Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях

simakinnikita95 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2020
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Особенности психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях» Оригинальность работы 71% Аннотация курсовой работы по учебной дисциплине «Психология стресса и стрессоустойчивого поведения» Тема: особенности психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях Цель: выявить и изучить личностные факторы психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях. Объект: психологическая адаптация подростков, воспитывающихся в неполных семьях Предмет: личностные факторы психологической адаптации адаптация подростков, воспитывающихся в неполных семьях. Гипотеза: высокий уровень развития таких личностных факторов подростков, воспитывающихся в неполных семьях, как поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность, обеспечивают высокий уровень их психологической адаптации. Задачи: 1. Изучить теоретическую литературу по проблеме адаптации. 2. Подобрать адекватные методики исследования. 3. Определить личностные факторы психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях. 4. Проанализировать результаты и сделать выводы. Методы исследования: • методы теоретического анализа психологической литературы по проблеме адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях; • эмпирические методы. Использованы психодиагностические методики: • Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. • Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд. Краткое содержание: В первой главе «Теоретические аспекты изучения адаптации подростков» рассматриваются основные теоретические подходы и эмпирические исследования по вопросам адаптации, что представляется как баланс между взаимным ожиданием индивида и социума. Подробно раскрывается многогранность понятий «адаптация» и «адаптированность», «критерии адаптированности подростков», рассмотрены основные подходы к ее изучению в отечественной и зарубежной психологии. Рассмотрен вопрос об особенностях адаптации, а так же критерии оценки продуктивности и эффективности функционирования, выделены особенности социально-психологической адаптации подростков. Во второй главе «Эмпирическое исследование особенности психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях» приведена программа эмпирического исследования 40 человек на изучение личностных факторов психологической адаптации подростков воспитывающихся в неполных семьях, а также анализ результатов исследования. Выводы: 1. Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям и продуктивного взаимодействия с окружающей средой. Данный процесс осуществляется на трёх уровнях: биологическом, социальном и психологическом. В общей форме явление адаптации в природе рассматривалось как отображение целесообразности в устройстве и жизнедеятельности организмов, как прямое приспособление. 2. Адаптационные процессы выражаются в трех формах, представленных разным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов. 3. Психологическая адаптация подростков – это процесс интеграции личности в общество, в результате которого достигается развитие самосознания и ролевого поведения – способности к самоконтролю и самообеспечению, адекватных связей с окружающими людьми. 4. Подростки воспитывающиеся в неполных семьях, у которых показатели поведенческой регуляции (нервно-психической устойчивости), коммуникативного потенциала и моральной нормативности имеют высокую степень, обладают высоким уровнем психологической адаптации, что способствует их успешной социализации. 5. Подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, у которых показатели поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и моральной нормативности имеют низкую степень, имеют низкий уровень психологической адаптации, что замедляет и усложняет процесс их социализации. 6. Высокий уровень развития таких личностных факторов, как нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал и моральная нормативность, обеспечивает высокий уровень психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях.
Введение

ВВЕДЕНИЕ В течение жизни человек, как правило, адаптируется ко всему, что его окружает. В том числе и к своему социальному окружению, выбирая различные способы адаптации. Кроме того, адаптация бывает, как различных форм, так и различных видов так или иначе зависящие и от окружающей индивида среды, и от его личностных характеристик. Изучение психологической адаптации является актуальной темой довольно длительное время. Проблема психологической адаптации является одной из самых сложных в психологической науке. Изучением данного процесса занимались многие известные психологи, но прийти к однозначному решению не смогли. Так, социально-философский анализ адаптационных процессов представлен в работах В.З. Когана, Т.Г. Дичева, А.И. Берга и других; вопросы социализации и социальной адаптации отражены в работах Т. Шибутани, О.И. Зотовой, И.К. Кряжевой, А.Н. Жмырикова, Л.М. Растовой и других; работы таких ученых, как Л.С. Выготского, А.А. Реана, А.В. Петровского, Б.З. Вульфова, А.В. Мудрика посвящены социальной активности и ее значения в социальной адаптации. Необходимо отметить, то, что термин «адаптация» является, в первую очередь, одним из центральных понятий биологии. Но это понятие также нашло широкое применение во многих психологических и социально-психологических концепциях. Например, в теории интеллектуального развития Ж. Пиаже, в концепциях психологической адаптации А.А. Налчаджяна, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Реана, А.В. Петровского и других. Кроме того, психологическая адаптация как процесс по-разному помогает индивиду в разные возрастные периоды. Так, в подростковом возрасте данный процесс будет направлен на выбор дальнейшего жизненного пути и профессии, тогда как в зрелом возрасте социально-психологическая адаптация будет направленна на другие необходимые человеку моменты. Психологическая адаптация, являясь личностным психологическим процессом индивида, зависит от множества факторов, которые так или иначе влияют на ее успешность или неспешность. Одним из таких факторов является семья, но нет исследований направленных на изучения особенностей адаптации детей подросткового возраста воспитывающихся в неполных семьях, этим и обусловлен выбор темы нашей работы: Особенности психологической адаптации подростков воспитывающихся в неполных семьях. Цель работы: выявить и изучить личностные факторы психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях. Гипотеза: высокий уровень развития таких личностных факторов подростков, воспитывающихся в неполных семьях, как поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность, обеспечивают высокий уровень их психологической адаптации. Объект исследования: психологическая адаптация подростков, воспитывающихся в неполных семьях. Предмет исследования: личностные факторы психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях. Задачи исследования: 1. Изучить теоретическую литературу по проблеме адаптации. 2. Подобрать адекватные методики исследования. 3. Определить личностные факторы психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях. 4. Проанализировать результаты и сделать выводы. Методики исследования: 1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина 2. Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд. База исследования: Исследование проводилось среди учеников ГБОУ билингвальная гимназия №2 г. Севастополя. В исследовании приняли участие 40 человек от 16 до 17 лет. Исследование проводилось в дистанционном формате, ввиду пандемии коронавируса и невозможности контактировать с испытуемыми лично. Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 8 ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ……………………………………………… 11 1.1 Понятие «адаптации» в научно-психологической литературе………… 11 1.2 Социально-психологические особенности подростков………………... 23 1.3 Критерии и формы адаптированности в подростковом возрасте…….. 28 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ……………………… 34 2.1 Организация и методы исследования…………………………………… 34 2.2 Анализ результатов исследования………………………………………. 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 46 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….. 48
Список литературы

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Авдиенко, Г. Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза / Г. Ю. Авдиенко // Вестник психотерапии. – 2007. - № 24. 2. Албитова, Е. П. Социальная адаптация студентов – условие формирования субъектной позиции, социального статуса «Студент вуза» / Е. П. Албитова, Г. И. Рогалева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. - №4(13). 3. Алехин, И. В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условия трансформации Российского общества / И. В. Алехин // Вестник психотерапии. – 2008. - № 2. 4. Алтынова, Н. В. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе / Н. В. Алтынова. А. В. Панихина // В мире научных открытий. – 2009. - №32. 5. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности индивидуальность / Б. Г. Ананьев. – М.: Директ-Медиа, 2008. 6. Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко. - М., 2001. 7. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2003. 8. Андреева, Д. А. О понятии адаптации. Исследования адаптации студентов к условиям учебы в вузе /Д. А. Андреева // Человек и общество. - Выпуск № 11. – 1973. 9. Антипова, Л. А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе / Л. А. Антипова // Казанский педагогический журнал. – 2008. -№2. 10. Архипова, А. А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности / А. А. Архипова // Педагогические науки. - 2007. - №3. 11. Бисалиев, Р. В. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов / Р. В. Бисалиев, О. А. Куц, И. Ф. Деманова // Современные наукоёмкие технологии. – 2007. - № 5. 12. Виноградова, А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе / А. А. Виноградова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2008. - № 3. 13. Воскрекасенко, О. А. Студент-первокурсник как субъект адаптации к образовательному процессу вуза / О. А. Воскрекасенко // Современный взгляд на будущее науки. – 2014. 14. Жмыриков, А. И. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения / А. И. Жмыриков. – М., 1989. 15. Зинченко, В. П., Мещеряков, Б. Г. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – М.: Педагогика, 2007. 16. Ивченко, Е. И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза / Е. И. Ивченко. - Ставрополь, 2007. 17. Извольская, А. А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе / А. А. Извольская // Молодой ученый. – 2010. –№6. 18. Исмагилов, Р. М. Адаптация студента к образовательному процессу в условиях формирования компетенций / Р. М. Исмагилов, Л. С. Рыкунова // Инновационная экономика и общество. – 2014. - №3 (5). 19. Ковель, М. И. Диалектика учебного процесса: учебное пособие к профессиональной образовательной программе для слушателей системы основного и дополнительного профессионального образования / М. И. Ковель, Г. В. Глинкина, М. И. Зорина. – Красноярск, 2009. 20. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. - М.: 1979. 21. Кузнецова, С. А. Организация помощи студентам группы риска в преодолении трудностей социально-психологической адаптации / С. А. Кузнецова // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы, 2012. 22. Кузьмина, В. М. Особенности социально-психологической адаптации студентов в вузе / В. М. Кузьмина. – Курск, 2006. 23. Кушнерова, Ю. Ю. Социально-психологическая адаптация как фактор успешности студента в вузовской среде / Ю. Ю. Кушнерова, О. Ф. Кушнерова // Современные наукоёмкие технологии. – 2015. - №8. 24. Логинова, М. В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в вузе / М. В. Логинова // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2009. – №6. 25. Макаров, А. В. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации первокурсников к роли студента вуза / А. В. Макаров // Актуальные вопросы модернизации российского образования, 2014. 26. Мачурова, Н. Н. Адаптация студентов первого курса к новой образовательной среде / Н. Н. Мачурова // Февральские чтения. – 2013. 27. Метелев, В. Ж. Здоровый образ жизни как средство успешной адаптации студента в вузе / В. Ж. Метелев // Социальное развитие современного российского общества: достижения проблемы, перспективы. – 2012. - № 4. 28. Налчаджян, А. А. Личность, групповая социализация и психическая адапация / А. А. Налчаджян. – Ереван, 1986. 29. Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности / А. А. Налчаджян. – Ереван, 1988. 30. Осадчая, Е. А. Учебный процесс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу / Е. А. Осадчая, Р. Ф. Петрова // Ученые записки Орловского государственного университета. - Серия: Естественные, технические и медицинские науки. – 2009. - № 4. 31. Петровский, А. В., Ярошенко, М. Г. Краткий психологический словарь. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М., 1985. 32. Попова, Т. И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза / Т. И. Попова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. – № 2. 33. Потеряева, О. Б. Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе / О. Б. Потеряева, Е. А. Дубровская // Политика и общество. – 2015. - № 7. 34. Проходовская, Р. Ф. Здоровье студента и его адаптация к комплексу новых факторов в вузе / Р. Ф. Проходовская, И. И, Плотникова, А. Ю. Колесникова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов, 2015. 35. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб., 2006. 36. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации личности / А. А. Реан // Вестник СПбГУ. – 1995. - № 20. 37. Ромм, М. В. Социальная адаптация студента: метафизика смысла / М. В. Ромм, Р. А. Заякина // Сибирский педагогический журнал. – 2012. - №7. 38. Ротенберг, В. С. Поисковая активность и адаптация / В. Г. Ротенберг, В. В. Аршавский. – М., 1984. 39. Седин, В. И. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты / В. И. Седин, Е. В. Леонова // Высшее образование в России. – 2009. - № 7. 40. Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе / А. В. Сиомичев. – Липецк, 1985. 41. Соловьев, А. И. Абитуриент-студент: проблемы адаптации / А. И. Соловьев, Е. С. Макаренко // Высшее образование в России. – 2007. - №4. 42. Стамова, Л. Г. М. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению и здоровью студента / Л. Г. Стамова, Ю. М. Сикачева // Культура физическая и здоровье. – 2009. - № 3. 43. Суслова, С. С. Успешная адаптация студента как залог дальнейшего развития его человеческих и профессиональных качеств / С. С. Суслова // Вестник научных конференций. – 2015. - №4-5(4). 44. Трофимова, Н. С. Социально психологическая адаптация студента колледжа в процессе учебно-профессиональной деятельности / Н. С. Трофимова // Зауральский научный вестник. – 2014. - №2 (6). 45. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд / Пер. Г. Барышникова. – М.: АСТ, 2009. 46. Хизриева, А. Р. Социальная адапатция студента к условиям образовательной среды колледжа / А. Р. Хизриева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. - № 7. 47. Чернова, О. В. Социокультурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения / О. В. Чернова, М. В. Сячин // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2008. - № 4. 48. Юрьева, О. В. Условия успешной адаптации личности студента на начальном этапе профессиональной подготовки / О. В. Юрьева, Д. К. Шигапова // Научное обозрение. – 2014. - №9-1. 49. Яковлева, Н. Н. Гуманистическое взаимодействие преподавателей и студентов в процессе адаптации студентов / Н. Н. Яковлева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. - №1(6).
Отрывок из работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям и продуктивного взаимодействия с окружающей средой. Данный процесс осуществляется на трёх уровнях: биологическом, социальном и психологическом. В общей форме явление адаптации в природе рассматривалось как отображение целесообразности в устройстве и жизнедеятельности организмов, как прямое приспособление. Психологическая адаптация подростков – это процесс интеграции личности в общество, в результате которого достигается развитие самосознания и ролевого поведения – способности к самоконтролю и самообеспечению, адекватных связей с окружающими людьми. Критерии оценки продуктивности и эффективности функционирования системы адаптационных мероприятий в подростковом возрасте представляются: 1. Удовлетворенностью обучением в высшем учебном заведении. 2. Продуктивность обучения. 3. Активностью в учебной и внеучебной жизни вуза. 4. Удовлетворенностью собственной личностью. Для выполнения практической части данной работы было решено выявить взаимосвязь между личностными факторами подростков, воспитывающихся в неполных семьях и уровнем их психологической адаптации. В связи с этим было проведено исследование, с использованием психодиагностических методик и последующим количественным и качественным анализом и корреляционным анализом. Результаты исследования личностных факторов социально- психологической адаптации студентов-первокурсников позволили сделать следующие выводы: 1. Подростки воспитывающиеся в неполных семьях, у которых показатели поведенческой регуляции (нервно-психической устойчивости), коммуникативного потенциала и моральной нормативности имеют высокую степень, обладают высоким уровнем психологической адаптации, что способствует их успешной социализации. 2. Подростки воспитывающиеся в неполных семьях, у которых показатели поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и моральной нормативности имеют низкую степень, имеют низкий уровень психологической адаптации, что замедляет и усложняет процесс их социализации. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что высокий уровень развития таких личностных факторов, как поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность, обеспечивает высокий уровень психологической адаптации подростков, воспитывающихся в неполных семьях, подтвердилась.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 83 страницы
2075 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg