Актуальность темы. В настоящее время все более важным становится изучение социально-экономического и культурного прошлого страны. Именно изучение истории общественных и культурных процессов в нашей стране, которые всегда представляли интерес для исследования, позволяет понять и выявить современные проблемы России. Важным является и то, что для понимания общероссийских процессов можно ограничиться изучением истории отдельных общественных и культурных моментов в определенном регионе, имеющем собственную историческую специфику. Это позволяет взглянуть на особенность развития того или иного процесса в целом, способствует детальному, всестороннему исследованию истории России, так и ее отдельных регионов. Научный и практический интерес представляет исследование периода 1920-1930 гг. В этот период происходило становление государственной политики в области культуры и выбор эффективных способов ее осуществления. С одной стороны, в это время осуществлялся тотальный надзор над культурой, который имел отрицательный результат, так как сдерживалась творческая активность населения, а с другой, регулирование этих процессов со стороны государства поднимало значимость культуры в обществе и систематизировало все ее проявления. С установлением советской власти менялся взгляд на многое, в том числе происходило изменение в традиционной системе ценностей. Культура СССР пошла по особому пути, определяемому коммунистической партией. Важнейшим мероприятием государства являлось поднятие культурного уровня населения, ликвидации ее неграмотности и воспитание средствами в духе коммунизма. Для этой цели была создана стройная система идеологической обработки населения. Введенный В. И. Лениным термин«Культурная революция» , предполагал формирование нового человека, нового типа личности, воспитанного на коммунистических идеалах.
На первый план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на беднейшие слои общества. Для реализации этих задач по всей стране началось активное создание сети культурно-просветительных учреждений: клубов, библиотек, изб – читален, музеев. Данные учреждения создавались и в Горном Алтае. В нашем случае изучение вопроса в рамках замкнутого самобытного региона, такого как Горный Алтай, позволяет проследить процесс развития учреждений культуры во всем Союзе Советских Социалистических Республик (в дальнейшем СССР) направленных на духовную борьбу с пережитками старого строя и внедрением новых культурных явлений.
Начало культурному строительству в Горном Алтае было положено еще в 1917 г. На проходившем в июле 1917 г. съезде инородцев его делегаты наметили программу развития культуры и народного образования алтайцев. Поступило предложение организовать при Алтайской Горной Думе книгохранилище, где были бы сосредоточены все документы и литературные материалы, характеризующие природу и климат Горного Алтая, материальную, духовную и прочие стороны жизни алтайцев»
Последствия Гражданской войны, крайняя бедность, отсутствие санитарно-гигиенических правил, низкая социальная культура, отсутствие квалифицированной медицинской помощи и эпидемии способствовали сокращению населения Горного Алтая. Важнейшими мерами Российской коммунистической партии (большевиков) (в дальнейшем РКП (б)) в 20-30-е годы, в сложных социальных условиях, условиях восстановления народного хозяйства, сплошной коллективизации и переходом коренного населения на оседлость, стали изменения такого положения в жизни населения. Главным было изменение быта, привычек, ликвидация азбучной и агрозоотехнической неграмотности, знакомство с приёмами огородничества, домоводства, привитие санитарно-гигиенических навыков у коренного населения. Именно поэтому, для реализации этих задач, власти вплотную занялись созданием сети таких культурно – просветительных учреждений, которые смогли бы не только изменить состояние жизни алтайцев, но и вести культурно-просветительную и пропагандистскую работу среди местного населения.
Изучение проблемы в рамках замкнутого самобытного региона, такого как Горный Алтай, позволяет проследить процесс развития учреждений культуры от зарождения первых культурно-просветительных методов работы с населением в 20-е годы до ее наиболее высших форм в 30-е годы.
Исходя из всего вышеизложенного, исследование на тему история развития учреждений культуры в Горном Алтае в 20-30-е годы XX века, является, на наш взгляд, весьма актуальным.
Историография вопроса. Научное исследование процессов культуры, происходящих в стране, началось уже в 20-е годы XX века. Именно тогда вышло много интересных и разнообразных публикаций, являющихся ценным источником наших знаний о представлениях руководителей большевистской партии о развитии культуры в условиях строительства нового общества. Это касается как работ рядовых работников так называемого «культурного фронта», так и тех, кто определял и направлял культурную политику в стране, возглавляя государственные и партийные органы власти. Различие заключалось лишь в том, что последние занимались теоретической разработкой проблемы, а низовые работники информировали о конкретных мероприятиях, цифрах и т.п.
Ленин рассматривал политические, социально-экономические и культурные преобразования в своих работах Ленин «О работе Наркомпроса» , «О кооперации» , «О нашей революции» , Бухарин «Экономика переходного периода» , «Ленинизм и проблемы культурной революции».
Политическое господство открывало рабочему классу доступ к культуре, но приобщение трудящихся к политической жизни, реальное участие в управлении делами общества было невозможно без существенного повышения их культурного уровня.
Ближайшие соратники В.И.Ленина - Н. К. Крупская , А. В. Луначарский , И. И. Ходоровский занимались теоретической разработкой проблемы, и вопросами дальнейшей перспективы культурного развития. Они отстаивали ленинские установки в области культуры, роль В.И. Ленина в создании концепции и программы культурной революции, руководстве ее осуществлением в первые послереволюционные годы, марксистско-ленинский принцип взаимоотношений партии, государства и общественных организаций в области руководства культурным строительством. Эта литература заложила фундамент научной разработки ленинской темы в советской исторической литературе, положение о руководящей роли партии стало впоследствии стержневой идеей советского общества. Анализ культурно-идеологической деятельности Советской власти содержится в работах известных в то время деятелей культурного фронта, Л.Авербаха , А.Деборина , П.Керженцева . В основном это были пропагандистские, популярные материалы. В 20-х годах накапливался фактический материал и расширялась источниковедческая база, необходимая для научных работ обобщающего характера.
Актуальным вопросам политического просвещения в 1920-е годы посвящен сборник статей под редакцией Г. Г. Тумима . Автор сборника на основе своего опыта предлагает рекомендации и советы для практической деятельности, приводит интересные факты.
С начала 1930-х годов количество литературы по общим проблемам культурного строительства стало резко сокращаться. Спектр исследовательских задач был значительно сужен. Освещение культурной жизни замыкало обычно экономическую, социальную и политическую характеристики эпохи, а проблема культурной политики сводилась к сравнительно узкому кругу вопросов. В 30-е годы появляются первые тематические сборники высказываний В.И, Ленина о культуре и искусстве.
Исследователи 1930-х - начала 1950-х гг. (Н.Н. Белькович , Л.C. Фрид , и др.) говорили в основном о введении всеобщего обязательного обучения, ликвидации неграмотности и создании из рабочих и крестьян новой советской интеллигенции, а также идеологической работе партии, под которой подразумевалась прежде всего борьба с врагами, угрожавшими молодому пролетарскому государству и его идеологии. В послевоенной литературе вопросы политико-культурного просвещения были изучены в работах И.О.Смирнова , A.M. Ивановой , А.Мамая , А.З.Козырева и других авторов. В целом, для работ этого этапа характерно недостаточное использование документальных материалов, господство политических установок. Однако, несмотря на недостатки, эти работы сыграли положительную роль в освещении проводимых мероприятий по ликвидации неграмотности, становлению школьной системы и других аспектах культурной жизни, а также способствовали накоплению фактического материала.
В конце 50-70-е гг. состоялась широкая дискуссия о содержании культурной революции в СССР. К тому времени культурная революция рассматривалась в литературе как составная часть социалистической революции, как закономерность социалистического строительства. Ее содержание и главные цели определялись так: ликвидация духовного господства эксплуататорских классов, коренное преобразование духовной жизни общества на основе коммунистической идеологии, громадное и резкое повышение культурного уровня народов. С этого же времени культурно-просветительная работа становится объектом специального анализа. В исследованиях Абросенко , Смирнов , Баллер .
Наиболее интересными являются работа В. А. Козлова. Народные массы рассматриваются им не только как объект, но и как субъект культурной деятельности. Ему удалось воссоздать объективную картину социально-психологического климата тех лет и, не ограничиваясь констатацией бесспорных успехов, показать серьезную деформацию духовной жизни общества. Содержащийся в работе ретроспективный анализ проблем управления культурой, ее материальной базы, развития школы, форм и методов политико-просветительной работы отличает глубина и внимание к деталям.
В конце 1980-х гг. были предприняты попытки преодолеть идеальный образ социалистической культуры и однозначно положительного и мудрого руководства. В это время наблюдалось заметное расширение тематики исторических исследований, в том числе и за счет нетрадиционных тем в историографии. Были затронуты такие аспекты этой проблемы как культура свободного времени, культура труда, производства и быта. Данной тематикой занимались такие исследователи как: Андреева , Милова , Липочкин .
Вплоть до конца советского периода в центре исследовательского внимания находились проблемы партийного руководства культурным строительством. Историки освещали руководящую роль коммунистической партии в культурной революции, исследовали отдельные аспекты партийного руководства различными областями культурной жизни. Для литературы этого периода характерно преувеличение заботы партии об интеллигенции в 1920-1930-е гг. Главное внимание уделялось «идейно-политическому воспитанию» и «перевоспитанию» старой интеллигенции, её «мирному завоеванию Советской властью». Интеллигенция рассматривалась как объект воздействия и руководства со стороны партии, комсомола, профсоюзов, советов.
Начало 1990-х гг. явились временем формирования принципиально нового подхода к отечественной истории. Историки Белова , Вендеровская , Стрельцова стремились дать оценку событиям прошлого не с точки зрения современных идеологических установок, а с позиций объективных изменений в культурном облике нашего времени. Формирование национально-государственного аппарата руководства культурой исследовала в своих работах Т. Ю. Красовицкая . Автор рассматривала национально-культурную политику партии и государства в новых условиях и ее влияние на изменение самосознания масс.
Тема истории развития учреждений культуры в Горном Алтае в 20-30-е годы XX века является малоизученной. Специальных историко-культурных исследований по обозначенной проблеме немного, совершенно отсутствуют монографии. Советские и постсоветские авторы не раз обращались к различным отдельным аспектам данной проблемы при исследовании социальных и общих процессов в регионе.
Историографию истории развития учреждений культуры в Горном Алтае можно проследить в несколько этапов. Первый этап связан, прежде всего, с военным и послевоенным временем 1940 – 1950-е гг. Это время характеризовалось первым осмыслением культурных преобразований, происходивших в период после октябрьской революции 1917 г. и до начала Великой отечественной войны. В своем большинстве исследования несли идеологический отпечаток, хотя и опирались на источниковую базу. В это время появляются работы Л. П. Потапова, В. П. Угрюмова, которые обращаются к исследованию проблем культурного развития региона: функционированию клубов, библиотек и киноустановок . В частности авторами было отмечено, что культура алтайцев под влиянием советской власти являлась национальной по форме и социалистической по содержанию. Исследователем В.П. Угрюмовым, в работе «Сельский киномеханик» , подробно рассмотрены особенности работы кинопередвижки в условиях сельской местности Горного Алтая.
Второй этап историографии вопроса начинается с 1960-х гг. и продолжается до 1985 гг. В это время происходила активная обработка имеющегося материала. Большинство работ, посвященных культурным преобразованиям, раскрывают достижения, основные закономерности этого процесса в стране. Особый вклад в изучение истории культуры Горного Алтая в этот период внесли В. А. Демидов, Л. П. Потапов, Л. А. Давыдова, Н. И. Шатинова и другие авторы.
Начало культурного строительства рассматривает В. А. Демидов в своей работе «Краеведческий материал по истории Горно-Алтайской автономной области» . Так же Демидовым описываются, мероприятия направленные на создание сети культурно-просветительных учреждений и широко рассматривается работа юрт-передвижек и кочующих агитаторов в Горном Алтае. Л. П. Потаповым так же рассматривается начальные этапы культурного строительства и работа юрт-передвижек, Народных домов и Домов алтайки . В статьях Л. А. Давыдовой и Н. И. Шатиновой рассматриваются моменты и мероприятия направленные на организацию краеведческого музея создания и работа краеведческого музея. С 1985 по 1991 гг. вся отечественная историография вступила на IV этап – этап новых взглядов на проблему с позиций «белых пятен» и пересмотр всей советской истории. Историческая наука под влиянием идей «перестройки» перестала быть однородной, появились основания для становления различных школ и направлений. Характерным явлением для этого периода стало широкое исследование различных проблемных вопросов, как в рамках страны, так и отдельных регионов. Вначале 1990-х гг. различные аспекты культуры в рамках своих исследований рассматривали Р. М. Еркинова, Н. М. Екеева, О. А. Гончарова, Н. А. Майдурова, Н. Р. Штанакова, Н. С. Модоров и др. Появлялись вновь переизданные работы П. Я. Гордиенко и А. В. Анохина.
Статьи Р. М. Еркиновой посвящены проблемам формирования в Горном Алтае национального музея. Опираясь на обширные архивные данные, автор выстраивает целостную картину создания и функционирования в области музея, у истоков которого наряду с А. В. Анохиным стоял и Г. И. Чорос-Гуркин, поскольку именно его работы легли в основу художественной коллекции . Н. М. Екеева и И. Ф. Иванцова в работе «История Горного Алтая» описывает задачи культурного строительства в Горном Алтае, а так же работу юрт-передвижек и библиотек. Исследователи О. А. Гончарова, Н. М. Екеева, Н. Ф. Иванцова, Н. А. Майдурова, Н. Р. Штанакова в книге «История Горного Алтая» достаточно подробно рассмотрели вопросы деятельности партийных учреждений в области поднятия культурного уровня алтайского населения, работы юрт-передвижек и Домов алтайки. В частности рядом авторов отмечалось, что в 1930-е годы большое значение придавалось деятельности сети Домов культуры, где женщины коренной национальности получали различные знания, в том числе в области личной гигиены, организации быта, ухода за детьми и т.д.
Широко раскрыла исследуемую проблематику по тем или иным вопросам в своей диссертации О. А. Гончарова . Так же при освещение вопросов развития здравоохранения в работах «Горный Алтай: история народной медицины и здравоохранения» и «История становления системы здравоохранения национальных районов юга Сибири в 1920-1941 гг.», подробно затронула работу ряда учреждений культуры в их санитарно-профилактической и гигиенической деятельности.
Н. Р. Штанакова в статье «Повышение культурного уровня населения Горного Алтая в 20 – е гг. XX в.» , уделяет особое внимание работе таких культурно-просветительных учреждений как Дома алтайки, юрты-передвижки и избы читальни.
Н. С. Модоров в работе «История и Культура Горного Алтая» рассмотрел роль культурных учреждений в жизни алтайцев. В работе Николая Семеновича содержатся сведения о работе юрт-передвижек, народных домов и библиотек . Также многие культурные процессы описываются в статье Н. П. Денчик. Денчик хорошо осветила особенности работы Домов алтайки и юрт-передвижек .
О работе культурных учреждений в Горном Алтае много сведений содержится в статьях Т. В. Захаровой . Круг проблем, которые рассмотрела Татьяна Владимировна довольно обширный. Она изучила историю создания и работу юрт-передвижек, библиотек, клубов, изб-читален, народных домов, кочующих агитаторов и более подробно раскрыла историю создания музея.
Объектом исследования является процесс культурного развития СССР в 1920-1930 гг.
Предметом исследования стали основные тенденции культуры в Горном Алтае в 1920-1930 гг.
Цель исследовательской работы – проанализировать культурные преобразования в СССР в 1920-1930 гг. на примере Горного Алтая.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать политику и направления преобразований Советской власти в 1920-1930 гг. в области культуры.
2. Выявить тенденции культурного строительства в Горном Алтае в 20-30-е годы ХХ века.
3. Определить особенности процессов социально-культурных преобразования
Территориальные рамки исследования ограничены территорией СССР в 20-30-е гг. куда входил Горный Алтай.
Хронологические рамки исследования определяются в своей нижней границе 1917 г. С этого времени в соответствии с декретом от 9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля за культурой. Затем принимается целый ряд декретов и постановлений о развитии культуры. Верхняя граница исследования ограничена концом 1941 г. Именно к этому времени, были достигнуты наибольшие успехи в культурно-просветительной работе среди населения и переводе алтайцев к оседлости. К этому времени нараставшая военная опасность требовала приоритетного финансирования обороны, а культурная работа была приостановлена.
Источниковая база. Исследование истории культурных преобразований в Горном Алтае, проведено на основе различных источников: делопроизводственная документация, периодическая печать, текущее делопроизводство.
Опубликованные источники по истории становления культурных учреждений ограничены, так как до недавнего времени при публикации исторических источников приоритеты отдавались вопросам политического развития. К опубликованным источникам следует отнести сборники документов . Где сосредоточенны важные делопроизводственные, т.ч. текущие документы.
Актуальность проблемы, а также отсутствие специального исследования посвященного ее изучению, обусловили выбор темы в качестве магистерской работы. Особым источником для написания дипломной работы стали газеты, выходившие в тот или иной период истории. Наше исследование основано главным образом на материалах газеты «Ойротский край». Газета-листовка «Ойротский край» вышла в свет 7 ноября 1922 г. Газета была выпущена обкомом РКП (б) и облисполкомом. Первое время она выходила нерегулярно, ее главной целью являлось обслуживание интересов широких масс русского и алтайского населения. В значительной части в ней содержалась официальная информация, письма с мест. Публикации газеты помогают воссоздать видение тех или иных проблем в данный конкретный исторический период. Обращение газеты к проблемам показывает значимость этих вопросов для современников . Газетные публикации, способствуют более целостному восстановлению картины развития учреждений культуры в Горном Алтае в 20-30-е годы. В газете «Ойротский край» за 20-30 - е годы содержится большое количество информации о работе изб-читален, юрт-передвижек, клубов, народных домов, музеев о мероприятиях направленных на улучшение культурно-просветительной жизни в Горном Алтае.
Методологическая основа. При написании работы использовался системный подход. Суть данного подхода состоит в целостном рассмотрении определенной совокупности объектов, перечень которых выясняет, что их взаимосвязь приводит к появлению новых интегративных свойств системы. Культурные процессы рассматриваются как результат функционирования в стране той политической системы, которая сложилась в 1920 – 1930-е гг. Так же данное исследование основано на принципах историзма (рассмотрение проблемы с учетом времени), объективизма (беспристрастная и всесторонняя оценка изучаемого), единства и взаимосвязи общего и особенного (исследование общественных отношений с учетом специфики региона). Наряду с указанными методами необходимо выделить и другие: ретроспективный (осмысление событий современности под углом зрения минувшего и обращения к нему для выявления основных принципов, присущих настоящему), метод актуализма (использование знаний о современных явлениях для реконструкции прошлого).
Новизна. Научная новизна работы состоит в том, что в ней проведен комплексный анализ темы истории становления и развития культуры в Горном Алтае. В данной работе вводятся в научный оборот данные, полученные на основе анализа широкого круга источников. Предпринята попытка показать основные направления в истории развития культуры на малоиспользуемых ранее источниках, таких как периодическая печать. Развитие учреждений культуры в регионе рассмотрено в контексте происходивших общественных и социально-экономических процессов.
Структура работы. Работа cоcтоит из введения, трех глав, заключения, cпиcка иcпользованных иcточников и литературы. Первая глава данной работы поcвящена политике и направлению преобразований в cоветcкой влаcти в 1920-1930 гг. в облаcти культуры и делитcя на 2 пункта. В чаcтноcти раccматриваетcя политика в облаcти культурного cтроительcтва в CCCР, непоcредcтвенно развитие cоветcкой влаcти в облаcти культуры в 1920-1930 гг. 2 глава описывает социально-экономическое состояние Горного Алтая в 20-30 - е годы XX века. 3 глава повествует о культурном строительстве в Горном Алтае 20-30 гг.