Актуальность проблемы исследования. На данном этапе развития во всем мире, как и в Росси в частности, очевидны глобальные изменения и преобразования информатизации общества. Сейчас мы наблюдаем процесс перехода населения нашей страны на инновационные технологии. Переход общества на инновационные технологии - это протекающий значимый социальный процесс, который отличается тем, что основным видом деятельности в сфере массового производства является накопление, сбор, продуцирование информации на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Одним из основных направлений процесса обучения детей является внедрение инновационных методов обучения, внедрение инновационных технологий в систему образования. При этом необходима непрерывная переподготовка учителей с целью наиболее продуктивного использования прогрессивных технологий.
Актуальность темы заключается в том, что перемена критериев жизни общества неизбежно создаёт новые вызовы для учителей экономики в школе. Уверенного владения компьютером, знание таких программ как «exсel» и «power point» помогает учителю сэкономить время и организовать более продуктивный процесс обучения. Но, к сожалению, на данный момент не более 23,6% процентов учителей владеют ПК на необходимом уровне.
Вот лишь только некоторые процессы в обучении, которые сильно упрощают инновационные технологии:
- получение необходимой информации и повышение уровня знаний;
-систематизация информации, благодаря справочникам и электронным библиотекам;
- отработка различных навыков и умений, проведение удаленных лабораторных экспериментов;
- визуализация информации и ее демонстрация (например, на презентациях);
- проведение сложных расчетов и автоматизация рутинных операций;
- моделирование объектов и ситуаций с целью их изучения;
- обмен информацией между несколькими пользователями, находящимися на большом расстоянии друг от друга.
Задача современного образования - достижимое становление тех возможностей личности, которые необходимы ей и социуму для вовлечения её в социально функциональную жизнь. Для организации эффективного процесса обучения обучающихся необходимо сформировать у учителей достаточный уровень профессиональной готовности к использованию инновационных методик при работе с детьми.
Степень научной разработанности проблемы. Данная тема ранее рассматривалась Г.С Абрамовой, Е.В Андриенко, С.В Брауном и др. В исследовании С.И. Володиной инновационные технологии понимаются, во-первых, как формирующие глубинную профессиональную мотивацию у студентов, способствующие развитию творческого мышления каждого, формированию навыков самостоятельного добывания знаний, во-вторых, как обеспечивающие осуществление обратной связи на занятиях, способствующие развитию активной устной речи студентов. Анализом современных исследований конфликта занимались в инновационной деятельности: Г.С. Абрамовой, А.А. Гребенюком, они утверждают, что сформулировать общие принципы управления конфликтами в педагогическом взаимодействии, среди которых: принцип позитивного функционализма (конфликт стимулирует изменения, способствует раскрытию творческого потенциала личности, способствует изменению личности.
Объектом исследования являются инновационные методы в образовании и способы их внедрения в деятельность учителя.
Предметом исследования выступает методика подготовки учителей экономики к использованию вышеупомянутых инновационных методов.
В соответствии с выбранной темой — «Формирование профессиональной готовности учителей экономики к использованию инновационных средств обучения» — была определена цель исследования — разработка методики формирования профессиональной готовности учителей экономики к использованию инновационных средств обучения.
В соответствии с поставленной целью обозначены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность инновационных технологий в системе образования;
2. Определить современные подходы к применению инновационных методов с учетом возрастных особенностей обучающихся;
3. Изучить современный опыт применения инновационных методов обучения на уроках экономики;
4. Проанализировать деятельность образовательного учреждения, в области применения инновационных методов обучения на уроках экономики;
5. Определить условия применения образовательных инновационных средств в системе образования на примере ФГБОУ ВО «ВГСПУ»;
6. Разработать методику формирования профессиональной готовности учителей экономики к использованию инновационных методов обучения учителей.
Методы исследования. Анализ научной литературы по психолого-педагогическим, философским, методическим и специальным аспектам, касающимся области исследования; анализ документов и литературных источников (постановлений, концепций, программ), беседы, педагогические наблюдения
Методологической основой исследования являются:
- психолого-педагогические аспекты философских понятий деятельности (её общей структуры, психологического строения, соотношения коллективной и индивидуальной деятельности), сознания, категорий абстрактного и конкретного, явления и сущности, принципов эмпирического и теоретического;
- современные психолого-педагогические концепции учебной деятельности, личностно-ориентированного обучения, технологического подхода к обучению; ведущие принципы современной системы образования, в том числе — гуманизации, гуманитаризации, учёта уровня развития и индивидуально-психологических особенностей личности.
Научная новизна исследования:
• Нами адаптирована модель формирования готовности учителей к применению инновационных технологий на основе поэтапного развития профессиональной деятельности учителя.
• Разработана методика оценки готовности учителя к применению инновационных технологий, включающая: тестовый контроль знаний теоретических основ инновационной технологии и рейтинговая система оценки, выявление потребности в освоении и применении технологии, владение приемами и стратегиями организации образовательного процесса с применением выбранной инновационной технологии. Для каждого этапа модели разработаны показатели мотивационного (потребность в совершенствовании своей профессиональной деятельности: стремление к выявлению проблем в деятельности учителя; рефлексивное отношение к своей профессиональной деятельности, проявление эмоционального отношения к ней), когнитивного (наличие знаний об инновационных технологиях и способах применения в условиях реализации системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании), операционального (владение практическими навыками применения инновационных технологий в образовательном процессе, стратегиями и приемами организации урока) компонентов готовности.
• Выявлен комплекс условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности учителей к применению инновационных технологий (организация процесса повышения квалификации всего педагогического коллектива; проблемно-деятельностный характер обучения инновационным технологиям; поэтапное освоение инновационных технологий; участие учителей в семинарах, круглых столах, научно-практических конференциях по обмену опытом применения инновационных технологий педагогами других образовательных учреждений (ОУ); использование изучаемой инновационной технологии для организации процесса обучения; поддержка администрацией ОУ колледжей и школ учителей, включенных в процесс совместного освоения инновационных технологий через моральное и материальное стимулирование; наличие отлаженной системы коммуникации в ОУ), что влияет на эффективность педагогической деятельности.
Публикации. Основные результаты магистерского диссертационного исследования нашли отражение в 3 публикациях.
База исследования. Исследование предполагается проводить на базе ФГБОУ ВО «Волгоградского государственного социально-педагогического университета».
Научно-практическая значимость исследования. В сфере науки результаты исследования можно использовать в дальнейшем изучении обозначенной проблемы. В педагогической деятельности результаты исследования можно использовать при чтении лекций по проблемам экономического образования. В практической деятельности — для внедрения программ инновационных образовательных технологий в систему обучения учащихся средних и старших классов.
Структура и объем диссертационной работы были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.