Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Кризис трех лет у детей

irina.shiller2016 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2020
Объект исследования – дети 3-х летнего возраста. Предмет исследования – кризис раннего возраста. Цель работы – является изучение кризиса трех лет у детей. Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи: - проанализировать литературу по данной теме; - дать общую характеристику кризиса трех лет; - изучить развитие личности; Методы исследования – в работе применяются теоретические методы, такие как анализ научной и учебной литературы. Литературный обзор – при написании курсовой работы было использовано шестнадцать источников литературы. В основном использовалась учебная и монографическая литература, составленная ведущими специалистами в данной области, а именно труды таких авторов как: Л.С. Выготский; Р.В. Овчарова; Б. Крэйхи; В.С. Мухина; З. Гелус З; М.И. Лисина и др. [3, 5, 6, 7, 12, 13 и др.].
Введение

Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Некоторые психологи считают серединой психического развития человека возраст трех лет. Актуальность темы. Родившись, ребёнок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней ещё длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Выготский. А вот следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребёнка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания. Кризис трехлетнего возраста проявляется очень сложно. Его называют "возрастом строптивости" и не зря: основная его черта - упрямство. Причем малыш настаивает на чем-либо не потому, что ему так уж сильно этого хочется, а потому, что этого потребовал именно он сам. Мало того, он отказывается что-либо делать только потому, что это исходит от взрослых. Стремление к самостоятельности выходит на первый план - ребенок все хочет делать сам. Казалось бы, только недавно он был ласковым и послушным, и вдруг стал строптивым, постоянно всем недоволен, сопротивляется любым попыткам вмешательства в его жизнь. Теперь он совершенно не похож на прежнее милое создание, которое вы водили за ручку…
Содержание

Введение 3 1 Общая характеристика кризиса трех лет 5 1.1 Особенности развития детства у детей раннего возраста 5 1.2 Переломный момент в жизни ребенка 8 2 Конфликты между взрослым и ребенком в период 3-х летнего кризиса 16 2.1 Характеристика конфликта 16 2.2 Симптомы кризиса трех лет 17 Заключение 22 Список использованных источников 24 Глоссарий 26 Приложение А «Симптомы ребенка во время кризиса трех лет» 28 Приложение Б «Что можно и что нельзя делать родителям, в трех летнем возрасте ребенка?!» 30
Список литературы

1. Веренко, И.С. Конфликтология. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 471 с. 2. Выготский, Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2006. – 230 с. 3. Выготский, Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 2007. – 284 с. 4. Гуськова, Т.В. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет. – М.: Инфра-М., 2008. – 247 с. 5. Мухина, В. С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. – 9-е издание. М.: Академия, 2007. – 405 с. 6. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с. 7. Овчарова, Р. В. Психология родительства. М.: Академия, 2007. – 370 с. 8. Эльконин, Д. Б. Детская психология. М., 2007. – 328 с. 9. Авдеева, Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности / Под ред. И. В. Дубровиной, Н. Н. Толстых. М., 2004. 322 с. 10. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4. 135 с. 11. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. 320 с. 12. Гелус, 3. О диалектике внешних и внутренних условий в развитии личности // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности, в детском возрасте. М., 2006. – 102 с. 13. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 2008. – 146 с. 14. Лисина, М. И., Авдеева Н. Н. Развитие представлений о себе у ребенка первого года жизни // Исследования по вопросам возрастной и педагогической психологии. М., 2004. – 155 с. 15. Лисина, М. И., Сильвестру А. И. Психология самосознания дошкольников. Кишинев, 2006. – 110 с. 16. Эльконин, Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. № 3. 2006. – 112 с.
Отрывок из работы

1 Общая характеристика кризиса трех лет 1.1 Особенности развития детства у детей раннего возраста После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила место его подлинной истории. Следующие два года – период раннего детства – приносят ребенку новые принципиальные достижения. Трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения. В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления; в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли; в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности. Общая сензитивность к развитию осуществляются за счет неудержимости онтогенетического потенциала к развитию, а также психологического вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений, где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным. Психологические новообразования раннего возраста (смысловое строение сознания, символическая функция, система «я») приходят в несоответствие с положением ребенка среди других людей как маленького. Возникает самый яркий кризис развития – кризис трех лет – с симптомами упрямства, негативизма, строптивости, чувства гордости за свои достижения и др. Разрешается кризис трех лет переходом к другому положению среди людей, которое достигается путем изменения отношения взрослых к ребенку. Реальная картина развития детства пока четко не обрисована. Углубленного изучения требуют механизмы переходов от одного возраста к другому, особенности взаимодействия социальной ситуации и специфики развития в этой ситуации, взаимоотношения между взрослым и ребенком и др. Исключительно важным представляется дифференцированный подход к средовым характеристикам детства, культурного контекста его развития. В этом плане особую значимость приобретает исследование реальной социальной среды ребенка на каждом периоде онтогенеза и той среды, в которой практически находится и формируется детство в целом. Отсюда перспективным становится выделение на базе общих закономерностей, в том числе и на основе устойчивых особенностей и принципов развития, особого целостного состояния детства как саморазвивающегося субъекта, постоянно выступающего в качестве такового в отношениях с взрослым миром. Здесь главной направленностью развития является отрицание растущим человеком себя в этом детстве, на каждом следующем этапе его, приобретение нового, выход из данного состояния. Анализ концептуальных положений и экспериментальных материалов научной школы Выготского – Леонтьева – Эльконина, позволил В.П. Зинченко вычленить некоторые важнейшие принципы, характеризующие процессы психического развития ребенка, которые уже сейчас являются руководящими как при разработке основ и проектировании системы обучения, воспитания детей, так и при организации исследования детства. Среди них: 1) творческий характер развития, проявляющийся в порождении ребенком знаков, символов, когда он уже с младенчества выступает как субъект культуры; 2) ведущая роль социокультурного контекста развития, по-разному проявляющаяся в разных периодах, влияя, например, в школьном возрасте на процессы формирования образа мира, стиля поведения и деятельности; 3) особая значимость сенситивных периодов развития (разных для разных возрастов), т. е. периодов, наиболее чувствительных к осознанию, усвоению и реализации норм, форм, условий человеческой жизнедеятельности (языка, способов общения и т. д.); 4) совместная деятельность взрослых и детей как движущая сила развития ребенка, передача детям взрослыми достижений исторического развития человека; 5) наличие ведущей деятельности в каждом возрастном периоде и законы ее смены как основа преемственности периодов психического развития ребенка; 6) определение зоны ближайшего развития растущего человека; 7) амплификация (расширение) детского развития как условие свободного поиска и нахождения ребенком себя в материале, той или иной форме деятельности и общения; 8) непреходящая ценность для формирования полноценной личности всех этапов детского развития; 9) принцип единства аффекта и интеллекта – становление сознания в результате совместной деятельности аффективной и личностной составляющих; 10) опосредующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями; 11) интериоризация и экстериоризация как механизмы развития; 12) неравномерность (гетерохронность) развития, учитывать которую чрезвычайно важно, представляя при этом не только его уровни и компоненты, но и весь «фронт» развития. Выделенные В.П. Зинченко принципы, которые свойственны всем возрастам детства и по-разному проявляются в них, характеризуют развитие в целом. Причем сама возможность их выделения показывает, что детство представляет собой нечто целое. В отличие от изменений во взрослом сообществе, на всем протяжении детства идет процесс структурирования качеств и свойств, составляющих взрослость (не физиологическую, а социальную, психологическую взрослость). Формируются отношения и связи, которые уже имеются во взрослом мире и, освоив которые, растущий человек становится взрослым. Данный процесс становления человека как личности реально включает два компонента: а) развитие, осуществляющееся при изменении физиологических, психологических состояний, и б) развитие, проявляющееся в освоении социального пространства (ребенок осваивает социальные позиции в процессе своего взросления). Эти составляющие лежат в основе познания особенностей и условий развития детства. Выделенные В.П. Зинченко положения отечественной психологии, дают своего рода программную сетку, вычленяя важнейшие достижения в изучении развития ребенка, обеспечивающие направления теоретических исследований, а также – намечая основные задачи в разработке программы образования. Задача будущих исследований – определить взаимосвязь, варианты и установить критерии этого взаимодействия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg