Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Ценностно-смысловая самоорганизация и стрессоустойчивость студента

simakinnikita95 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2020
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Ценностно-смысловая самоорганизация и стрессоустойчивость студента» Оригинальность работы 64%
Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Обнаружение двигающих сил поведения лица – одна из основных задач науки о человеке. В психологии данная задача рассматривается с точки зрения анализа мотивации человеческого поведения. При этом термин «мотивация» никак не содержит общепризнанного определения, что проявляется огромным количеством разных, нередко двойственных концепций мотивации. Основные элементы внутреннего мира индивидуума – это устойчивые ценности и ценностные ориентации, происходящие из его оригинального личного опыта и потому характерные только лишь ему. Наравне с потребностями они считаются значимыми мотивационными обстоятельствами и источниками поведения. Ценностные ориентации и потребности формируют основу внутреннего мира человека. Они выступают важной основой его целеобразования, активизатором мотивационной сферы личности, обстоятельством, обусловливающим конкретную направленность деятельности и поведения личности. Одно из условий перемены системы ценностных ориентаций и сопряженных с ними мотивов поведения считаются социально-исторические условия формирования и функционирования личности. Социально-экономические, политические, идеологические изменения в мире несут за собою перемены системы ценностей, морально-этических общества, социальных групп, отдельной личности. Множество предлагаемых обществом путей развития требует от лица определенного мастерства реализовывать действенную и непрерывную ориентировку в пространстве общественной действительности. Ради данного субъекта следует сознательно развивать концепцию главных жизненных взаимоотношений к предметному миру, к иным народам и лично для себя и, рефлексируя собственные основные доводы, жизненные ценности, воплощать в жизнь их в определенных и постоянно изменяющихся ситуациях. Таким образом, актуальность данного исследования определена особой ролью и смыслом мотивационно-ценностной организации современного студента в организации их подготовки к независимой профессиональной деятельности, а кроме того недостаточной изученностью проблемы особенностей мотивационно-ценностной организации современного студента. Проблема состоит в том, что в условиях постоянных социально-политических и социально-экономических преображений в обществе существующие в литературе сведения никак не позволяют четко квалифицировать характерные черты мотивационно-ценностной организации современного студента. Особо значимой проблемой в период обучения является проблема стрессов, в частности переживание экзаменационных и зачетных стрессов. При всём этом актуальность темы исследования также тесно связана с её малоизученностью и недостаточной разработанностью проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости студентов и их учебной деятельности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что данная тема весьма актуальна в настоящее время. Объектом исследования является психологические аспекты мотивационно-ценностной организации и стрессоустойчивости. Предмет исследования – связь мотивационно-ценностной организации современного студента с его стрессоустойчивостью. Целью исследования – выявить связь ценностно-смысловой самоорганизации и стрессоустойчивости студента. Основные задачи курсовой работы: - рассмотреть понятия и содержание самоорганизации личности как психологического явления, стресса и стрессоустойчивости, сделать обзор работ ученых, рассматривающих данную проблему; - выявить место смысложизненных ориентаций в процессе профессионального самоопределения в учебной деятельности в ВУЗе; - проанализировать психологические исследования по проблеме формирования стрессоустойчивости, причины и последствия стресса у студентов ; - раскрыть особенности стрессоустойчивости студентов; - изучить проблемы стрессоустойчивости в современной зарубежной и отечественной психологии. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании, а также для разработки программ психологических тренингов для работы со студентами. Методы исследования: - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивационно-ценностной организации современного студента; - эмпирические – в процессе эксперимента было использованы методики: опросник «Способы совладающего поведения» (копинг тест Лазаруса), тест на самооценку стрессоустойчивости С. Коухена, Г. Виллиансона, морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Соповаи Л.В. Карпушиной, тест «смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А.Леонтьева. - методы математической статистики. Выборка исследования: 30 студентов Севастопольского гуманитарно-педагогического института. Структура курсовой работы представлена введением, тремя разделами, заключением, библиографическим списком. В заключении подведены итоги и сформулированы основные выводы. Список использованных источников включает 61 наименование.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА 8 1.1. Сущность, структура и содержание самоорганизации личности как психологического явления 8 1.2 Ценностно-смысловая самоорганизация в процессе профессионального самоопределения студента 11 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ 18 2.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости, обзор работ ученых, рассматривающих данную проблему 18 2.2 Теоретический анализ психологических исследований по проблеме формирования стрессоустойчивости, причины и последствия стресса у студентов 22 2.3 Особенности стрессоустойчивости студентов 28 2.4 Проблема стрессоустойчивости в современной зарубежной и отечественной психологии 33 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТА 37 3.1 Характеристика объекта и методов исследования 37 3.2. Анализ результатов исследования 44 3.3 Рекомендации 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63 ПРИЛОЖЕНИЕА 68 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аболин Л.М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: изд-во КазГУ, 1987. 2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2010. – 288 с. 3. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. – М. : Наука, 1980. – 196 с. 4. Анохин, П. К. Функциональные системы / П. К. Анохин // Синергетика и психология : тексты. Вып. 1. Методологические вопросы / под ред. И. Н.Трофимовой, В. Г. Буданова. – М., 1997. – С. 134-142. 5. Багрецов, С. А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом [Текст] / С.А. Багрецов. - СПб.: Лань, 2000. - 649с. 6. Багрецов, С. А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом [Текст] / С.А. Багрецов. - СПб.: Лань, 2000. - 649с. 7. Баксанский, О. Е. Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП : От познания к действию. / О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер. – М. : КРАСАНД, 2010. – 184 с. 8. Баст Е.И. Стрессоустойчивость как фактор психологического благополучия личности студента-первокурсника. Спб.: Питер, 2014. 9. Берталанфи, фон Л. Общая теория систем : критический обзор. Исследования по общей теории систем / фон Л. Берталанфи. – М. : Прогресс, 1969, – 519 с. 10. Богданов, А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т. 1. / А. А. Богданов – М. : Экономика, 1989, – 351 с. 11. Богинская, О. С. Диагностика уровня развития самоорганизации студентов / О. С. Богинская // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 20 Всерос. науч.практич. конф. – Екатеринбург – Российский государственный профессиональнопедагогический университет – 2015. – С. 39-42. 12. Буинова, Д. И. Креативность как фактор самореализации личности в профессиональной деятельности / Д. И. Буинова, К. В. Варыханова // NovaInfo.Ru. – 2012. – № 9. – С. 452-455. 13. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. – М.: 1983. 14. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций // Москва: Издательство Московского университета, 1984. 15. Волгин Ю. И. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов // Воронеж, 2015. 16. Галеева Е. С. Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности: теоретико-исторический аспект // Молодой ученый, 2015, №10. 17. Дьяков, С. И. Семантический принцип психической самоорганизации человека как субъекта жизни / С. И. Дьяков // Наука. Мысль. – 2016. – № 4. – С. 105-117 18. Жучкова С. М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011 19. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,1974 20. Ионова, М. С. Планирование и прогнозирование в структуре профессиональной деятельности психолога / М. С. Ионова // Вестник Мордов. университета. – 2011. – № 2. С. 17-19. 21. Ишков, А. Д. Применение опросника «диагностика особенностей самоорганизации» в психолого-педагогических исследованиях / А. Д. Ишков // Казанская наука. – 2014. – № 8. – С. 152-154 22. Карловская Н. Н., Баранова Р.А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. Омск, 2008. - №3, С. 38-49 23. Климов, Е. А. психология профессиональной деятельности [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с. 24. Кобзева О.В. Проявления копинг-поведения в юношеском возрасте. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 155-158. 25. Ковалев, А. Г. Самоуправление личности / А. Г. Ковалев // Научнотехническая революция и социальная психология : материалы межг. конф. / ред. Б. Д. Парыгин. – М. : Наука, 1981. – 160 с. 26. Кон И.С. Психология ранней юности : Кн. для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. – 254 с. 27. Кондратьев, Ю.М. Социальная психология студенчества [Текст] / Ю.М. Кондратьев. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 160 с. 28. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-aфункциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. – № 1, С. 6. 29. Кравченко А. И. Общая психология [Текст] : учебное пособие / А.И. Кравченко. - Москва : Проспект, 2011. - 430 с. 30. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс /Под ред. Л.Леви. – Л.: Медицина, 1970. 31. Лазарус, Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Эмоциональный стресс / Р. С. Лазарус / Под ред. Л. Лева. – Л., 1970. – 127с. 32. Левагина О. Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 394-397. 33. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. – М.: Радикс, 1995. 34. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. // Москва: Смысл, С. 487, 2003. 35. Лисовский, В. Т. Педагогика и психология высшей школы [Текст] / В.Т. Лисовский / Под ред. С.И. Самыгина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 544 с. 36. Лисовский, В. Т. Педагогика и психология высшей школы [Текст] / В.Т. Лисовский / Под ред. С.И. Самыгина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544 с. 37. Маркович Д. Общая социология : [Пер. с серб.-хорв.] / Д.Маркович. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 271 с. 38. Маруценко Т. Г. Самостоятельная работа студента: Учебнометодическое пособие // [Электронный ресурс] http://pandia.ru/text/77/500/50593.php 39. Мерлин, B. C. Личность как предмет психологического исследования / B. C. Мерлин. – Пермь, 1988. – 80 с. 40. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 1986, – 256 с. 41. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. – М.: ФиС, 1983. 42. Моросанова В. И. Стиль саморегуляции поведения // Москва: Когито-Центр, 2004. 43. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 6. 44. Никольская, И. М., Грановская, Р. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2002. 45. Платонов, К. К. О связях структуры личности / К. К. Платонов // Вопросы психологии личности и труда / ред. кол. А. К. Перов [и др.]. – Свердловск, 1973. – С. 5-9. 46. Рогов Е.И. Эмоции и воля / Е. И. Рогов. - Москва : Владос, 2001. - 239 с. 47. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л.Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2009. – 705 с. 48. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? – М.: Физкультура и спорт, 1990. 49. Самостоятельная работа студентов: метод. Рекомендации к организации самостоятельной работы студентов направления подготовки 050700 «Психолого-педагогическое образование» / О.В. Дыбина [и др.] ; под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти : ТГУ, 2011. – 71 с. 50. Селье Г. Стресс без дистресса.// Г. Селье - Рига: Виеда, 2009. – 192 стр. 51. Силласте Г.Г., Е.Е. Письменная, Н.М. Белгарокова Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации // Москва, 2013, С. 5. 52. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека // Москва: ПСТГУ, 2014 53. Столяренко, Л. Д. Психология [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2004. - 448 с. 54. Столяренко, Л. Д. Психология [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-наДону: Феникс, 2004. – 448 с. 55. Трегубович Е. Е. Информационно-ресурсный потенциал Интернета как средство организации самостоятельной работы студентов юридических специальностей // Ижевск, 2009, С. 15. 56. Управляем стрессом. – М. : Книги Искателя, 2002. – 255 с. 57. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. /Под. ред. Дубровиной И.В. -М.:Педагогика, 1987.-184 с. 58. Фрейджер Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. - 5. междунар. изд. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : Олма-Пресс, 2001. – 863 с. 59. Фромм Э. З. Бегство от свободы [Текст] : [16+] / Эрих Фромм ; [пер с англ. Г. Швейник]. - Москва : АСТ, 2015. - 285, [2] с. 60. Холодная М.А. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в научно-технической деятельности./ М.А.Холодная, О.Г. Берестнева, И.С. Кострикина. Психологический журнал., т.26 №1, 2005. - с. 51-59. 61. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : дис. ... д-р психол. наук / Ю. А. Цагарели. – Казань, 1989. – 425 с.
Отрывок из работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью курсовой работы являлось выявление свяи ценностно-смысловой самоорганизации и стрессоустойчивости студента. Для достижения поставленной цели в ходе работы были решены все поставленные задачи и сделаны соответствующие выводы. Охарактеризовано понятие мотивации, под которым в данном исследовании понимался процесс побуждения, стимулирования себя или других (отдельного человека или группы людей) к выполнению определенных действий, направленных на достижение собственных целей или целей общества. Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление его текучести получить, тем значений активнее действует студент . Были выделены такие факторы, влияющие на формирование ценностей. Изначально человеку предлагается несколько вариантов норм поведения: общепринятые социальные нормы и внутрисемейные правила, образцы поведения, заимствованные из искусства, моральные принципы и т.д. А далее перед ним стоит вопрос выбора своего, «третьего», индивидуального пути, вопрос собственной системы ценностей. Также необходимо отметить, что информация, взятая из учебных текстов, превращается для студента из объективных значений в личностный смысл, а затем – в ценности (систему ответственных отношений к природе, труду, обществу, другому человеку и к самому себе). В целом следует отметить, что отраженные в сознании человека ценности признаются им в качестве стратегических жизненных целей, общих мировоззренческих ориентиров. В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: опросник «Способы совладающего поведения» (копинг тест Лазаруса), тест на самооценку стрессоустойчивости С. Коухена, Г.Виллиансона, морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Соповаи Л.В.Карпушиной, тест «смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А.Леонтьева. В экспериментальном исследовании принимали участие 30 студентов Севастопольского гуманитарного университета. По результатам проведенного исследования, мы можем говорить о том, что: - у студентов преобладает удовлетворительная оценка уровня самооценки стрессоустойчивости. Это говорит о том, что студенты адекватно воспринимают свою стрессоустойчивость. - при помощи «Теста самооценки стрессоустойчивости» мы определили, что при изучении уровня стрессоустойчивости существенных различий нет. Это говорит о том, что у студентов существенных различий в уровнях стрессоустойчивости не наблюдается. Итак, подводя итог всему вышесказанному, мы можем утверждать, что уровень стрессоустойчивости у студентов не зависит от формы обучения - очная или заочная. Стресс возникает у студентов по различным причинам, он может быть связан как с личными причинами, так и с обучением в высшем учебном заведении. Анализ показателей представленных в таблице 3.2, позволяет отметить, что ценность «Сфера профессиональной жизни» занимает главное место в иерархии жизненных сфер у студентов (59,1 балл). Этот факт может означать, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии. Ценность «Сфера образования» (56,6 баллов) является одной из наиболее значимых для студентов, она заняла 2 место в ранге жизненных сфер. Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим для испытуемых (51 балл), данной ценности принадлежит третье ранговое место в иерархии жизненных сфер. Сфера «Стремление к активным социальным контактам» занимает четвёртое место в иерархии жизненных сфер (49 баллов). Сфера увлечений занимает пятое место в иерархии жизненных сфер, для студентов. На шестом ранговом месте находится «Сфера физической активности» (37 баллов). Таким образом, значимыми ценностями жизненной сферы у студентов являются ценности сферы профессиональной жизни, сферы образования и сферы семейной жизни. В иерархии жизненных ценностей доминирующей является ценность «Духовное удовлетворение» (41,2 балла). Второе место в иерархии жизненных ценностей заняла потребность в достижениях, то есть стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов (41 балл). Ценность «Материальное благосостояние» по количеству набранных баллов (39 баллов) находится на третьем месте. Следующая иерархия жизненных ценностей по количеству баллов является менее значимой для студентов: ценность «Стремление к развитию себя» (38,5 балла); ценность «Активные социальные контакты» (37,6 балла); ценность «Сохранение собственной индивидуальности» (36,7 балла); ценность «Креативность» (35,6 балла). На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. К сожалению, данная ценность оценена наименьшим количеством баллов (32,6 балла) и является менее значимой из всех обозначенных жизненных ценностей у исследуемых студентов. Так же в результате исследования была выявлена специфика учебной мотивации студентов. Так, мотив получения диплома преобладает надо мотивами приобретения знаний и овладения профессией. Из теста «смысложизненные ориентации» Д.А.Леонтьева видно, что общий показатель осмысленности жизни, показатель по шкале цели в жизни, по шкале процесс жизни, по шкале удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я, управляемость жизни - находится в границах выше среднего значения нормы. На основе результатов анализа, можно констатировать, что изучение мотивационно-ценностной организации студентов необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследования, показали новые процессы взаимосвязи общественного устройства и формирования у студентов новых целей и потребностей. В завершение работы были сформулированы основные рекомендации. Можно добавить, что тема данной работы актуальна не только для преподавателей, психологов, родителей, но и в целом для сегодняшнего изменяющегося общества, которое всегда ставило себе целью развитие личности, способной к саморазвитию и самопознанию. На сегодняшний день стресс для студентов не является чем-то сверхъестественным. Наоборот, это естественная реакция организма на стресс, стрессовую ситуацию, накопившиеся проблемы, на непрерывную борьбу с трудностями, с которыми каждый человек сталкивается каждый день. Причины, которые вызывают стресс, могут быть самыми разными. Например, такие причины, которые связаны с личной жизнью, с профессиональной, с учебной. Стресс, с которым студенты сталкиваются в своей учебной деятельности связан, прежде всего, с учебной нагрузкой, с особенностями учебного процесса в высшем учебном заведении. Тем самым стресс влияет непосредственно на психические и соматические функции, на самочувствие. Таким образом, мы можем говорить, что стресс является неотделимой частью жизни каждого студента. Базовая индивидуальная характеристика содержания стресса – это адаптация, другими словами, стрессоустойчивость. Мы в своем исследовании понимаем под стрессоустойчивостью: «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциональной ситуации и, тем самым, содействующее эффективному выполнению деятельности».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 83 страницы
2075 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg