Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с помощью логопедических лепбуков

hasanova_v 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.06.2020
работа студентки заочницы. специализации дефектология. защита на 5.
Введение

Введение Актуальность темы исследования. Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Формирование грамматического строя речи протекает в общем русле речевого (языкового) развития, при этом в выборе форм и методов педагогического руководства должны учитываться поэтапный характер общего речевого развития, а также возрастные особенности дошкольников с ОНР III уровня. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня происходит с большими трудностями, это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. Грамматическая система русского языка сложна и ребенку с недоразвитием речи самостоятельно с ней не справится. В связи с этим отсутствие своевременной помощи приводит к целому ряду последствий: это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе, речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, задержка познавательной деятельности и трудности в овладении всей школьной программы. Источники и факторы формирования грамматического строя речи многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и методы педагогического воздействия. Используемые в настоящее время методы логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня реализуют далеко не все возможности. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм логопедической работы. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность логопеду построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке. В этой связи уместно говорить о наличии противоречия между актуальностью использования лэпбука как средства формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и недостаточной освещенностью методических аспектов данного процесса. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия использования логопедического лэпбука в формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Выявленное противоречие и проблема исследования позволили сформулировать тему: «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством использования логопедического лэпбука». Проблемой развития речи в психологии занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др. Ими были разработаны вопросы возникновения и развития речи. Вопросами изучения развития речи с точки зрения нейропсихологии занимались А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Т.Г. Визель и др. Проблемой речевого развития в норме и патологии занимались такие авторы, как: Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, С.А.Миронова, В.И. Селиверстов, Л.Н. Смирнова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев и др. Теоретической и методологической основой исследования явились труды следующих авторов: М.М. Алексеевой, А.Г. Арушановой, О.И. Бочкаревой, М.К. Бурлаковой, С.А. Васильевой, В.Н. Ереминой, Н.С. Жуковой, Е.Ю. Климонтович, Л.В. Лопатиной и др. Этими авторами, в частности М.М. Алексеевой, А.Г. Арушановой, О.И. Бочкаревой, В.Н. Ереминой, Н.С. Жуковой, была разработана методика развития речи дошкольников, предложены игры и упражнения, способствующие формированию у дошкольников грамматического строя речи, а также развитию словаря; предложены методы коррекции сложных речевых расстройств. Такие авторы как, Е.Ю. Климонтович, Л.В. Лопатина, С.А. Миронова, Н.В. Нищева, внесли значительный вклад в разработку комплексной системы коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. О.Н. Усанова изучала особенности нарушения развития у различных категорий детей, в том числе и детей с общим недоразвитием речи. Она выделила их психологические особенности, охарактеризовала развитие психических процессов, рассмотрела возможности коррекции речи у данной категории детей. Е.Я. Савчук, В.И. Селиверстова, Л.Н. Смирнова, Л.Ф. Спирова, Е.И. Струнина также внесли свой вклад в решении проблемы преодоления общего недоразвития речи. В частности, Е.Я. Савчук разработала игровые методы работы по обучению детей с общим недоразвитием речи согласованию слов-признаков с существительными. Л.Ф. Спирова исследовала особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи, ей были разработаны технологии логопедической помощи детям с ОНР, в частности по преодолению дисграфии (нарушение письма). Несмотря на достаточную исследовательскую базу научных работ, направленных на изучение проблем детской речи и возможностей ее коррекции, считаем, что до сих пор остаются не изученными вопросы, касающиеся использования современных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи, в частности лэпбука. Поэтому, с научной точки зрения, выбранная нами тема представляет теоретический и практический интерес. Цель исследования: изучение педагогических условий формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством логопедического лэпбука. Объект исследования: грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет исследования: диагностика формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня при реализации ряда педагогических условий. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет осуществляться более успешно посредством использования логопедического лэпбука при соблюдении следующих педагогических условий: 1.Обогащения развивающей предметно-пространственной среды логопедическим лэпбуком; 2. Учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. 3. Подбора игр для логопедического лэпбука, с учетом изучаемой лексической темы. Задачи исследования: 1.Провести анализ психолого-педагогической, методической и коррекционной литературы по проблеме формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством использования лэпбука; 2. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня; 3. Разработать адаптированную программу по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством использования логопедического лэпбука; 4. Выявить динамику формирования грамматического строя речи после реализации педагогичеких условий. Методы исследования: 1. Методы теоретического уровня: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение. 2. Методы эмпирического уровня: педагогический эксперимент. 3.Методы обработки результатов исследования: качественно-количественный анализ исследования. Для диагностики уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста использовали следующие методики диагностики: 1. Методика диагностики уровня сформированности морфологического строя речи; 2.Методика диагностики уровня сформированности словообразовательных умений; 3.Методика диагностики уровня сформированности синтаксических умений. Экспериментальная база исследования: МБДОУ "Детский сад № 13 «Клюковка» г. Йошкар-Ола. Выборку составили дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в количестве 12 человек (экспериментальная группа); дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в количестве 12 человек (контрольная группа). Всего в эксперименте принимали участие 24 дошкольника с логопедическим заключением - ОНР III уровня. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами система занятий с использованием лэпбука, нацеленная на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, может быть использована педагогами ДОО, логопедами, дефектологами, студентами и родителями. Структура работы: представлена введением, двумя главами исследования: теоретической и практической, заключением, списком используемых источников, приложениями. Работа проиллюстрирована 4 таблицами и 4 рисунками. Список литературы представлен – 68 источниками. Объем основного текста работы составил – 103 страницы печатного текста.
Содержание

Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1.Теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством использования логопедического лэпбука……………………………………………………….9 1.1. Характерные особенности развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………………..9 1.2. Содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………...15 1.3. Обобщение опыта работы ДОУ по использованию логопедического лэпбука в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня………………………....21 Выводы по первой главе………………………………………………………31 2. Экспериментальное исследование формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством использования логопедического лэпбука…………………………………….31 2.1. Диагностика сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня………………………….33 2.2. Реализация педагогических условий по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством использования логопедического лэпбука……………………..45 2.3. Эффективность экспериментальной работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня………………………………………………………………………....54 Выводы по второй главе………………………………………………………61 Заключение………………………………………………………………………63 Список используемых источников и литературы……………………………..67 Приложения……………………………………………………………………..74
Список литературы

Список используемых источников и литературы 1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с. 2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд. / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 296 с. 3. Барсукова Н.А. Волшебные слова. Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Барсукова // Логопед. – 2014. - №7. –С.- 38-45. 4. Блохина Е. Лэпбук - наколенная книга / Е. Блохина, Т. Лиханова, Л. Морозова, О. Харина // Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. - 2015. - № 4. – С.29–30. 5. Бочкарева О.И. Логопедия. Страшая группа. Разработка занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград.: Корифей, 128 с. 6. Бурачевская О.В. Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи / О.В. Бурачевская, Т.В. Бурачевская, Н.И. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №4. - С. 12-14. 7. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств / М.К. Бурлакова. – М.: Просвещение, 1997. – 352 с. 8. Бынзарь Е.А. «Книга на коленях» или ЛЭПБУК / Е.А. Бынзарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/kniga-na-kolenyakh-ili-lepbuk.html (дата обращения: 15.02.2018). 9. Васильева С.А. Логопедические игры для дошкольников / С.А.Васильева, Н.В.Соколова. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 230 с. 10. Гаар Т.В. Лэпбук - средство обучения из Америки / Т.В. Гаар [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.o-detstve.ru/users/54812/articles/160964-lepbuk-sredstvo-obucheniya-iz-ameriki.html (дата обращения: 2.03.2018). 11. Габидуллина Е.В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Габидуллина // Пермский педагогический журнал. – 2015.- №7. – С.23-27. 12. Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта / С.Ф.Галкина // Логопед. – 2010. - №5. – С.49-52. 13. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д.А.Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 162-164. 14. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Гном, 2017. – 128 с. 15. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Гном, 2016. – 128 с. 16. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Гном, 2017. – 160 с. 17. Домашний логопед / В.И. Руденко. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2000. – 318 с. 18. Дорохина О.В. Лэпбук как инновационное и современное средство развития детей / О.В. Дорохина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mirdoshkolyat.ru (дата обращения: 8.04.2018). 19. Еремина В.Н. Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами / В.Н.Еремина //Дефектология. - 2012. - №5. – С.37-38. 20. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. – Екатеринбург.: Литур. - 2000. – 320с. 21. Иванова Н.Н. V общероссийская научно-практическая конференция «Социализация детей с нарушениями развития: опыт, проблемы, инновации / Н.Н. Иванова, Л.А. Боровцова // Логопед. – 2012. - №2. – С.121-123. 22. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5 – 6 лет. От глаголов к предложениям / Н.Е.Ильякова. – М.: ГНОМ и Д. - 2014. – 490 с. 23. Исламгулова Э.Ю. ЛЭПБУК – современная форма организации деятельности детей / Э.Ю. Исламгулова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doshkolnik.ru/pedagogika/17827.html (дата обращения: 21.04.2018). 24. Климонтович Е.Ю. Коррекционная работа с детьми, страдающими ОНР (III степени) / Е.Ю.Климонтович // Школа здоровья. – 2008. - №1. с.63-66. 25. Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.Ю.Кондратенко //Дефектология. – 2002. - №6. – С.54-57. 26. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. – 430 с. 27. Коррекция речевых расстройств у дошкольников / Н.П. Мещерякова. – Волгоград.: Учитель, 2014. – 489 с. 28. Косинова Е.М. Уроки логопеда: тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет: учебное издание / Е.М. Косинова. – М.: Эксмо, ОЛИСС, 2009. – 64 с. 29. Кудрявцева Е.Г. Использование логопедического лэпбука в работе с детьми с ОНР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-lepbukov-v-rabote-logopeda-s-detmi-s-onr-1777617.html (дата обращения: 29.05.2018). 30. Кулюкина И.П. Доклад на ГМО воспитателей на тему «Использование технологии лэпбук в ДОУ» (Лэпбук по лексическим темам) учителя - логопеда Кулюкиной И.П. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://katerinka21281-estalsad17.edumsko.ru/portfolio/doklad_na_gmo_vospitatelej_na_temu_ispol_zovanie_tehnologii_lepbuk_v_dou_lepbuk_po_leksicheskim_temam_uchitelya_-_logopeda_kulyu (дата обращения: 29.05.2018) 31. Лейтан Т.Н. Программа оздоровления дошкольников с ОНР / А.Б.Коваценко, Н.В.Никитина // Логопед. – 2013. - №5. – С.70-75. 32. Логопедия: учебный / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М.:ВЛАДОС, 2012. – 490 с. 33. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Питер, 2012. – 439 с. 34. Лузина А.А. Инновационные технологии в реабилитации детей – инвалидов с патологией зрения и речи / А.А. Лузина // Социальная работа. – 2012. - №6. – С.44-45. 35. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.:Сфера, 2011. – 192 с. 36. Надточиева М.Р. Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта / М.Р. Надточиева // Дошкольная педагогика. – 2013. - №4. – С.38-39. 37. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс. – 2006. – 576с. 38. Невская В.П. Речевые игры и упражнения / В.П. Невская. – М.: Сфера, 2013. – 64 с. 39. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Н.В.Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 47 с. 40. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В.Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 340 с. 41. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2012. – 240 с. 42. Пенин Г.Н. Инновационные подходы коррекционной педагогики второй половины XX столетия к воспитанию и обучению ребенка с нарушениями развития / Г.Н. Пенин // Практическая психология и логопедия. – 2007. - №5. – С.13-16. 43. Петрова О.В. Использование лэпбука в работе учителя-логопеда. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kladraz.ru/blogs/olesja-vladimirovna-petrova/proekt-po-razvitiyu-rechi-ispolzovanie-lyepbuka-v-rabote-uchitelja-logopeda-pri-formirovani-i-sovershenstvovani-leksiko-gramaticheskogo-stroja-rechi.html (дата обращения: 28.05.2018). 44. Петрова Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников / Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2012. – 128 с. 45. Савчук Е.Я. Обучение детей с общим недоразвитием речи согласованию слов-признаков с существительными / Е.Я.Савчук. - 2000. – 190 с. 46. Сапожникова О.Б. Инновации в логопедии / О.В. Сапожникова // Логопед. – 2014. - №8. – С.120-122. 47. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми / В.И.Силиверстов. - М.: Владос, 1994. – 220 с. 48. Скоролупова О. А Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. – М.: Скрипторий, 2015. – 112 с. 49. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду / Л.Н. Смирнова. – М.: Мозаика –Синтез, 2016. – 96 с. 50. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф.Спирова. - М.: Просвещение, 1980. – 340 с. 51. Струнина Е. И.Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Е.И. Струнина, О. С.Ушакова. – М.: Владос, 2014. – 288 с. 52. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1995. – 430 с. 53. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А.Ткаченко. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. – 360 с. 54. Усанова О. Н. Специальная психология: учебное пособие / О. Н.Усанова, под ред. В. И. Лубовского. – СПб.: Питер, 2016. – 395 с. 55. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – 4-е изд. / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2017. – 96 с. 56. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: учебное пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2012.-223 с. 57. Филичева Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева. – М.: Просвещение, 1997. – 290с. 58. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для логопеда и воспитателя детского сада. – 4-е изд. / М.Ф. Фомичева. – Воронеж.: Модэк, 2011. – 320 с. 59. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей / М.Е. Хватцев. – М.: Владос, 2014. – 534 с. 60. Холопова Н.В. Использование игр и пособий для обеспечения психического комфорта детей с речевыми нарушениями / Н.В.Холопова // Логопед. – 2014. - №6. – С.41-49. 61. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С. Цветкова. – М.: Когито-центр, 2014. – 230 с. 62. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М.: Просвещение, 2012. – 376 с. 63. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие для диагностики речевых нарушений/ Г.В.Чиркина. – М.: Аркти, 2013. – 240 с. 64. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие /Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.:Академия, 2013. - 240 с. 65. Шереметьева Е.В. Деятельность логопедического пункта ДОУ: организационный аспект / Е.В.Шереметьева, И.Н.Королева // Логопед. – 2015. - №5. – С.30-42. 66. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, 2014. – 260 с. 67. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. // 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. -300с.
Отрывок из работы

1.Теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством использования логопедического лэпбука 1.1. Характерные особенности развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. По мнению Н.С. Жуковой, понятие общее недоразвитие речи основывается на прогрессивной точке зрения о возможности единого педагогического подхода к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвития речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития ребенка [20, с.51]. Как правило, к 4 годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Одной из первых установлено это явление Р.Е. Левиной и определено, как общее недоразвитие речи [По цит. Т.Б.Епифанцевой, 37,с.21]. Для этих детей характерны нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй речи. По данным исследования Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, общее недоразвитие речи проявляется в разной степени, поэтому принято выделять три уровня речевого развития [32, с.67-71]. В исследовании В.И. Руденко показано, что I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи. Эти дети имеют достаточно большой пассивный словарь, в то время как активный запас очень беден. Речь их напоминает лепет малыша, когда он только начинает говорить. Однако, если при нормальном развитии речи, период предложений из нескольких слов длится примерно пять месяцев, то у больных детей он задерживается надолго. Пытаясь высказать какую-то мысль, дети дополняют лепетные слова жестами и выразительной мимикой. Даже когда наблюдается расширение объема предложения, конструкция его неправильно оформлена. Отмечается плохое звукопроизношение, а если слово состоит больше, чем из двух слогов, то некоторые слоги просто выбрасываются [17]. II уровень речевого развития, по мнению С.А. Мироновой характеризуется тем, что, кроме лепетных слов, появляются постоянно употребляемые слова, фразы становятся значительно длиннее. Однако слова сильно искажены, высказывания бедны, ребенок в основном ограничивается перечислением определенных предметов и действий. Если ребенку предложить составить рассказ по картинке, то он будет состоять из отрывочных, хотя и относительно правильных, коротких фраз. Обычными ошибками при пересказе являются замены падежных окончаний и неправильное употребление форм числа и рода глаголов. Союзы, частицы и предлоги употребляются крайне редко[35]. III уровень речевого развития, как считает Н.В. Нищева, позволяет детям говорить развернутыми фразами, однако присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Ребенок описывает картинки, составляет рассказ о себе, семье, товарищах, но при этом испытывает большие трудности, чем его нормально говорящие сверстники. Тем не менее, общение очень затруднено из-за крайне плохого звукопроизношения. Даже если ребенок уже научился правильно произносить отдельные звуки, в самостоятельной речи они звучат неясно. Несмотря на возросший запас слов, при обследовании выявляется незнание значений многих обычных слов (ручеек, подъезд, озеро и др.), неточное понимание и употребление некоторых слов, предлоги часто опускаются. У ребенка нарушена слоговая структура слов, наблюдается моторная неловкость [40].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 45 страниц
1125 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg