Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Представления современных дошкольников о дружбе

hasanova_v 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 166 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.06.2020
работа студентки Маргу. защита прошла успешно.В работе есть реальные детские работы (рисунки и др.)
Введение

Введение Актуальность темы. В детском возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения с другими детьми. Ребенок свой опыт первых дружеских отношений получает в детском саду. Дружеские взаимоотношения формируются на основе дружбы. В. А. Сухомлинский, А.И. Аржанова, С.А. Козлова определяют дружбу как устойчивое чувство, содержательные взаимосвязи между детьми, избирательные эмоциональные привязанности [15; 17; 23]. Все составляющие характеристики «дружбы» можно считать по – своему правомерными в зависимости от аспекта ее изучения. Дружба – это не только чувства и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающий специфику проявления некоторых нравственных особенностей, таких, как сочувствие и сопереживание. По мнению И.С. Кона дружба – всеобщий эталон человеческих отношений, «неизменно занимает высшее место в иерархии нравственных отношений» [17]. Особую актуальность рассматриваемая нами проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Всё чаще педагоги стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» образования, «технологизацией» нашей жизни, увлечение виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Проблема формирования представлений о дружбе остается актуальной в наши дни. В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только близкие родственники, но и сверстники [7]. В условиях дошкольного образования, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. В.С. Мухина отмечает, что взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками [20]. Представления о дружбе изменяются на разных возрастных этапах и характеризуются некоторым своеобразием. В старшем дошкольном возрасте дети не только осознают свою дружбу и употребляют понятия «друг», «дружу», но и делают попытки интерпретировать эти понятия. У некоторых детей намечается понимание дружбы как особой формы взаимоотношений. Однако это понимание стоит на уровне определения поступков друзей, а не раскрытия сущности дружбы. Они придают большое значение нравственным качествам личности сверстника. В соответствии с ФГОС целесообразным представляется формирование социальных представлений по типу «Дружба как эмоциональные близкие отношения», основанных на личных бескорыстных взаимоотношениях между людьми, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Основными показателями сформированности представлений о дружбе у детей 6-7 лет, на наш взгляд, следует считать следующие: ребенок знает кто такой лучший друг (эмоционально? отзывчивый, способный на взаимопомощь, добрый, заботливый); ребенок имеет представление о дружбе и дружеских взаимоотношениях (взаимовыручка, сопереживание, ответственность, честность); ребенок стремиться больше узнать о настоящей дружбе. В программе «От рождения до школы» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [23, с. 49-50] и в Федеральном государственных образовательном стандарте дошкольного образования [27] задачи формирования дружеских взаимоотношений представлены следующим образом: ? воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия; ? воспитывать уважительное отношение к окружающим; ? учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость; ? воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания; ? формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Детские взаимоотношения отличает высокая эмоциональность, преобладание инициативных действий над ответными, характер взаимоотношений развивается от конфликтного, когда основная потребность выделиться и утвердиться, до дружеского, когда потребность во взаимодействии начинает превалировать над потребностью самоутвердиться. На активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников положительно влияет успешность в деятельности, способность конструктивно общаться, наличие дружелюбия. Цель исследования: изучить особенности представлений о дружеских отношениях у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: развитие дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс развития представлений о дружбе детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования заключается в том, что представления детей о дружбе определяются личным опытом дружеских отношений; игровая деятельность станет эффективным средством формирования представлений о дружбе детей старшего дошкольного возраста, если: - включать дошкольников в участие в разнообразных сюжетно-ролевых играх, которые направлены на формирование у детей положительного отношения к окружающим. - в сюжетно-ролевых играх создавать условия для усовершенствования игровых умений, навыков адекватного поведения. - формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию представлений о дружбе детей старшего дошкольного возраста. 2. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению представлений о дружбе детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и внедрить программу педагогического эксперимента по развитию представлений о дружбе детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр. 4. Выявить эффективность проведенных мероприятий. Теоретико-методологической основой исследования стали концепция психического развития ребенка и учение о ведущих типах деятельности А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, теория развития общения как коммуникативной деятельности в детском возрасте М.И. Лисиной, теоретические положения и результаты экспериментальных исследований типов сотрудничества ребенка со взрослым Г.А. Цукерман. Практическое значение работы обусловлено полученными данными о специфике представлений о друге и дружбе, дружеских отношениях у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования можно использовать в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью диагностики особенностей представлений о дружбе ребенка, коррекции их неблагоприятных вариантов, оптимизации развития дружеских отношений и профилактики их нарушения. Методы исследования: - Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. - Эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование. - Статистические: методы количественной и качественной обработки данных, статистический анализ результатов по методу критерий Стьюдента. Диагностические методики: - Методика «Картинки» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова); - методика «Отношение ребенка к сверстнику» Г.А. Урунтаевой; - Рисунок «Я и мой друг в детском саду» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова). База исследования: ГБОУ «Школа 956 - дошкольное отделение (комплекс)» г. Москва. В исследованиях участвовало 40 детей шести-семилетнего возраста (ЭГ – 20 человек и КГ – 20 человек). Структура работы: работа состоит из введения, двух глав теоретической и практической, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Содержание

Содержание Введение 3 1. Проблема формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста 8 1.1. Понятие представлений о дружбе и дружеских отношений и их формирование в дошкольном возрасте 8 1.2. Основные подходы к развитию социально-коммуникативной сферы в старшем дошкольном возрасте 18 1.3. Специфика развития представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста 24 Выводы по первой главе 34 2. Экспериментальное исследование развития представлений о дружбе детей старшего дошкольного возраста 36 2.1. Диагностика и анализ уровня развития представлений о дружбе детей старшего дошкольного возраста 36 2.2 Содержание и методы работы по развитию представлений о дружбе детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр 57 2.3. Динамика развития представлений о дружбе детей старшего дошкольного возраста в условиях экспериментальной работы 70 Выводы по второй главе 78 Заключение 80 Список использованных источников и литературы 85 Приложение 92
Список литературы

Список использованных источников и литературы 1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 208 с. 2. Алтунина И.Р. Развитие мотивов и мотивации социального поведения у детей дошкольного и младшего школьного // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2016. - № 2. – С. 45-49. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 2017. – 195 с. 4. Аржанова А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института. - Т. 6. – М., 1997. – С.55-59. 5. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод, пособие. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. -224 с. 6. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии, 2016. - №4. - С. 24-26. 7. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. – М.: Академический проект, 2015. – 256 с. 8. Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. - Казань, 2016. – 158 с. 9. Булатова А.В. Развитие и воспитание дружеских взаимоотношений в подготовительной группе детского сада. – М.: Проспект, 2015.– 186 с. 10. Ведерникова Н.В. Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=397 (дата обращения: 20.10.2019). 11. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте: Практическое пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 239 с. 12. Воротынова М.И. Азбука поведения. - Алма-Ата: Кайнар, 2018. – 147 с. 13. Выготский Л.С. Детская психология. – М.: Педагогика, 2014. – 207 с. 14. Гильдебрандт О.П. Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. — Нижневартовск, 2015. — С. 390–393. 15. Гладкова Ю.А. Мониторинг выполнения задач образовательной программы по социально-коммуникативному развитию // Ребёнок в детском саду. — 2015. — № 3. — С. 5–7. 16. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2016. - №12. – С.20 - 26. 17. Гриценко Н. В. Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 54-56. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2733/ (дата обращения: 23.10.2019). 18. Давидовская С.И. Современные проблемы социально-личностного развития детей [Электронный ресурс]. URL: http://5.kropds.ru/metodicheskaya-kopilka/seminar-socialno-lichnostnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 12.10.2019). 19. Дозорова М.А. Семь Я. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста. — Ярославль, «Ремдер», 2015. — 164 с. 20. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С.21-28. 21. Жадан Я.Э. Актуальность проблемы формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников [Электронный ресурс].— URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021511 (дата обращения: 12.10.2019). 22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Питер, 2011. – 261 с. 23. Зотова И.В., Гинятова Н.И.Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // European science. 2018. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-druzheskih-vzaimootnosheniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.10.2019). 24. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с. 25. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 240 с. 26. Кобякова Т.В. Особенности формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00068.html (дата обращения: 06.10.2019). 27. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2015. – 163с. 28. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2016. – 135 с. 29. Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей. – Нижний Новгород: Имя, 2012. – 74 с. 30. Комиссаренко Т. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 2. - С. 19-23. 31. Комратова Н.Г. Социально-нравственное воспитание детей. - М.: Аспект, 2016. – 225 с. 32. Коновалов А. Коллектив как средство социализации ребенка / А. Коновалов // Народное образование. – 2019. - №5. – С. 36-39. 33. Кульчицкая Е. Формирование взаимоотношений детей // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3. – С.36-40. 34. Ландикова Е.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://5.kropds.ru/metodicheskaya-kopilka/seminar-socialno-lichnostnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 20.10.2019). 35. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2007. – 384 с. - [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru (дата обращения: 20.10.2019). 36. Мальгина Е. В. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/18/razvitie-sotsialno-kommunikativnykh-navykov-u-detey-starshego (дата обращения 28.10.2019). 37. Меджидова Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 799–803. 38. Мелашенко Л.В. Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] URL:https://metodika_organizatcii_i_rukovodstva_syuzhetnorolevim_181626.html (дата обращения: 22.10.2019). 39. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. - М. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2016. – 257 с. 40. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 2016. – 470 с. 41. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы[и др]. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. 42. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузкой. – М.: Педагогика, 2001. – 215 с. - [Электронный ресурс]: URL: http://psychlib.ru (дата обращения: 10.10.2019). 43. Репина Т.А. Проблема межличностных отношений и ее изучение // Дошкольное воспитание. - 2000. - №10. – С. 26-30. 44. Решетникова А.О. Основные направления социально-личностного развития ребенка-дошкольника [Электронный ресурс]. URL: http://5.kropds.ru/metodicheskaya-kopilka/seminar-socialno-lichnostnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 10.10.2019). 45. Родионова Л.А., Пазухина С.В. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 63-65. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13356/ (дата обращения: 28.10.2019). 46. Рузская А. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. - С. 49-53. 47. Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личного поведения // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 23-24. 48. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации. – СПб., 2011. – 169 с. 49. Сенько Т.В. Статус ребенка в группе детского сада // Вопросы психологии. - 2017. - №1. – С.56-59. 50. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. - 2016. - №8. - С.73-76. 51. Смирнова Е.О. Конфликтные дети. — М.:Эксмо, 2010. - 176 с. 52. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 158 с. 53. Теницкая А.С. Игровые практики как средство формирования дружеских отношений между детьми дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] — URL:https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/igrovye_praktiki_kak_sredstvo_formirovaniia_druzheskikh_otnoshenii_mezhdu_detmi_(дата обращения: 23.09.2019). 54. Трубайчук Л.В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: // Вестник ЧГПУ. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 28.10.2019). 55. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с. 56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. — М.: Перспектива, 2014. - 32 с. 57. Хомутова Е.П. Формирование дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] - URL: https://ebooks.grsu.by/evrika2014/khomutova-e-p-formirovanie-druzheskikh-vzaimootnoshenij-u-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.htm (дата обращения: 23.09.2019). 58. Чеботаева А.С. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста в условиях игровой деятельности [Электронный ресурс]: URL :www.strizh-vspu.ru (дата обращения: 15.10.2019). 59. Шипицина Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «Детство-Пресс», 2014. – 154 с. 60. Эльконин, Д.Б. Детская психология. / Эльконин Д.Б. - М.: Академия, 2006. – 126 с.
Отрывок из работы

1. Проблема формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Понятие представлений о дружбе и дружеских отношений и их формирование в дошкольном возрасте Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. В соответствии с ФГОС одним из направлений развития является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на социализацию ребёнка. Его задачами является развить общение ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками проявляется у ребенка рано, но её содержание формируется и расширяется с возрастом [56. Формирование представлений детей о друге и дружбе на протяжении старшего дошкольного определяется переходом от ориентации на внешние характеристики дружеских отношений через преобладание ориентации на характеристики, связанные с совместной деятельностью с другом, к ориентации на внутренние основания дружеских отношений. В отечественной социальной психологии дружба изучалась как один из видов межличностных отношений. Л.А. Гордон, Л.Я. Гозман, Э.В. Клопов, И.С. Кон, В.А. Лосенков, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, обращаются к специфическим особенностям данного вида отношений: обозначаются проблемы дружеских связей и межличностной привлекательности, уделяется внимание таким факторам, как половозрастные и индивидуально-типические различия. Исследования о том, как люди представляют себе дружбу, принадлежат в большей степени И.С. Кону. Однако они носят больше социологический характер и не раскрывают их структуру и проявление в реальных межличностных отношениях. В современной психологической литературе темой дружбы занимались Е.В. Юркова, она изучала проявления социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях, Родина А.М. "Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни". И.С. Кон, являясь одним из ведущих исследователей в области психологии дружбы, выделил ряд независимых параметров характеризующих происхождение дружеских привязанностей ребенка: - Поведенческий аспект: круг людей, из которых выбираются друзья, преобладающие формы общения; - Когнитивный аспект: характерные для данного возраста представления о дружбе, уровень взаимопонимания соответствующий возрасту; - Эмоциональный аспект: характерный тон и развитие эмпатии, соответствующие возрасту; - Коммуникативный: уровень межличностной компетенции, доступный спектр ролевого поведения, определенные коммуникативные навыки; - Ценностно-нормативный аспект: ценности дружбы и моральный кодекс. Данные параметры наиболее точно представляют развитие дружеских отношений ребенка и те моменты, которые необходимо учитывать для формирования привязанности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 36 страниц
900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg