Для рассмотрения проявления авторского «Я» в очерке я взяла публикацию «Деревни умирают тихо» из журнала «Наш современник» (Автор: Андрей Калашников. Выпуск №8. Август 2019).
В данном очерке проблема сразу же бросается в глаза, начиная с заголовка текста, сам автор об этом пишет «…но я не нашел другого». Повествование автор ведёт от первого лица, что помогает нам проникнуться поднятой им проблемой. Через комментарии автора мы можем понять, как герой относится к тому или иному поступку окружающих его героев.
Поднятая в тексте проблема тоже характеризует автора: деревня Мончалово заброшена, а до единственных жителей местным властям нет никакого дела. То, как говорит об этой проблеме автор, характеризует его как человека, который любит свою Родину и её людей: он старается им помочь и хочет рассказать их историю, привлечь к проблеме других. Журналист очень подробно рассказывает читателю историю Дроздовой Нины Ивановны, последней жительницы деревни и её внучки. В общую проблему автор добавляет проблемы бытовые: он обращает внимание на то, что в избушке бабушки электричества нет уже 18 лет, описывает комнатку Нины Ивановны, чтобы через детали показать читателю бедственное положение героини очерка. В текст автор вплёл и вопросы старушки, на которые сам ответить не может: «Что я ей мог на это ответить? Как я могу вложить совесть в чинуш- местных и рангом выше? Они возомнили себя стратегами, политиками, экономистами… Нина Ивановна не понимает, что стало с людьми, а я не в силах этого объяснить!»
Таким образом автор не только подчёркивает проблему, но и говорит, что он согласен с вопросами бабушки и сам их себе задаёт. То есть, лирический герой журналиста порицает политику местных властей, становясь на сторону народа.
В образе автора видно и то, что он чтит память погибших в Великой Отечественной Войне: он встаёт на сторону Нины Ивановны, когда та отказывается переезжать в новую квартиру в Ржеве, ведь если уедет старушка- забудут о всех захоронениях. «И я её понимаю!»- пишет публицист.
Для того, чтобы погрузить читателя в проблему, автором было использовано лишь с первого взгляда поверхностное, но на деле глубокое проникновение в тему: через раскрытие прошлого Нины Ивановны автор подчеркнул важность проблемы, доказал, почему без неё, старушки, деревня умрёт тихо.
Именно здесь образ автора влияет на восприятие текста читателем: о бабушке автор говорит в хорошем ключе, вспоминает её героизм и стойкость во время войны, что воспринимается аудиторией как положительный подтекст.
В очерке авторское «Я» также управляет общим настроением: с помощью создаваемых образов и впечатлений журналист втягивает в материал, позволяет полностью ощутить присутствие и прочувствовать атмосферу.
К примеру, на общую атмосферу влияет образ дочки Нины Ивановны: журналист описывает обычный день труженицы, работающей в городе, но живущей в диких условиях с мамой. С одной стороны, это более подробно описывает поднятую проблему, а с другой- показывает силу духа обычной деревенской девушки, которая не привыкла жаловаться.
Также, автор комментирует ситуацию с работниками районной администрации, подчёркивая наплевательское отношение работников к «памяти, к уважению такого героического поколения». Что ещё раз показывает нам патриотизм журналиста.
Для более подробного описания плачевной картины публицист применяет иронию: «на установку знака, небось, кучу денег списали!»- говорит он о единственной мере, предпринятой властями. Конечно же, ирония окрашивает текст в другие краски, даёт понять, против чего идёт автор и что он защищает.
Текст насыщен различными эпитетами, которые поддерживают всё настроение очерка: через эпитеты автор описывает дорогу до Мончалово, будние дни дочери Нины Ивановны, бедно обставленный домик в лесу и могилки, за которыми ухаживает пенсионерка.
Авторское «Я» также подчёркивают комментарии и вопросы публициста. Он комментирует и действия местных властей, и вопросы Нины Ивановны, на которые он тоже не может найти ответа. «Как рассказать ей про псевдопатриотизм, на котором дербанят бюджетные миллиарды?»- вопрошает автор. Таким образом он показывает своё осуждение по поводу того, что все привыкли считать нормой, тем самым обращая на данную проблему внимание аудитории.
Образ автора мы можем наблюдать и в следующем фрагменте: «На зиму нужно 50 литров керосина. Постараюсь найти и доставить. В субботу ближайшую первую партию керосина отнесу в Мончалово».
В данном случае автор предстаёт перед нами как человек ответственный и сочувствующий: увидев разруху, что творится в деревне, он не только обратил на это внимание читателя, но и предпринял меры, подталкивая на такие же действия свою аудиторию.
Ещё одним подтверждением влияния образа автора в данном материале является уподобление мыслям аудитории. Своими пылкими речами автор высказывает то, что накипело у многих: неуважение по отношению к героям войны и их памяти. Также, данная тема является актуальной, а значит, автор близок со своим читателем. Важную роль в тексте играет и обращение автора к своему читателю: «Народ, может, сможем мы вместе купить бензогенератор для Нины Ивановны, да обеспечить её топливом…»
Этот приём не только помогает сократить дистанцию с читателем, но и заставляет аудиторию принять участие в устранении проблемы. Автор призывает не быть равнодушными к таким ситуациям. Как раз таки главным свойством качественного очерка заключается в том, что аудитория после прочтения придет к собственным, новым выводам.
Нужно сказать, что в данном очерке образ автора является достаточно авторитетным для читателя: риторические вопросы, умные и правильные мысли, а также саркастические замечания создают перед нашими глазами сильный и правильный образ. Этот образ пусть и близок читателю, всё равно, благодаря подробно и чувственно раскрытой проблеме, возвышает автора над аудиторией, которая мысленно наделяет его волевым характером и большой душой.
Можно предположить, что данное авторское «Я» не является реальной личностью или гиперболизировано. Я исхожу из того, что зачастую авторское проявление подсознательно подстраивается под более выгодное: образ представленный в тексте ярко выражен и лишен недостатков, авторское «Я» в этой ситуации выражает мнение .