Н.В. О понятии "Имидж" и его отличии от сходных с ним понятий "Образ", "Репутация", "Стереотип"/ Н.В. Татаринова // Грамота. - 2009. - № 2., С. 61-64. 52. Ткачева, М.С. Педагогическая психология / М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2010.-191 с. 53. Удовенко, М. На уроке и после звонка / М. Удовенко // Школьный психолог.- 2006.- №7. – С. 54-56. 54. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабалова.-М.: Флинта, 2013.- 333 с. 55. Фролова, Л.А. Деятельность учителя начальных классов в информационно-образовательной среде / Л.А. Фролова, И.Е. Сюсюкина // Начальная школа плюс до и после.- 2012.- №10.- С. 34-37. 56. Эльконин, Д.Б. Психологические условия развивающего обучения /Д.Б. Эльконин // Обучение и развитие младших школьников. — М. : Педагогика, 1970. —234 с. 57. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. — М. : Знание, 1974. — 163 с. 58. Якиманская, И.С. Педагогическая психология. Основные проблемы / И.С. Якиманская. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2008.- 648 с. 59. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника / О.А. Яшнова. - М.: Академический Проект, 2005. – 144с. 60. Birch S.H., Ladd G.W. Children’s interpersonal behaviors and the teacher-child relationship // Develop-mental Psychology, 1986. Pp. 934-946. 61. Furrer C., Skinner E. Sense of relatedness as a factor in children’s academic engagement and performance // Journal of Educational Psychology. 2003. 95(1). Pp. 148-162. 62. Peart N.A., Campbell F.A. At-risk students’ perceptions of teacher effectiveness // Journal for a Just and Caring Education. 1999. 5(3). Pp. 269-284. 63. Wilkins J. An examination of student and teacher behaviors that contribute to good student-teacher relationships in large urban high schools. Good student-teacher relationships. Buffalo, New York: New York State University, 2006. 67(3). Pp. 342-354.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения отношения к учителю у младших школьников с разной мотивацией учения 1.1 . Психологическая характеристика младшего школьного возраста Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина [57]), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества В этом возрасте происходит появление важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg