Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

kira_moreva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2020
Данное исследование было направлено на изучение параметров влияния мелкой моторики на развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формированиеосновных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Введение

Актуальность исследования. Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Современные исследования показывают, что 30–40% детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной, зрительной и нервной систем человека в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо. В последнее время всё больше детей имеют слабо развитую мелкую моторику рук и как следствие нарушения в развитии речи. На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи – это нарушение, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Исследованием проблемы речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались: Л.Е. Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина , Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше. В разное время психологи занимались проблемой влияния мелкой моторики на развитие речи детей (Кольцова М.М., Есенина Е.И., Фомина Л.В.). Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей дошкольного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.Они отмечают наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и развитием активной речи ребенка. В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Изучение специальной, психолого-педагогической литературы позволило выявить, что разработано множество методик, программ, по развитию речи и мелкой моторики рук у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, но недостаточно внимания уделяется целенаправленной и систематической работе по данной проблеме в дошкольных учреждениях. Таким образом, нами выявлено, что диагностический и коррекционно- развивающий инструментарий по влиянию мелкой моторики на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мало разработан и его недостаточно, именно поэтому была выбрана тема: «». Цель: провести теоретическое и экспериментальное исследование влияния мелкой моторики на развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Объект: мелкая моторика и речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет: влияние мелкой моторики на развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что авторская коррекционно-развивающая программа по развитию мелкой моторики позволит исправить речевое недоразвитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В соответствии с выбранной темой, целью и гипотезой в исследовании нами были поставлены следующие задачи: 1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Составить и реализовать диагностическую программу; 3. По результатам диагностики составить коррекционно-развивающую программу и реализовать её; 4. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Методы исследования: 1.Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; 2.Количественный и качественный анализ результатов исследования; 3.Психолого-педагогический эксперимент в единстве его трёх этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Методики исследования: 1. Блок 1 – диагностика речевого развития у старших дошкольников с ОНР -методика «Изучение словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи» (автор Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина); методика «Изучение владения звуковой стороной речи» (автор Л.Е.Журова); методика «Изучение словарного запаса детей» (автор М.А. Поваляева). 2. Блок 2 – диагностика развития мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР - методика «Задания для обследования мелкой моторики из диагностических методик Г.А. Волковой и Н.В.Нищевой»; методика «Дорожки и мячи» (автор А.В.Сазонова); методика «Домик» (автор Н.И.Гуткина). Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Детского развивающего центра «Академия маленьких наук» (г.Москва). В исследовании принимали участие 10 детей 5,5–6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Структура работы: дипломная работа включает в себя введение, 3 главы, заключение, список источников информации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………… 4 Теоретические основы изучения вопросов взаимосвязи мелкой моторики и речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………………………………….. 8 Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………….. 8 Мелкая моторика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и её особенности…………………………………………………….. 15 Речевое развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………… 22 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ………………….. 38 Организация эксперимента……………………………………… 38 Диагностическая программа исследования…………………… 40 Результаты констатирующего эксперимента………………….. 52 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………..………………… 60 Направления коррекционно-развивающей работы…………… 60 Содержание коррекционно-развивающей программы по развитию мелкой моторики в речевом развитии детей 62 Результаты контрольного эксперимента………………………. 65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 71 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………………….. 75
Список литературы

I. Учебно-методическая и монографическая литература: 1.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры, по мотивам народных и авторских сказок/ Т.В.Александрова. - ж-л Дошкольная педагогика. - № 7, 2008. – С. 36 – 40// httрs://nsроrtаl.ru/dеtskiу-sаd/rаznое/2016/05/16/раlсhikоvуе-igrу-nа-оsnоvе-skаzоk 2.Балобанова, В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения/ В. П. Балобанова, В.В. Юртайкин. – СПб.: Детство-Пресс. - 2014. – 240 с. 3. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками/Е.А.Борисова. – М.: Творческий центр. - 2014. - 64 с. 4. Волкова, Л.С. Логопедия, 3 – е изд./ Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.:Владос, 2016. – 491 с. 5. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш.учеб. Заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. - 2016. – С. 513-524 активности / И.Ю. Томус. – Тюмень. - 2012. - С. 18// httрs://хn--90ах2с.хn--р1аi/саtаlоg/000200_000018_RU_NLR_bibl_439040/ 6. Вятлева, О. А. Особенности организации реального и мысленного движения у детей с нарушением речи: электрофизиологические исследования / О.А. Вятлева. - В кн.: Проблемы патологии речи. Тезисы Всесоюзного симпозиума. - М., 2016. - 94 с. 7. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать. / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. :Ярославль. - Академия развития. - 2015. - 125 с. 8.Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. / Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. - М.: Гном и Д . - 2016. - 40 с. 9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: “Аркти”. - 2015. - 144 с 10. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для вузов // под ред. В.А. Сластенина – 3-е изд., перераб. – М.: Академия. - 2016. – 367 с. 11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе/ Н.И.Гуткина.– М.:Академический Проект. - 2015. - 82 с. 12.Епифанов, О.В. Логопедия. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста/ О.В. Епифанов.: Волгоград. - Учитель - АСТ. - 2015.- С. 5 - 43 13. Ерёменко, Т. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР/ Т. И. Ерёменко. - Санкт-Петербур. СПб.: Реноме. - 2013. - С. 128-131. 14.Жукова, Н.С. Логопедия/ Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. -Екатеринбург: АРД ЛТД, 2016. – С. 15, 297с. 181с.//httр://реdlib.ru/kаtаlоgу/kаtаlоg.рhр?find_mе=%F7%Е8%F0%ЕА%Е8%ЕD%Е0&rеаdу=1 15. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М.: Владос.2012.- С. 12 – 90// httр://реdlib.ru/Bооks/2/0028/2_0028-1.shtml – 2007. – С. 8 - 36 16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: “Просвещение”, 2014. - 340с. 17.Кожевников, В.М. Литературный энциклопедический словарь/ В. М. Кожевников, П.А. Николаев. - М.: Советская энциклопедия. - 2013. - 750 с. 18.Лебедев Ю.А. Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю.А.Лебедев. - М.:Изд. «Просвещение», 2015. - 235 с. 19. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики.: изд. 3-е./ А.А.Леонтьев. – М.:СПб., 2013. - 176 с. 20. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации/ И.А.Лыкова.– М.: Творческий центр Сфера. – 2015. - 207 с. 21. Обухова Л.В. Возрастная психология. - М.: Изд. «Педагогическое общество России». -2015. - 170 с. 22. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Изд. 7/ М.А.Поваляева. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2017. -304с. 23. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности/ Н.В.Рузанова. - Санкт - Петербург.: КАРО. - 2017. - С. 15 - 91 24.Сазанова, А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников/А.В.Сазанова, Г.А.Боричева. – Санкт-Петербург.: Детство – Пресс, 2016. –154 с. 25.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников./.А.Стародубова. – М.: Академия, 2017. – С. 5-13, 27-28 26.Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 1987. - 120с.// httрs://sеаrсh.rsl.ru/ru/rесоrd/01001386262 27.Томус, И.Ю. Морфофункциональные особенности детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем привычной двигательной активности / И.Ю. Томус. – Тюмень. - 2012. - С. 18// httрs://хn--90ах2с.хn--р1аi/саtаlоg/000199_000009_002309672/ 28.Урунтаева, Г.А.Практикум по детской психологии. / Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. - М.: Просвещение. - 2012 – С. 237// httрs://klех.ru/а7v 29.Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. /О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Владос. - 2013. – С. 9 -200 30.Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольноговозраста. - М.: ООО «Издательство АСT». - 2015. - 464 с. 31.Филичева, Т.Б. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. // httр://ds151.еdu-реnzа.ru/filеs/dоkumеntу-rаznуе/ 32.Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б.Филичева, Т.Б.Туманова. – М.: ГНОМ. - 2015. – 128 с. 33.Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольноговозраста / Т.Б.Филичева. – М.: ГНОМ. - 2014.- 312 с. 34.Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. / О.Ю. Филимонова. – Спб.: Детство – пресс. – 2017. – 231 с. 35.Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми /. Г.В. Чиркина. –М., 2014. - 23 с. 36.Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной 3- е изд. Доп. – М.: АРКТИ. -2014. – 240 с. 37.Штиммер, Э. В. Роль обучения и умственного развития в формировании типологически обусловленного индивидуального стиля у детей старшего дошкольного возраста/ Э. В. Штиммер. – СПб.: Интеграция. - 2016. - 24 с. 38.Швайко Г.С.. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва. -2012.- С. 23 – 45// httр://реdlib.ru/Bооks/5/0234%5D 39.Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей. / В.И.Яшина, М.М.Алексеева. – М.: Академия, 2013. - С.62 - 172 II. Периодические издания: 40. Горбушина, С.Б. Игровые дидактические пособия как средство развитияручной моторики у дошкольников. / С.Б. Горбушина. - ж-л Дошкольная педагогика № 7. - 2007. – 44 – 43// httрs://dеtstvо-рrеss.ru/bооks/рdf/978-5-906797-36-0.рdf 41 Левина, Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей /Р. Е.Левина.:Дефектология. – 2005. – № 2. - С. 14 – 20// httр://реdlib.ru/Bооks/4/0495/ 42.Сидорская, С.В. Формирование у детей первоначальных навыков учебнойдеятельности/ С.В.Сидорская //Ребенок в детском саду. – 2004. - №2. – С. 14 –16.// httр://www.sуstеmрsусhоlоgу.ru/jоurnаl/2015-13/251-sv-subbоtinа-sistеmnуу-роdhоd-k-рrоblеmе-роdgоtоvki-dеtеу-k-рrеdstоуаsсhеу-uсhеbnоу-dеуаtеlnоsti.html III. Интернет-ресурсы 43.httр://www.аll-librаrу.соm 44.httр://сhildrеns-nееds.соm 45.httр://сооllib.соm/ 46.httр://nsроrtаl.ru/ 47 .httр://раdаrеаd.соm 48.httр://реdlib.ru 49.httр://www.rаzуm.ru/ 50.httр://rеfdb.ru 51.httр://www.studfilеs.ru
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения вопросов взаимосвязи мелкой моторики и речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 1.1.Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики (Левина Р.Е.). Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, несформированной связной речи, а также в нарушении темпа и плавности речи. Общее недоразвитие речи (Л.С. Волкова) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для отбора наиболее эффективных приемов коррекции в школьном обучении.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 90 страниц
2250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg