Актуальность исследования. С каждым годом возрастает количество детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). У детей с общим недоразвитием речи присутствуют различные расстройства, из-за которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, эти компоненты относятся к смысловой и звуковой стороне речи. Особенностью, которая отличает общее недоразвитие речи считается, не только нарушение звуковой и смысловой стороны речи, но и также нарушение развития координации движений. Это касается как артикуляционной моторики, так и мелкой моторики.
Дети с тем или иным уровнем ОНР имеют отклонения в моторной сфере, только у кого-то это выражено в большей, у кого-то в меньшей степени.
Речь – это такая сложная деятельность, которая осуществляется при обоюдном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В речевой функции играют роль и принимают участие все анализаторы, к которым относятся и зрительный, и слуховой, и кинестетические.
Научные деятели, которые активно занимались исследованиями деятельности детского мозга, речевого развития детей и их психики, заявляли об огромном стимулирующем значении функции руки.
Исследования, проведенные М.М. Кольцовой, Л.А. Новиковым, В.И. Бельтюковым, Л.А. Кукуевым и другими, говорят о том, что между развитием мелкой моторики и речи существует онтогенетическая взаимозависимость. Также они отмечают, что в ходе исторического развития человечества огромное влияние на развитие и становление речевой функции оказывали движения руки.
М.М.Кольцовой совместно с сотрудниками Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АНМ СССР установлено, что: «1/3 всей площади проекции головного мозга занимает проекция кисти руки», а также «функциональная и упорная работа, проводимая над развитием движений пальцев рук, оказывает стимулирующее значения и большую роль в созревании центральной нервной системы, что в итоге, как правило, приводит к ускоренному развитию речи».
М.М. Кольцова пришла к выводу, что, если регулярно заниматься тренировкой движений пальцев рук и выполнять упражнения, это оказывает положительное воздействие на развитие речи и является неплохим, сильным и крепким средством повышения работы коры головного мозга.
Также М.М. Кольцова отмечает, что развитие движений пальцев рук может и отставать и из-за этого, соответственно, происходит задержка в развитии речевой функции, но при этом всём общая моторика может находиться на очень высоком уровне.
У детей с общим недоразвитием речи, кроме мелкой моторики также страдает и артикуляционная моторика. Главными причинами этого явления может являться недостаточная подвижность органов артикуляции и неправильное строение органов артикуляции.
Проблемами артикуляции занимались Т.Б Филичева, Г.В. Фомичева, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, Л.С. Волкова и другие.
Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно исследована, но тема не утратила своей актуальности, так как существует необходимость использования не только классических (традиционных) методов, но и требуется применение и использование нестандартных (нетрадиционных) методов, к примеру, методики Су-Джок и биоэнергопластики.
Цель исследования: составить и апробировать комплекс заданий, направленных на развитие моторной сферы, с использованием технологий.
Объект исследования: процесс развития артикуляционной и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: технологии развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование в комплексе заданий по развитию артикуляционной и мелкой моторики, наряду с традиционными приёмами, методик Су-Джок и биоэнергопластики позволит добиться положительной динамики в развитии следующих качеств артикуляционной моторики: точность выполнения; координация артикуляционного аппарата, переключаемость движений губ, щёк, языка; сила; объём, а также позволит добиться положительной динамики в развитии следующих качеств мелкой моторики: точность и координация движений руки и глаза; гибкость рук; ритмичность.
Задачи исследования:
1.Анализ педагогической, психологической, медицинской литературы с целью раскрытия сущности и специфики развития мелкой и артикуляционной моторики старших дошкольников с недоразвитием речи.
2.Подобрать диагностический инструментарий и с его помощью выявить особенности развития артикуляционной и мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи.
3.Разработать комплекс заданий по развитию артикуляционной и мелкой моторики
4.Апробировать предлагаемый комплекс заданий и оценить его результативность.
Методы исследования:
1. Организационные методы: анализ литературы.
2.Эмпирические методы исследования: психолого-педагогический эксперимент в единстве трёх этапов (констатирующий, формирующий, контрольный):
Психодиагностические («Обследование артикуляционной и мелкой моторики» (Г.В.Бабина, М.А.Поваляева, А.Н.Стрельникова, проба Заззо, проба Н.И.Озерецкого.))
Биографический (сбор и анализ анамнестических данных.)
3.Количественный и качественный анализ полученных результатов.
4.Интерпретационные методы. Результаты исследования представлены
в виде рисунков, таблиц, мультимедийной презентации.
Практическая значимость полученные результаты, позволят рекомендовать комплекс заданий в практической деятельности учителя- логопеда для развития артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Опытно-экспериментальная база: эксперимент проводился на базе детского развивающего центра «Академия маленьких наук» (г.Москва)
Выборка: в эксперименте принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.