Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

kira_moreva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2020
Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. К старшему дошкольному возрасту при произнесении различных звуков подвижные речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть)должны занимать строго определенное положение. В этом возрасте и моторика должна быть развита на определённом уровне, дети должны без затруднений рисовать красками, карандашами, закрашивать и зашриховывать не заходя за края, с лёгкостью застёгивать и расстёгивать одежду.
Введение

Актуальность исследования. С каждым годом возрастает количество детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). У детей с общим недоразвитием речи присутствуют различные расстройства, из-за которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, эти компоненты относятся к смысловой и звуковой стороне речи. Особенностью, которая отличает общее недоразвитие речи считается, не только нарушение звуковой и смысловой стороны речи, но и также нарушение развития координации движений. Это касается как артикуляционной моторики, так и мелкой моторики. Дети с тем или иным уровнем ОНР имеют отклонения в моторной сфере, только у кого-то это выражено в большей, у кого-то в меньшей степени. Речь – это такая сложная деятельность, которая осуществляется при обоюдном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В речевой функции играют роль и принимают участие все анализаторы, к которым относятся и зрительный, и слуховой, и кинестетические. Научные деятели, которые активно занимались исследованиями деятельности детского мозга, речевого развития детей и их психики, заявляли об огромном стимулирующем значении функции руки. Исследования, проведенные М.М. Кольцовой, Л.А. Новиковым, В.И. Бельтюковым, Л.А. Кукуевым и другими, говорят о том, что между развитием мелкой моторики и речи существует онтогенетическая взаимозависимость. Также они отмечают, что в ходе исторического развития человечества огромное влияние на развитие и становление речевой функции оказывали движения руки. М.М.Кольцовой совместно с сотрудниками Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АНМ СССР установлено, что: «1/3 всей площади проекции головного мозга занимает проекция кисти руки», а также «функциональная и упорная работа, проводимая над развитием движений пальцев рук, оказывает стимулирующее значения и большую роль в созревании центральной нервной системы, что в итоге, как правило, приводит к ускоренному развитию речи». М.М. Кольцова пришла к выводу, что, если регулярно заниматься тренировкой движений пальцев рук и выполнять упражнения, это оказывает положительное воздействие на развитие речи и является неплохим, сильным и крепким средством повышения работы коры головного мозга. Также М.М. Кольцова отмечает, что развитие движений пальцев рук может и отставать и из-за этого, соответственно, происходит задержка в развитии речевой функции, но при этом всём общая моторика может находиться на очень высоком уровне. У детей с общим недоразвитием речи, кроме мелкой моторики также страдает и артикуляционная моторика. Главными причинами этого явления может являться недостаточная подвижность органов артикуляции и неправильное строение органов артикуляции. Проблемами артикуляции занимались Т.Б Филичева, Г.В. Фомичева, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, Л.С. Волкова и другие. Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно исследована, но тема не утратила своей актуальности, так как существует необходимость использования не только классических (традиционных) методов, но и требуется применение и использование нестандартных (нетрадиционных) методов, к примеру, методики Су-Джок и биоэнергопластики. Цель исследования: составить и апробировать комплекс заданий, направленных на развитие моторной сферы, с использованием технологий. Объект исследования: процесс развития артикуляционной и мелкой моторики детей дошкольного возраста. Предмет исследования: технологии развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи. Гипотеза: мы предполагаем, что использование в комплексе заданий по развитию артикуляционной и мелкой моторики, наряду с традиционными приёмами, методик Су-Джок и биоэнергопластики позволит добиться положительной динамики в развитии следующих качеств артикуляционной моторики: точность выполнения; координация артикуляционного аппарата, переключаемость движений губ, щёк, языка; сила; объём, а также позволит добиться положительной динамики в развитии следующих качеств мелкой моторики: точность и координация движений руки и глаза; гибкость рук; ритмичность. Задачи исследования: 1.Анализ педагогической, психологической, медицинской литературы с целью раскрытия сущности и специфики развития мелкой и артикуляционной моторики старших дошкольников с недоразвитием речи. 2.Подобрать диагностический инструментарий и с его помощью выявить особенности развития артикуляционной и мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи. 3.Разработать комплекс заданий по развитию артикуляционной и мелкой моторики 4.Апробировать предлагаемый комплекс заданий и оценить его результативность. Методы исследования: 1. Организационные методы: анализ литературы. 2.Эмпирические методы исследования: психолого-педагогический эксперимент в единстве трёх этапов (констатирующий, формирующий, контрольный): Психодиагностические («Обследование артикуляционной и мелкой моторики» (Г.В.Бабина, М.А.Поваляева, А.Н.Стрельникова, проба Заззо, проба Н.И.Озерецкого.)) Биографический (сбор и анализ анамнестических данных.) 3.Количественный и качественный анализ полученных результатов. 4.Интерпретационные методы. Результаты исследования представлены в виде рисунков, таблиц, мультимедийной презентации. Практическая значимость полученные результаты, позволят рекомендовать комплекс заданий в практической деятельности учителя- логопеда для развития артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Опытно-экспериментальная база: эксперимент проводился на базе детского развивающего центра «Академия маленьких наук» (г.Москва) Выборка: в эксперименте принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………… 4 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………………... 8 Развитие артикуляционной и мелкой моторики детей дошкольного возраста в онтогенезе…………………… 8 Особенности моторной сферы у старших дошкольников с недоразвитием речи…………………………………………. 15 Технологии развития моторной сферы у старших дошкольников с недоразвитием речи ……………………. 21 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………………… 29 Организация экспериментального исследования ………… 29 Описание диагностического комплекса по выявлению особенностей развития артикуляционной и мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи 30 Анализ результатов диагностики развития артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников с недоразвитием речи……………………. 33 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ МОТОРНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 41 Комплекс технологий применяемых по развитию моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи 41 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 57 Оценка эффективности комплекса технологий направленных на развитие моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………….. 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………… 65 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………….. 67
Список литературы

I. Учебно-методическая и монографическая литература: 1. Акименко В.А. Учебно-метод. Пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. – С.105. 2. Архипова Е.Ф Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ: Астрель., 2015. – С.224. 3. Безубцева Г.В Развиваем руку ребёнка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет / Г.В. Безубцева.; Т.Н. Андриевская. – М.: Издательство ГНОМиД., 2014. – С.120. 4 Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая.; В.И. Мирясова . – М.: ООО Издательство АСТ ., 2014. – С.46. 5 Белякова Л.И. Значение анамнестических сведений о раннем периоде речевого онтогенеза для выбора стратегий и тактики коррекционного обучения. – М.: Издательство В.Секачев, НИИ Школьных технологий., 2014. – С.5-18. 6. Белякова Л.И. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. –М.: Изд. Прометей., 2015., ч.1, - С.64-71. 7. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – М.: издательство Детство-Пресс., 2015. – С. 186. 8. Вархотова Е.К. Экспресс-диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов / Е.К. Вархотова.; Н.В. Дятко.; Е.В. Сазонова. – М.: Издательство Генезис. 2014. – С.48. 9. Волкова Г.А. Логопедия: Учебник студ.дефект. фак. пед. Высших учебных заведений – М.: 2015. – С. 384. 10. Волосовец Т.В.; Горина Н.В.; Зверева Н.И. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: 2015. – С.50. 11. Гаркуша Е.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи . – М.: Изд. ВЛАДОС., 2014. – С.84. 12. Гатанова Н.В.; Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику – СПб.: Издательство Питер., 2014. – С.144. 13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Изд. Просвещение., 2014. – С.123. 14. Жукова Н.С.; Мастюкова Е.М.; Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение., 2015. –С.76. 15. Жукова Н.С.; Мастюкова Е.М.; Филичева Т.Б. Преодоление недоразвития речи у детей : Изд. КнигоМир., 2015. – С. 201. 16. Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации. – Мн.: НМЦентр., 2001. – С.20.// http://pedlib.ru/Books/2/0108/2-0108-1.shtml 17. Ивчатова Л.А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед., 2015. №1 . – С. 36-38. 18. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: Просвещение., 2014. – С.179. 19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Изд. ГНОМиД., 2015. – С.18. 20. Косинова Е.М. – Гимнастика для пальчиков / М.: Изд. ОЛМА- ПРЕСС., 2014. – С.64. 21. Крупенчук О.И. Логопедические упражнения : Артикуляционная гимнастика. – СПб.: ЛИТЕРА., 2018. – С.158. 22. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом ЛИТЕРА., 2016. – С. 49. 23. Крупенчук О.И.; Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика – СПб., 2017. – С.53. 24.. Крючкова А.В., Лещенко С.Г.; Развитие артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников нетрадиционными средствами Су-Джок и биоэнергопластики., Международный научный журнал «Символ науки».,2016.,С.140-142. 25. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии.- М.: Изд. Альянс., 2013.- С.218.// http://library.omgpu.ru/node/651 26. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта., 2015. – С.336. 27. Поваляева М.А. Справочник логопеда . – Ростов н/ Д: Изд. Феникс, 2012. – С.448.// http://pedlib.ru/Books/3/0061 28. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ., 2016. – С.187. 29. Селивёрстова В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда.- М.: Изд. ВЛАДОС. 1997. – С.46.// https://www.studmed.ru/seliverstov-vi-ponyatiyno-terminologicheskiy-slovar-logopeda_f998dca226c.html 30. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение., 2015. – С. 223. 31. Филичева Т.Б.; Чевелева Н.А.; Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М.: Профессиональное образование., 2015. – С.223. 32. Филичева Т.Б.; Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. – М.: ВЛАДОС., 2016. – С.213. 33. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М., 2014. – С.61. II. Периодические издания: 34.. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед., №6, 2014.- С. 78-82 . 35. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. // Дефектология., 1999. № 4,. – С.13.// https://moluch.ru/archive/64/10336/ 36. Кирпичинкова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику //Дошкольное воспитание., 2005. №2 . – С.76.// https://detki.guru/wp-content/uploads/2015/12/N.Kirpichnikova-Razvivaem-sensoriku-i-melkuyu-motoriku-doshkolnoe-vospitanie-2-2005g..pdf III. Интернет-ресурсы 37...http://www.all-library.com 38.http://childrens-needs.com 39.http://coollib.com/ 40.http://nsportal.ru/ 41..http://padaread.com 42..http://pedlib.ru 43http://www.razym.ru/ 44http://refdb.ru 45http://www.studfiles.ru
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1 Развитие артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников в онтогенезе Двигательный человеческий анализатор достиг очень большого совершенства: человек имеет возможность выполнять различные сложные действия, такие как письмо, игра на различных музыкальных инструментах, которые требуют напряжения большого количества мышечных групп. Двигательный анализатор играет значимую роль в развитии деятельности мозга, так как двигательный анализатор очень тесно связан со всеми структурами центральной нервной системы и принимает участие в их деятельности. В ходе исторического человеческого развития и становления оказалось, что движения пальцев рук довольно тесно связаны с речевой функцией. Начальной формой общения первобытных людей были жесты. Главная роль была отведена руке: с помощью различных жестов, например, оборонительных, указывающих, угрожающих и других движений и рождался первичный язык - невербальный, с помощью которого люди объяснялись. Уже позже жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Пока развивалась словесная речь, прошёл огромный отрезок времени, вследствие этого, долгое время она оставалась неразделима с жестами. Движения пальцев рук у людей всё больше совершенствовались, т.к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 42 страницы
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg