Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

«Становление профессиональной рефлексии у студентов в процессе обучения по специальности «Педагогика и психология»

yukareva 2500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.06.2020
Профессиональная рефлексия оказывается главным условием, обусловливающим возникновение противоречий между подготовкой специалиста и требованиями конкретной профессиональной деятельности. На основании этого мы считаем, что исследование формирования профессиональной рефлексии у специалиста в области психологии достаточно актуальны, так как обучение студентов на психологических факультетах ориентировано на формирование у них как теоретических, так и практических профессиональных знаний, повышающих качество их будущей профессии.
Введение

Профессиональная психолого-педагогическая деятельность является по своей природе рефлексивной. Анализ профессиональной деятельности как процесс осмысления профессионально-педагогического опыта является важ-нейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом для самосовершенствования. Поэтому развитие спо-собности педагога-психолога к рефлексивности профессиональной деятель-ности важно для выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения [45]. Студент, обучающийся по специальности «Педаго-гика и психология», чтобы соответствовать современным требованиям жизни и профессии, должен совершенствоваться в интеллектуальном, нравственном, коммуникативном и эмоциональном планах. Одним из важных условий этого совершенствования является профессиональная рефлексия.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИЛЬНОСТИ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ» 6 1.1. Основные подходы к исследованию проблемы рефлексии 6 1.2. Профессиональная рефлексия: ее сущность и содержание 10 1.3. Профессиональная рефлексия студентов по специальности «Педагогика и психология» 14 Выводы по главе 1 17 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ» 19 2.1. Описание выборки и инструментария 19 2.2 Анализ и интерпретация результатов 21 Выводы по главе 2 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43 ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Психология рефлексии в управлении. М.: Педагогика, 1988. 2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. 3. Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] // В.А. Адольф. Педагогика 1998, № 1. 4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. М., 2000. 5. Антипов, Г. А. Проблема периодизации историко-философского процесса с позиций представления о рефлексии [Текст] / Г.А. Антипова// Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новоси-бирск, 1987. 6. Белкина, В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками [Текст] / В.Н. Белкина. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. 7. Белобрыкина, О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте [Текст] / О.А. Белобрыкина. СПб., 2006. 8. Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитания [Текст] / Р. Бернс. М., 1986 г. 9. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. М.: Изд-во «ИПП»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 10. Бодалев, А.А., Столин, В.В. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин. СПб., 2004. 11. Болотов, В.А., Исаев, Е.И., Слободчиков, В.И. Проектирование профессионального педагогического образования [Текст] / В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков [Текст] // Педагогика. 1998. №4. С. 24. 12. Большунов, А.Я., Молчанов, В.А., Трофимов, Н.М. Диагностика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности [Текст] / А.Я. Большунов, В.А.Молчанов, Н.М.Трофимов // Вопросы психологии №5, 1984. 13. Вачков, И. Структура профессионального самосознания учителя [Текст] // И. Вачков. Школьный психолог. 2000 № 3, 5, 13. 14. Вульфов, Б.З., Харькин, В.Н. Педагогика рефлексии. [Текст] / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. М.: ИЧП «Издательство «Магистр», 1995. 15. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию [Текст] / Д.С. Горбатов. М., 2006. 16. Давыденко, Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика [Текст] / Т.М. Давыденко - М.: 1995. 17. Давыдов, В.В., Зак, А.З. Проблемы рефлексии: Современные ком-плексные исследования [Текст] / В.В. Давыдов, А.З. Зак. Новосибирск, 1987. 18. Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное разви-тие человека[Текст] / А.А. Дергач. М.: РАГС, 2000. 19. Дударева, Э.А. Психолого-педагогический мониторинг воспитания рефлексии младших школьников в процессе обучения русскому языку [Текст] / Э.А. Дударева. Екатеринбург, 2003. (автореферат) 20. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений [Текст] / С.В. Духновский. – СПб.: «Речь», 2010. 21. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. Екатерин-бург, 2003г. 22. Исаев, В.Г. Становление и развитие будущих педагогов [Текст] / В.Г. Исаев. М., 1980. 23. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] // А.В. Карпов. - // Психологический журнал. – 2003. – том 24. - №5. 24. Карпов, А.В., Скитяева, И.М. Психология рефлексии [Текст] / И.М. Скитяева, А.В. Карпов. М., 2002. 25. Килунина, А.В. Феномен профессиональной рефлексии [Текст] / А.В.Килунина - // Психологический журнал. – 2009 - №6. 26. Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / В.А. Климов. - М., 1996. 27. Климов, В.А. Введение в психологию труда [Текст] / В.А. Климов. М., 1988 28. Коджасперова, Г.М. Культура профессионального самообразова-ния педагога [Текст] / Г.М. Коджасперова. М., 1994. 29. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. М., 1987. 30. Коновалова, М.Д. Экспериментальная психология [Текст] / М.Д. Коновалова. М., 2006. 31. Куфарова, А.Ю. Развитие рефлексивных умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию [Текст] / А.Ю. Куфарова. Екатеринбург, 2004. (автореферат) 32. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. – М.: «ACADEMA», 2004. 33. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. М., 2004. 34. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. 35. Минюрова, С.А. Психология саморазвития человека в профессии [Текст] / С.А. Минюрова. – М.: «Спутник», 2008. 36. Мириманова, М.А. Рефлексия как механизм развития самооргани-зующихся систем [Текст] М.А. Мирианова// Развитие личности. – 2001. - №1. 37. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследо-вания [Текст] / А.Д. Наследов. СПб., 2004. 38. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности [Текст] / Н.И. Непомнящая. М., 2001. 39. Перминова, Л.М. Содержание образования с позиции самоиденти-фикации личности [Текст] // Л.М. Перминова. Педагогика 1997. № 3. С. 36-39. 40. Пигузова, С.В. Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию [Текст] / С.В. Пигузова. Екатеринбург, 2007. (автореферат) 41. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н.С. Пряжников. СПб., 2005. 42. Разина, Т.В. Рефлексия в решении педагогических проблемных си-туаций [Текст] // Т.В. Разина. Ярославский психологический вестник. 2001. № 5. 43. Рекешева, Ф.М. Условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов – психологов [Текст] / Ф.М. Ре-кешева. Астрахань, 2007. (автореферат) 44. Решетников, П. Е. Нетрадиционная технологическая система подго-товки учителей [Текст] / П.Е. Решетникова. Рождение мастера. М.: Владос, 2000. 45. Семенов, И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлек-сии и познавательной активности [Текст] / И.Н. Семенов, гл. ред. Д.И. Фель-дштейн. – М. – Воронеж, 2000. 46. Семенов, И.Н., Степанов, С.Ю. Типы взаимодействия наук и мето-дологические ориентации в психологии творчества рефлексии [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов //В кн.: Наука о человеке. – М., 1989. 47. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. СПб., 2003. 48. Слободчиков, В. И., Цукерман, Г.А. Генезис рефлексивного созна-ния в младшем школьном возрасте [Текст] // В.И. Слоботчиков, Г.А. Цуке-ран // Вопросы психологии. – 1990. - №3. 49. Слободчиков, В.И. Выявление и категориальный анализ норматив-ной структуры индивидуальной деятельности [Текст] // В.И. Слободчиков. Вопросы психологии. 2000. № 2. С.3-18. 50. Спивак. В.А. Организационное поведение и управление персона-лом [Текст] / В.А. Спивак. СПб.: Питер, 2000. 51. Степанов, С.Ю. Психология творческой уникальности человека [Текст] / С.Ю. Степанов. М.: ИП РАН, 1998. 52. Степанов. С.Ю., Маслов, С.Н., Яблокова, Е.А. Управленческая ин-новатика: рефлепрактические методы [Текст] / С.Ю. Степанов, С.Н. Маслов, Е.А. Ябловкова - М., 1993. 53. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону, 2005. 54. Тюков, А.А. О путях описания психологических механизмов ре-флексии. Проблемы рефлексии [Текст] / А.А. Тюков. Новосибирск, 1987. 55. Феофанов, В.Н. Развитие рефлексивности у студентов ВУЗов [Текст] / В.Н. Феофанов // Оценка эффективности высшего образования. Оренбург, 2003. 56. Цукерман, Г.А. Психологическое саморазвитие: задача для под-ростков и их педагогов [Текст] / Г.А. Цукерман. М., 1994. 57. Шапарь, В. Словарь практического психолога [Текст] / В. Шапарь. М., 2005. 58. Шапкин, С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов [Текст] /С.А. Шапкин. М., 1997. 59. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды [Текст] / Г.П. Щедровицкий М.: Дело, 1995. 60. Яновский, М.И. Место метода самонаблюдения (интроспекции) в психологии [Текст] // М.И. Яновский // Вопросы психологии. – 2001. - № 1.
Отрывок из работы

3. Анализ результатов по нарративному методу. С целью рассмотреть формальные, содержательные, структурные и функциональные характеристики профессиональной рефлексии был исполь-зован нарративный метод. Анализ историй позволил выделить 7 содержа-тельных категорий и соответствующие им подкатегории, описывающие осо-бенности репрезентации опыта профессиональной деятельности и ее осмыс-лении (приложение 2). В таблице 2 представлены выявленные различия по категориям анализа историй студентов об опыте профессиональной деятель-ности. Таблица 2 Результаты сравнительного анализа курсов обучения по выраженности категорий нарративного метода (критерий Н-Крускала-Уоллеса) № п/п Категория Н Уровень значимости 1. Требования к профессиональной деятельности – научно-методическая работа 11,60 ? 0,01 2. Периферийные ПВК 8,12 ? 0,05 3. Негативные ПВК 6,03 ? 0,05 4. Содержание истории – самостоятельная работа 6,03 ? 0,05 5. Децентрация 4,92 ? 0,10 6. Содержание истории – учебное занятие 4,92 ? 0,10 7. Доминантные ПВК 4,64 ? 0,10 Наблюдаются значимые различия в становлении профессиональной рефлексии у студентов разных курсов по следующим категориям нарратив-ного метода: требования к профессиональной деятельности в подкатегории научно-методическая работа, периферийные профессионально-важные каче-ства, негативные профессионально-важные качества, содержание истории в подкатегории самостоятельная работа. Также выявлена тенденция к измене-нию по следующим категориям: децентрация, содержание истории в подкате-гории учебное занятие, доминантные профессионально-важные качества. Рассмотрим динамику изменения профессиональной рефлексии в нарратив-ном методе по каждой категории.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 83 страницы
2075 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg