Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Назначение наказания является одной из важнейших стадий осуществления правосудия. Конституция РФ , общепризнанные принципы и нормы международного права образуют ведущую группу источников права наказания.
В соответствии со ст. 49 Конституции Российской Федерации только суду предоставлено право сделать окончательный вывод о ви-новности лица в совершении преступления и назначить за него нака¬зание. Назначая наказание, суд под¬водит итог всему судебному разбирательству и определяет, какой вид и размер наказания будет достаточен для достижения целей на¬казания.
В соответствии с принципом неотвратимос¬ти уголовной ответственности, каждое лицо, совершившее преступле¬ние, должно быть привлечено к уголовной ответственности. Наибо¬лее строгой формой уголовной ответственности является уголовное наказание. Цели уголовного наказания могут быть достигнуты лишь при условии вынесения справедливого приговора. Для выполнения указанной задачи суд должен неукоснительно следовать правилам назначения наказания, установленным ст. 60 УК РФ . При избрании конкретного вида и размера наказания суд обязан учитывать характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоя¬тельства, смягчающие и отягчающие наказание.
В законе им отведено далеко не последнее место, обусловленное их большим значением. Актуальность теоретического исследования различных аспектов применения обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, в значительной мере обусловлена потребностями судебной практики, в которой нередко допускаются ошибки.
Определяя меру наказания, суды зачастую ограничиваются указанием на то, что по делу учтены все обстоятельства совершенного преступления без детального анализа фактических данных. Приговор, вынесенный с подобной формулировкой, не может являться обоснованным и выглядит неубедительным как для общественного мнения, так и для осужденного. В ряде случаев неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, служит основанием к отмене приговора.
Степень разработанность темы. Особенностью исследования в области отягчающих и смягчающих обстоятельств наказания является то, что на основе современного уголовного закона нет подготовленных каких-либо монографических работ, которые бы детально исследовали данный вопрос.
Однако вопросы, касающиеся смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, нашли отражение в работах М.М. Бабаева, М.И. Бажанова, С.С. Гаскина, А.Т. Ивановой, Л.В. Иногамовой-Хегай, И.И. Карпеца, А.П. Козлова, Г.А. Кригера, Г.Л. Кригер, JI.JI. Крутикова, Ю.А. Красикова, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, Б.А. Куринова, Н.С. Лейкиной, Ю.Б. Мельниковой, B.C. Минской, Л.А. Прохорова, Т.Л. Сергеевой, А.Д. Соловьева, Н.С. Таганцева, В.И. Ткаченко, В.Д. Филимонова, И.Я. Фойницкого, Г.И. Чечеля, и других. Значительное число научных работ посвящено раскрытию различных аспектов либо только смягчающих обстоятельств, либо только отягчающих.
Необходимо отметить, что несмотря на существование значительного количества работ в какой-то мере раскрывающих статус исследуемых обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, эта проблема требует развития и исследования, а также проведения существенных изменений, которые касаются правовой регламентации данного института и поиска путей, которые бы способствовали дальнейшему развитию практики применения судами исследуемых обстоятельств.
Некоторые вопросы применения смягчающих и отягчающих обстоятельств до сих пор являются спорными. Так, не бесспорно определены и сформулированы проблемы содержания и правовой природы обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, являющихся одним из основных критериев индивидуализации наказания. Недостаточно полно раскрыт вопрос о соотношении обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, и обстоятельств в привилегированных и квалифицированных составах преступлений. В теории и на практике нет единого мнения о мере влияния смягчающих и отягчающих обстоятельств на назначаемое наказание. В то же время решение данных вопросов имеет немаловажное значение для индивидуализации наказания.
Изложенные соображения подчеркивают назревшую необходимость углубленного теоретического осмысления сущности, правовой природы, а также практики применения обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание, что и обуслови¬ло выбор данной темы.
Цель работы: изучение обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание и их социально-правовое значение.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) изучить понятие и историю развития смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств в уголовном законодательстве России;
2) исследовать значение обстоятельств, смягчающих и отягчающих уголовное наказание, характеризующие преступление, личность виновного;
3) выявить проблемы применения обстоятельств, смягчающих и отягчающих уголовное наказание и предложить пути их решения.
Методы - исторический, диалектико-логический, диалектико-материалистический, системный, структурно-функциональный, сравнительный, социологический.
Теоретической базой работы послужили научные исследования ученых-криминалистов прошлого и настоящего периодов времени: М.И. Бажанова, Н.А. Беляева, Г.Н. Борзенкова, Я.М. Брайнина, Г.С. Гаверова, А.С. Горелика, П.И. Гришаева, В.К. Дуюнова, И.И. Карпеца, С.Г. Келиной, А.П. Козлова, B.C. Комиссарова, А.И. Коробеева, П.В. Коробова, Г.А. Кригера, Г.Л. Кригер, JI.JI. Крутикова, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, Т.А. Лесниевски-Костаревой, В.В. Лунеева, П.И. Люблинского, Ю.Б. Мельниковой, А.В. Наумова, А.А. Пионтковского, С В. Познышева, Л.А. Прохорова, А.И. Рарога, Н.Д. Сергиевского, В.Д. Спасовича, Н.С. Таганцева, Ю.М. Ткачевского, В.И. Ткаченко, И.Я. Фойницкого, М.Д. Шаргородского, и др.
Юридической основой данного исследования являются: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, постановления Правительства РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а кроме того законодательные и прочие нормативные правовые акты и материалы судебной практики.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников.