Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ГОРНОМ АЛТАЕ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917 – 1941 гг.)

kira_moreva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2020
Подводя итог работы, приходим к выводу, что в 1920-1930-е гг. в Горном Алтае, в культурно-просветительной и пропагандистской работе в борьбе за поднятие культурного уровня населения, ликвидации неграмотности, изменение старого традиционного быта, привычек, знакомства с приёмами домоводства, привитии санитарно-гигиенических навыков, большое значение возлагалось на культурно-просветительные учреждения. При их помощи распространялись агрономические знания, информация о достижениях страны в области промышленности и сельского хозяйства, разъяснялись новые методы работы. Так же культурные учреждения в условиях НЭПа, а затем коллективизации проводили большую политико-массовую работу, пропагандируя теорию марксизма-ленинизма и постановления партии и правительства, как среди русского, так и коренного населения Горного Алтая и других народов, проживающих в регионе.
Введение

Актуальность темы. В настоящее время все более важным становится изучение социально-экономического и культурного прошлого страны. Именно изучение истории общественных и культурных процессов в нашей стране, которые всегда представляли интерес для исследования, позволяет понять и выявить современные проблемы России. Важным является и то, что для понимания общероссийских процессов можно ограничиться изучением истории отдельных общественных и культурных моментов в определенном регионе, имеющем собственную историческую специфику. Это позволяет взглянуть на особенность развития того или иного процесса в целом, способствует детальному, всестороннему исследованию истории России, так и ее отдельных регионов. Научный и практический интерес представляет исследование периода 1920-1930 гг. В этот период происходило становление государственной политики в области культуры и выбор эффективных способов ее осуществления. С одной стороны, в это время осуществлялся тотальный надзор над культурой, который имел отрицательный результат, так как сдерживалась творческая активность населения, а с другой, регулирование этих процессов со стороны государства поднимало значимость культуры в обществе и систематизировало все ее проявления. С установлением советской власти менялся взгляд на многое, в том числе происходило изменение в традиционной системе ценностей. Культура СССР пошла по особому пути, определяемому коммунистической партией. Важнейшим мероприятием государства являлось поднятие культурного уровня населения, ликвидации ее неграмотности и воспитание средствами в духе коммунизма. Для этой цели была создана стройная система идеологической обработки населения. Введенный В. И. Лениным термин«Культурная революция» , предполагал формирование нового человека, нового типа личности, воспитанного на коммунистических идеалах. На первый план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на беднейшие слои общества. Для реализации этих задач по всей стране началось активное создание сети культурно-просветительных учреждений: клубов, библиотек, изб – читален, музеев. Данные учреждения создавались и в Горном Алтае. В нашем случае изучение вопроса в рамках замкнутого самобытного региона, такого как Горный Алтай, позволяет проследить процесс развития учреждений культуры во всем Союзе Советских Социалистических Республик (в дальнейшем СССР) направленных на духовную борьбу с пережитками старого строя и внедрением новых культурных явлений. Начало культурному строительству в Горном Алтае было положено еще в 1917 г. На проходившем в июле 1917 г. съезде инородцев его делегаты наметили программу развития культуры и народного образования алтайцев. Поступило предложение организовать при Алтайской Горной Думе книгохранилище, где были бы сосредоточены все документы и литературные материалы, характеризующие природу и климат Горного Алтая, материальную, духовную и прочие стороны жизни алтайцев» Последствия Гражданской войны, крайняя бедность, отсутствие санитарно-гигиенических правил, низкая социальная культура, отсутствие квалифицированной медицинской помощи и эпидемии способствовали сокращению населения Горного Алтая. Важнейшими мерами Российской коммунистической партии (большевиков) (в дальнейшем РКП (б)) в 20-30-е годы, в сложных социальных условиях, условиях восстановления народного хозяйства, сплошной коллективизации и переходом коренного населения на оседлость, стали изменения такого положения в жизни населения. Главным было изменение быта, привычек, ликвидация азбучной и агрозоотехнической неграмотности, знакомство с приёмами огородничества, домоводства, привитие санитарно-гигиенических навыков у коренного населения. Именно поэтому, для реализации этих задач, власти вплотную занялись созданием сети таких культурно – просветительных учреждений, которые смогли бы не только изменить состояние жизни алтайцев, но и вести культурно-просветительную и пропагандистскую работу среди местного населения. Изучение проблемы в рамках замкнутого самобытного региона, такого как Горный Алтай, позволяет проследить процесс развития учреждений культуры от зарождения первых культурно-просветительных методов работы с населением в 20-е годы до ее наиболее высших форм в 30-е годы. Исходя из всего вышеизложенного, исследование на тему история развития учреждений культуры в Горном Алтае в 20-30-е годы XX века, является, на наш взгляд, весьма актуальным. Историография вопроса. Научное исследование процессов культуры, происходящих в стране, началось уже в 20-е годы XX века. Именно тогда вышло много интересных и разнообразных публикаций, являющихся ценным источником наших знаний о представлениях руководителей большевистской партии о развитии культуры в условиях строительства нового общества. Это касается как работ рядовых работников так называемого «культурного фронта», так и тех, кто определял и направлял культурную политику в стране, возглавляя государственные и партийные органы власти. Различие заключалось лишь в том, что последние занимались теоретической разработкой проблемы, а низовые работники информировали о конкретных мероприятиях, цифрах и т.п. Ленин рассматривал политические, социально-экономические и культурные преобразования в своих работах Ленин «О работе Наркомпроса» , «О кооперации» , «О нашей революции» , Бухарин «Экономика переходного периода» , «Ленинизм и проблемы культурной революции». Политическое господство открывало рабочему классу доступ к культуре, но приобщение трудящихся к политической жизни, реальное участие в управлении делами общества было невозможно без существенного повышения их культурного уровня. Ближайшие соратники В.И.Ленина - Н. К. Крупская , А. В. Луначарский , И. И. Ходоровский занимались теоретической разработкой проблемы, и вопросами дальнейшей перспективы культурного развития. Они отстаивали ленинские установки в области культуры, роль В.И. Ленина в создании концепции и программы культурной революции, руководстве ее осуществлением в первые послереволюционные годы, марксистско-ленинский принцип взаимоотношений партии, государства и общественных организаций в области руководства культурным строительством. Эта литература заложила фундамент научной разработки ленинской темы в советской исторической литературе, положение о руководящей роли партии стало впоследствии стержневой идеей советского общества. Анализ культурно-идеологической деятельности Советской власти содержится в работах известных в то время деятелей культурного фронта, Л.Авербаха , А.Деборина , П.Керженцева . В основном это были пропагандистские, популярные материалы. В 20-х годах накапливался фактический материал и расширялась источниковедческая база, необходимая для научных работ обобщающего характера. Актуальным вопросам политического просвещения в 1920-е годы посвящен сборник статей под редакцией Г. Г. Тумима . Автор сборника на основе своего опыта предлагает рекомендации и советы для практической деятельности, приводит интересные факты. С начала 1930-х годов количество литературы по общим проблемам культурного строительства стало резко сокращаться. Спектр исследовательских задач был значительно сужен. Освещение культурной жизни замыкало обычно экономическую, социальную и политическую характеристики эпохи, а проблема культурной политики сводилась к сравнительно узкому кругу вопросов. В 30-е годы появляются первые тематические сборники высказываний В.И, Ленина о культуре и искусстве. Исследователи 1930-х - начала 1950-х гг. (Н.Н. Белькович , Л.C. Фрид , и др.) говорили в основном о введении всеобщего обязательного обучения, ликвидации неграмотности и создании из рабочих и крестьян новой советской интеллигенции, а также идеологической работе партии, под которой подразумевалась прежде всего борьба с врагами, угрожавшими молодому пролетарскому государству и его идеологии. В послевоенной литературе вопросы политико-культурного просвещения были изучены в работах И.О.Смирнова , A.M. Ивановой , А.Мамая , А.З.Козырева и других авторов. В целом, для работ этого этапа характерно недостаточное использование документальных материалов, господство политических установок. Однако, несмотря на недостатки, эти работы сыграли положительную роль в освещении проводимых мероприятий по ликвидации неграмотности, становлению школьной системы и других аспектах культурной жизни, а также способствовали накоплению фактического материала. В конце 50-70-е гг. состоялась широкая дискуссия о содержании культурной революции в СССР. К тому времени культурная революция рассматривалась в литературе как составная часть социалистической революции, как закономерность социалистического строительства. Ее содержание и главные цели определялись так: ликвидация духовного господства эксплуататорских классов, коренное преобразование духовной жизни общества на основе коммунистической идеологии, громадное и резкое повышение культурного уровня народов. С этого же времени культурно-просветительная работа становится объектом специального анализа. В исследованиях Абросенко , Смирнов , Баллер . Наиболее интересными являются работа В. А. Козлова. Народные массы рассматриваются им не только как объект, но и как субъект культурной деятельности. Ему удалось воссоздать объективную картину социально-психологического климата тех лет и, не ограничиваясь констатацией бесспорных успехов, показать серьезную деформацию духовной жизни общества. Содержащийся в работе ретроспективный анализ проблем управления культурой, ее материальной базы, развития школы, форм и методов политико-просветительной работы отличает глубина и внимание к деталям. В конце 1980-х гг. были предприняты попытки преодолеть идеальный образ социалистической культуры и однозначно положительного и мудрого руководства. В это время наблюдалось заметное расширение тематики исторических исследований, в том числе и за счет нетрадиционных тем в историографии. Были затронуты такие аспекты этой проблемы как культура свободного времени, культура труда, производства и быта. Данной тематикой занимались такие исследователи как: Андреева , Милова , Липочкин . Вплоть до конца советского периода в центре исследовательского внимания находились проблемы партийного руководства культурным строительством. Историки освещали руководящую роль коммунистической партии в культурной революции, исследовали отдельные аспекты партийного руководства различными областями культурной жизни. Для литературы этого периода характерно преувеличение заботы партии об интеллигенции в 1920-1930-е гг. Главное внимание уделялось «идейно-политическому воспитанию» и «перевоспитанию» старой интеллигенции, её «мирному завоеванию Советской властью». Интеллигенция рассматривалась как объект воздействия и руководства со стороны партии, комсомола, профсоюзов, советов. Начало 1990-х гг. явились временем формирования принципиально нового подхода к отечественной истории. Историки Белова , Вендеровская , Стрельцова стремились дать оценку событиям прошлого не с точки зрения современных идеологических установок, а с позиций объективных изменений в культурном облике нашего времени. Формирование национально-государственного аппарата руководства культурой исследовала в своих работах Т. Ю. Красовицкая . Автор рассматривала национально-культурную политику партии и государства в новых условиях и ее влияние на изменение самосознания масс. Тема истории развития учреждений культуры в Горном Алтае в 20-30-е годы XX века является малоизученной. Специальных историко-культурных исследований по обозначенной проблеме немного, совершенно отсутствуют монографии. Советские и постсоветские авторы не раз обращались к различным отдельным аспектам данной проблемы при исследовании социальных и общих процессов в регионе. Историографию истории развития учреждений культуры в Горном Алтае можно проследить в несколько этапов. Первый этап связан, прежде всего, с военным и послевоенным временем 1940 – 1950-е гг. Это время характеризовалось первым осмыслением культурных преобразований, происходивших в период после октябрьской революции 1917 г. и до начала Великой отечественной войны. В своем большинстве исследования несли идеологический отпечаток, хотя и опирались на источниковую базу. В это время появляются работы Л. П. Потапова, В. П. Угрюмова, которые обращаются к исследованию проблем культурного развития региона: функционированию клубов, библиотек и киноустановок . В частности авторами было отмечено, что культура алтайцев под влиянием советской власти являлась национальной по форме и социалистической по содержанию. Исследователем В.П. Угрюмовым, в работе «Сельский киномеханик» , подробно рассмотрены особенности работы кинопередвижки в условиях сельской местности Горного Алтая. Второй этап историографии вопроса начинается с 1960-х гг. и продолжается до 1985 гг. В это время происходила активная обработка имеющегося материала. Большинство работ, посвященных культурным преобразованиям, раскрывают достижения, основные закономерности этого процесса в стране. Особый вклад в изучение истории культуры Горного Алтая в этот период внесли В. А. Демидов, Л. П. Потапов, Л. А. Давыдова, Н. И. Шатинова и другие авторы. Начало культурного строительства рассматривает В. А. Демидов в своей работе «Краеведческий материал по истории Горно-Алтайской автономной области» . Так же Демидовым описываются, мероприятия направленные на создание сети культурно-просветительных учреждений и широко рассматривается работа юрт-передвижек и кочующих агитаторов в Горном Алтае. Л. П. Потаповым так же рассматривается начальные этапы культурного строительства и работа юрт-передвижек, Народных домов и Домов алтайки . В статьях Л. А. Давыдовой и Н. И. Шатиновой рассматриваются моменты и мероприятия направленные на организацию краеведческого музея создания и работа краеведческого музея. С 1985 по 1991 гг. вся отечественная историография вступила на IV этап – этап новых взглядов на проблему с позиций «белых пятен» и пересмотр всей советской истории. Историческая наука под влиянием идей «перестройки» перестала быть однородной, появились основания для становления различных школ и направлений. Характерным явлением для этого периода стало широкое исследование различных проблемных вопросов, как в рамках страны, так и отдельных регионов. Вначале 1990-х гг. различные аспекты культуры в рамках своих исследований рассматривали Р. М. Еркинова, Н. М. Екеева, О. А. Гончарова, Н. А. Майдурова, Н. Р. Штанакова, Н. С. Модоров и др. Появлялись вновь переизданные работы П. Я. Гордиенко и А. В. Анохина. Статьи Р. М. Еркиновой посвящены проблемам формирования в Горном Алтае национального музея. Опираясь на обширные архивные данные, автор выстраивает целостную картину создания и функционирования в области музея, у истоков которого наряду с А. В. Анохиным стоял и Г. И. Чорос-Гуркин, поскольку именно его работы легли в основу художественной коллекции . Н. М. Екеева и И. Ф. Иванцова в работе «История Горного Алтая» описывает задачи культурного строительства в Горном Алтае, а так же работу юрт-передвижек и библиотек. Исследователи О. А. Гончарова, Н. М. Екеева, Н. Ф. Иванцова, Н. А. Майдурова, Н. Р. Штанакова в книге «История Горного Алтая» достаточно подробно рассмотрели вопросы деятельности партийных учреждений в области поднятия культурного уровня алтайского населения, работы юрт-передвижек и Домов алтайки. В частности рядом авторов отмечалось, что в 1930-е годы большое значение придавалось деятельности сети Домов культуры, где женщины коренной национальности получали различные знания, в том числе в области личной гигиены, организации быта, ухода за детьми и т.д. Широко раскрыла исследуемую проблематику по тем или иным вопросам в своей диссертации О. А. Гончарова . Так же при освещение вопросов развития здравоохранения в работах «Горный Алтай: история народной медицины и здравоохранения» и «История становления системы здравоохранения национальных районов юга Сибири в 1920-1941 гг.», подробно затронула работу ряда учреждений культуры в их санитарно-профилактической и гигиенической деятельности. Н. Р. Штанакова в статье «Повышение культурного уровня населения Горного Алтая в 20 – е гг. XX в.» , уделяет особое внимание работе таких культурно-просветительных учреждений как Дома алтайки, юрты-передвижки и избы читальни. Н. С. Модоров в работе «История и Культура Горного Алтая» рассмотрел роль культурных учреждений в жизни алтайцев. В работе Николая Семеновича содержатся сведения о работе юрт-передвижек, народных домов и библиотек . Также многие культурные процессы описываются в статье Н. П. Денчик. Денчик хорошо осветила особенности работы Домов алтайки и юрт-передвижек . О работе культурных учреждений в Горном Алтае много сведений содержится в статьях Т. В. Захаровой . Круг проблем, которые рассмотрела Татьяна Владимировна довольно обширный. Она изучила историю создания и работу юрт-передвижек, библиотек, клубов, изб-читален, народных домов, кочующих агитаторов и более подробно раскрыла историю создания музея. Объектом исследования является процесс культурного развития СССР в 1920-1930 гг. Предметом исследования стали основные тенденции культуры в Горном Алтае в 1920-1930 гг. Цель исследовательской работы – проанализировать культурные преобразования в СССР в 1920-1930 гг. на примере Горного Алтая. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 1. Охарактеризовать политику и направления преобразований Советской власти в 1920-1930 гг. в области культуры. 2. Выявить тенденции культурного строительства в Горном Алтае в 20-30-е годы ХХ века. 3. Определить особенности процессов социально-культурных преобразования Территориальные рамки исследования ограничены территорией СССР в 20-30-е гг. куда входил Горный Алтай. Хронологические рамки исследования определяются в своей нижней границе 1917 г. С этого времени в соответствии с декретом от 9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля за культурой. Затем принимается целый ряд декретов и постановлений о развитии культуры. Верхняя граница исследования ограничена концом 1941 г. Именно к этому времени, были достигнуты наибольшие успехи в культурно-просветительной работе среди населения и переводе алтайцев к оседлости. К этому времени нараставшая военная опасность требовала приоритетного финансирования обороны, а культурная работа была приостановлена. Источниковая база. Исследование истории культурных преобразований в Горном Алтае, проведено на основе различных источников: делопроизводственная документация, периодическая печать, текущее делопроизводство. Опубликованные источники по истории становления культурных учреждений ограничены, так как до недавнего времени при публикации исторических источников приоритеты отдавались вопросам политического развития. К опубликованным источникам следует отнести сборники документов . Где сосредоточенны важные делопроизводственные, т.ч. текущие документы. Актуальность проблемы, а также отсутствие специального исследования посвященного ее изучению, обусловили выбор темы в качестве магистерской работы. Особым источником для написания дипломной работы стали газеты, выходившие в тот или иной период истории. Наше исследование основано главным образом на материалах газеты «Ойротский край». Газета-листовка «Ойротский край» вышла в свет 7 ноября 1922 г. Газета была выпущена обкомом РКП (б) и облисполкомом. Первое время она выходила нерегулярно, ее главной целью являлось обслуживание интересов широких масс русского и алтайского населения. В значительной части в ней содержалась официальная информация, письма с мест. Публикации газеты помогают воссоздать видение тех или иных проблем в данный конкретный исторический период. Обращение газеты к проблемам показывает значимость этих вопросов для современников . Газетные публикации, способствуют более целостному восстановлению картины развития учреждений культуры в Горном Алтае в 20-30-е годы. В газете «Ойротский край» за 20-30 - е годы содержится большое количество информации о работе изб-читален, юрт-передвижек, клубов, народных домов, музеев о мероприятиях направленных на улучшение культурно-просветительной жизни в Горном Алтае. Методологическая основа. При написании работы использовался системный подход. Суть данного подхода состоит в целостном рассмотрении определенной совокупности объектов, перечень которых выясняет, что их взаимосвязь приводит к появлению новых интегративных свойств системы. Культурные процессы рассматриваются как результат функционирования в стране той политической системы, которая сложилась в 1920 – 1930-е гг. Так же данное исследование основано на принципах историзма (рассмотрение проблемы с учетом времени), объективизма (беспристрастная и всесторонняя оценка изучаемого), единства и взаимосвязи общего и особенного (исследование общественных отношений с учетом специфики региона). Наряду с указанными методами необходимо выделить и другие: ретроспективный (осмысление событий современности под углом зрения минувшего и обращения к нему для выявления основных принципов, присущих настоящему), метод актуализма (использование знаний о современных явлениях для реконструкции прошлого). Новизна. Научная новизна работы состоит в том, что в ней проведен комплексный анализ темы истории становления и развития культуры в Горном Алтае. В данной работе вводятся в научный оборот данные, полученные на основе анализа широкого круга источников. Предпринята попытка показать основные направления в истории развития культуры на малоиспользуемых ранее источниках, таких как периодическая печать. Развитие учреждений культуры в регионе рассмотрено в контексте происходивших общественных и социально-экономических процессов. Структура работы. Работа cоcтоит из введения, трех глав, заключения, cпиcка иcпользованных иcточников и литературы. Первая глава данной работы поcвящена политике и направлению преобразований в cоветcкой влаcти в 1920-1930 гг. в облаcти культуры и делитcя на 2 пункта. В чаcтноcти раccматриваетcя политика в облаcти культурного cтроительcтва в CCCР, непоcредcтвенно развитие cоветcкой влаcти в облаcти культуры в 1920-1930 гг. 2 глава описывает социально-экономическое состояние Горного Алтая в 20-30 - е годы XX века. 3 глава повествует о культурном строительстве в Горном Алтае 20-30 гг.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1 Основные направления преобразований Советской власти в 1920-1930 гг. в области культуры……………………………………………………………..…18 1.1 Пути становления советской культуры в 1920-ее гг…………………..…..18 1.2 Особенности развития советской культуры в 1930-ее гг……………...….31 2 Социально-экономические процессы в Горном Алтае в 20-30 - е годы XX века………………………………………………………………………………..39 2.1 Тенденции социального развития Горного Алтая………………………...39 2.2 Особенности экономического развития Горного Алтая…………….…….48 3 Культурные преобразования в Горном Алтае в 1920-1930-е гг………….…61 3.1 Культурное строительство в Горном Алтае в 1920-1930-е гг…………….61 3.2 Тенденции развития культуры в Горном Алтае в 30-е гг………………....73 Заключение……………………………………………………………………….80 Список использованных источников и литературы…………………………...85
Список литературы

Источники 1. Ленин, В.И. О работе Наркомпроса / В.И. Ленин // Ленин В.И. Полн. собр. соч. В 55 т. – М.: Политиздат, 1970. – Т. 42. – С. 322-332. 2. Ленин, В.И. О кооперации / В.И. Ленин // Ленин В.И. Полн. собр. соч. В 55 т. – М.: Политиздат, 1970. – Т. 45. – С. 369-377. 3. Ленин, В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Доклад на II Всероссийском съезде политпросветов / В.И. Ленин // Ленин В.И. полн. собр. соч. В 55 т. – М.: Политиздат, 1970. – Т.44. – 710 с. 4. В.И. Ленин о культуре и искусстве. – М., 1938. – С. 17-21. 5. Ленин, В.И. Партийная организация и партийная литература. В.И. Ленин // В.И. Ленин полн. собр. соч. В 55 т. – М.: Политиздат, 1970. – Т. 41. – С. 280-301. 6. Судьбы коренных народов Горного Алтая (Из истории национально-государственного строительства. 1800 – 1940 гг.). Сборник документов / под ред. Н.С. Модорова. – Горно-Алтайск, 2004. – 162 с. 7. Бородкин, П.А. Культурное строительство на Алтае. 1917 – 1941 гг. / П. А. Бородкин [и др.]; отв. ред. А.Н. Невский. Документы и материалы. - Барнаул, 1980. – 360 с. 8. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917-1993. / под. ред. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев. – М.: Педагогика, 1974. – 166 с. Литература 9. Алтай в период восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.) Исторический очерк / под ред. А.Н. Лариной. Алтайское книжное издательство. – Барнаул, 1961. – 251 с. 10. Абросенко, К.П. Рост культуры советского общества / К.П. Абросенко. – М.: Сов. Россия, 1958. – 222 с. 11. Авербах, Л.Л. На путях культурной революции / Л.Л. Авербах. – М.: Московский рабочий, 1929. – 150 с. 12. Арсланов, В. Г. Ответы культуры на вызов времени. СССР 30-е годы: Очерки / В.Г. Арсланов. – М., 1995. – С. 15-17. 13. Андреева, М.С. Коммунистическая партия – инициатор создания и руководитель Главполитпросвета / М.С. Андреева // Вопросы истории КПСС. – 1968. – № 6. – С. 80-86. 14. Белькович, Н.Н. Социально-культурное строительство в РСФСР / Н.Н. Белькович. – М., 1938. – С. 3-21. 15. Белова, Т. Культура и власть / Т. Белова. – М.: Филос-во СССР, 1991. – С. 21-56. 16. Бухарин, Н.И. Экономика переходного периода. Ч. 1. Общая теория трансформационного процесса / Н.И. Бухарин. – М.: Гос. изд-во, 1920. – 157 с. 17. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер. – М.: Наука, 1969. – С. 268-292. 18. Веллер, Л. Леший, Н. О работе общества «Долой неграмотность!» в деревне: инструктивный сборник. / Л. Веллер, Н. Леший. – Новониколаевск: Ново-ое общество «Долой неграмотность!», 1925. – 16 с. 19. Время, вперед! Культурная политика в СССР / под ред. И.В. Глущенко, В.А. Куренного. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. – 272 с. 20. Вендровская, Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты / Р.Б. Вендровская. – М.: Международная педагогическая академия, 1993. – 82 с. 21. Гуркина, Н.К. Интеллигенция Европейского Севера России в конце XIX – начале XX веков / Н.К. Гуркина. – СПб.: Нестор, 1998. – 218 с. 22. Глущенко, И.В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920-1930-ее гг. / И.В. Глущенко // Вопросы образования. – №3. – 2015. – С. 246-278. 23. Глущенко, В. А. Время, вперед! Культурная политика в СССР / В.А. Глущенко. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2013. – С. 64-80. 24. Гончарова, О. А. История народной медицины и здравоохранения: дис… д. и. наук: 07.00.02. – Томск, 2001. – С. 21-40. 25. Давыдова, Л. А. Горно-Алтайский областной краеведческий музей / Л.А. Давыдова // Ученые записки ГАНИИИЯЛ. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское книжное издательство, 1962. – № 5. – 94 с. 26. Демидов, В. А. Переход алтайцев на оседлость / В.А. Демидов. – Алтайское книжное издательство. – Барнаул, 1968. – 102 с. 27. Денчик, Н.П. Особенности культуры и быта алтайской деревни в 20 – е гг. XX в. / Н.П. Денчик //Алтайская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Сборник докладов, сообщений. – Горно-Алтайск, 2004. – 62 с. 28. Деборин, А.М. Марксизм и культура / А.М. Деборин // Революция и культура. – 1927. – № 1. – С. 8-16. 29. Екеева, Н.М. История Горного Алтая: В 3-х т. / под ред. Н.М. Екеевой, Н.Ф. Иванцовой. – Бийск: Типография Бийского государственного педагогического института, 2000. – Т. 2. – 223 с. 30. Екеев, Н.В. Социально-экономическое развитие деревни Горного Алтая в 1920-х годах / Н. В. Екеев. Монография. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1988. – 157 с. 31. Ершова, Э.Б. Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссии. 1917 - 1941 гг. М., 1994. – 73 с. 32. Еркинова, Р.М. К истории формирования фонда Гуркина в музее / Р.М. Еркинова // Возвращение. – Горно-Алтайск, 1993. – С. 199-217. 33. Захарова, Т.В. Некоторые аспекты социально-культурных преобразований в Горном Алтае впервые годы советской власти / Т.В. Захарова // Исторический сборник. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – № 13. – 87 с. 34. Захарова, Т.В. Социальные преобразования в Горном Алтае в 1920-1930-е годы / Т. В. Захарова. Монография – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – 162 с. 35. Захарова, Т.В. Просветительская работа в Горном Алтае в начале 20 – х. гг. XX в. / Т.В. Захарова // Российская история XX – начала XI вв.: социально – экономические, общественно – политические, культурологические аспекты исследования: Материалы Всероссийской научно – практической конференции. – Орехово-Зуево, 2009. – С. 289. 36. Захарова, Т.В. Из истории становления советской культуры в Горном Алтае / Т.В. Захарова // Мир Евразии. 2009. – №3. – 79 с. 37. История Горного Алтая. Часть 2. Горный Алтай в 1917-1940 гг. / сост. О.А. Гончарова, Н.М. Екеева, Н.Ф. Иванцова, Н.А. Майдурова, Н.Р. Штанакова. – Горно-Алтайск, 1995. – 152 с. 38. Козлов, В.А. Человек революционной эпохи: к методологии исторического исследования / В.А. Козлов // Советская культура: история и современность. – М., 1983. – С. 186-202. 39. Козырев, А.В. Школа в России в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции / А.В. Козырев. – Ставрополь, 1948. – С. 54-61. 40. Керженцев, П.М. Человек новой эпохи / П.М. Керженцев // Революция и культура. – 1927. – № 3. – С. 17-20 41. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения: В 10-и т. / Н.К. Крупская. – М.: Изд-во Академии пед. наук, – 1960. – Т.9. – С. 289-290. 42. Крупская, Н. К. О культурно-просветительной работе / Н.К. Крупская. – М.: Сов. Россия, 1957. – 163 с. 43. Красовицкая, Т.Ю. Власть и культура: Исторический опыт руководства национально-культурным строительством / Т.Ю. Красовицкая // Отечественная история. – М.: Наука. 1993. – № 1. – С. 12-19. 44. Луначарский, А.В. Об интеллигенции / А.В. Луначарский. – М.: Красная новь, 1920. – С. 36-37. 45. Липочкин, Н.Г. Утверждение пролетарской идеологии в советской общеобразовательной школе / Н.Г. Липочкин // Очерки истории партийного руководства культурным строительством в СССР. 1921-1925 гг. Ростов, 1982. – С. 32-66. 46. Милова, И.В. Агитационная работа партии среди рабочих масс при переходе к НЭПу / И.В. Милова // Вопросы истории КПСС. – 1972. – № 11. – С. 93-102. 47. Мамай, Н. Коммунистическая партия в борьбе за идейно-политическое воспитание масс в первые годы нэпа / Н. Мамай. – М., 1954. – 136 с. 48. Маруцкий, Э.С. Государственная политика в сфере ликвидации неграмотности в 1921-1932 гг. На материалах Нижнего Поволжья / сост. Э.С. Маруцкий, Е.А. Ефимова, И.Ю. Смирнова Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2010. – 7 с. 49. Муртазина, Л.Р. Педагогический анализ деятельности ликбезов (на примере республики Татарстан) / Л.Р. Муртазина. – Казань: Печатный Двор, 2002. – 136 с. 50. Модоров, Н.С. История и Культура Горного Алтая / Н.С. Модоров. – Горно-Алтайск, 1992. – 149 с. 51. Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области / Л.П. Потапов. – Горно-Алтайск. 1973. – 536 с. 52. Угрюмов, В.П. Сельский киномеханик / В.П. Угрюмов. – Горно-Алтайск, 1958. – С. 8-9. 53. Улала, Ойрот-Тура, Горно-Алтайск. Страницы истории. Летопись города с 1830 по 1945 годы / под ред. А.В. Эдоков. – Горно-Алтайск, 1997. – 192 с. 54. Петрова, Я.И. Организация обучения взрослых в процессе ликвидации неграмотности в СССР в 1920-1930-е годы / Я.И. Петрова. – Самара: Самарский ун-т. 2011. – С. 20-21. 55. Потапов, Л.П. Краткий очерк культуры и быта алтайцев / Л.П. Потапов. – Горно-Алтайск, 1948. – 64 с. 56. Смирнов, И.С. В. И. Ленин и советская культура / И.С. Смирнов. – М., 1960. – С. 369-372. 57. Смирнов, И.С. Из истории строительства социалистической культуры в первый период Советской власти (октябрь 1917- лето 1918 гг.) / И.С. Смирнов. – М., 1949. – 112 с. 58. Соломатина, Т.Б. Ликвидация неграмотности населения в России в первой половине XX века / Т.Б. Соломатина. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 204 с. 59. Табейкина, Е.К. Культурная Советской власти в 1920-1930 гг. / Е.К. Табейкина // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – № 5-6. – 2014. – р. 59-61. 60. Тумим, Г.Г. Внешкольное дело: Сб. статей по вопросам внешкольного образования / Г.Г. Тумим. – М., 1924. – С. 41-56. 61. Тощакова, Е.М. Женщина в обществе и семье у современных алтайцев / Е.М. Тощакова. – Новосибирск, 1973. – 58 с. 62. Фрид, Л.С. Очерки по истории культурно-просветительной работы в РСФСР (1917-1929 гг.) / Л.С. Фрид. – М.: Ком. Полит.-просвет. ин-т им. Н.К. Крупской, 1941. – 184 с. 63. Филиппов, Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР / Ф.Р. Филиппов. – М.: Мысль, 1976. – 21 с.
Отрывок из работы

1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1920-1930 ГГ. В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. 1.1 Пути становление советской культуры в 1920-ее гг. В основу культурной политики советского государства в данный период легли важнейшие принципы отношения партии большевиков к художественно-творческой деятельности, сформулированные В. И. Лениным в работе «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.). Основной целью культуры, по мнению Ленина, является не служение «... перенасыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее будущность» . Культуре в новой России отводилась роль, связанная прежде всего с уничтожением культурного неравенства. Поэтому взятый курс на «культурную революцию» предусматривал решение трех (как минимум) важнейших задач: ликвидацию неграмотности в стране (известно, что более 70% населения к октябрю 1917 г. было неграмотно); постепенное приобщение народа к духовному богатству, выработанному человечеством; формирование новой советской интеллигенции из трудящихся, способной создавать и развивать достижения социализма в области культуры. В программе партии оговаривались меры по широкой демократизации культурной жизни и обеспечению доступа для трудящихся к сокровищам искусства. Программные положения большевиков стали реализовываться сразу же после победы Октябрьской революции 1917 года.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg