Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности социально – речевой компетентности у детей дошкольного возраста с дизартрией

hasanova_v 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.06.2020
написан для ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань) Институт бизнес-образования. специализация: логопед-дефектолог
Введение

Введение Актуальность. Одно из важных направлений развития современного ребенка дошкольника – социально-личностное развитие. Оно отражено в приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (№ 655 от 23 ноября 2009 г.)[56, С.10]. В приказе отмечается, что содержание программы включает образовательные области, обеспечивающие разностороннее развитие детей по основным направлениям, среди которых речевое развитие и социализация занимает одно из ведущих мест. Под языковой (речевой) компетенцией в целом понимаются владение нормами языка и способность адекватно использовать их в ходе реальной речевой деятельности. Социальная компетенция предполагает систему знаний о социальной действительности и себе, а также систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. Под социально - речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Критериями социально-речевой компетентности являются: - уверенность в себе (владение собой; управление своими эмоциями и действиями (движениями артикуляционного аппарата)); адекватная оценка собственных сил, вера в возможность овладения правильной речью. - ответственность (организованность, стремление принести себе пользу, не навредить, качественно выполняя принятое решение); - коммуникативность (способность к эмоциональному открытому позитивному общению); - любознательность (активность, познание, пытливость, исследовательский интерес); - гибкость (умение строить отношения на основе толерантности, эмпатии; способность применять умения и навыки в измененных проблемных условиях). Значительное увеличение количества детей с дизартрическими расстройствами речи обострило проблему поиска эффективных методов коррекции данных нарушений. Комплексный органический характер артикуляцинных и речевых нарушений у детей с дизартрией, отягощенность неврологической симптоматикой, нарушениями эмоционально-волевой сферы существенно снижают результативность подготовки этой категории детей к школьному обучению. Часто обычные методы постановки звуков не дают должного эффекта: артикуляционные уклады долго не формируются, без осуществления контроля быстро распадаются, поставленные звуки длительное время не автоматизируются в самостоятельной речи ребенка. Специфика речевого развития и некритичное отношение детей с дизартрией к своей речи обуславливает необходимость поиска более эффективных путей коррекции данного речевого дефекта в условиях дошкольного учреждения. Учитывая эти факторы, проблема социально – речевой компетентности у детей дошкольного возраста с дизартрией занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Это определило проблему исследования: каковы условия, методы, средства, содержание работы логопеда в формировании и закреплении социально – речевой компетентности у детей дошкольного возраста с дизартрией. В соответствии с проблемой была сформулирована тема исследования «Особенности социально – речевой компетентности у детей дошкольного возраста с дизартрией». Цель исследования: выявить уровеньсоциально – речевой компетентности у детей дошкольного возраста с дизартриейи определить наиболее эффективные пути коррекции. Объект исследования: социально-речевая компетентность удошкольников с дизартрией. Предмет исследования: процесс формирования социально – речевой компетентности у детей дошкольного возраста с дизартрией. Гипотеза исследования: нами сделано предположение о том, что у дошкольников с дизартриейнедостаточно сформированасоциально-речевая компетентность, однако целенаправленная коррекционно-логопедическая работа позволит эффективно устранить данное нарушение если: - в процессе коррекционного воздействия будет осуществляться индивидуально-дифференцированный подход; - будет создана развивающая дидактическая среда в коррекционной работелогопеда. В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить теоретические аспекты, на которых возможно построить коррекционную работу логопеда. 2. Описать и обосновать основные формы педагогической деятельности логопедической работы по социально-речевой компетентности у дошкольников с дизартрией. 3. Разработать и экспериментально апробировать программу логопедической работы по развитию социально-речевой компетентности у дошкольников с дизартрией. 4. Описать и дать объяснение результатов эксперимента. Методологической основой исследования являются: современные теории личности и системный подход к анализу формирования социально-речевой компетентности. Теоретическую основу исследования составили труды отечественных авторов, изучавших социально-речевую компетентность у дошкольников с дизартрией Е.К. Бутенко [6], Г.А. Волкова [8], Е.И. Гельм [13], Р.И. Лалaева [27] и др. В настоящее время проблема выявления и коррекции дизартрии интенсивно разрабатывается в клиническом, психолого-педагогическом и нейролингвистическом аспектах. В отечественной специальной литературе она освящена в работах В.М. Астапова [3], М.К. Бурлаковой [5], Н.Ю. Григоренко [15], С.В. Копытовой [24], Е.В. Макаровой [33] и др. Наиболее подробно дизартрические расстройства описаны у детей с церебральным параличом. Описывая характерные особенности речи у детей с дизартрией, многие авторы (В.М. Астапов [3], М.К. Бурлакова [5], Е.К. Бутенко 6, С.Ф. Галкина [12] , Н.Ю. Григоренко [15], Л.Н. Ефименкова [18], С.В. Копытова [24], С.Н. Олейник [38], О.Г. Приходько [39], И.А. Смирнова [40;41] и др.) выделяют нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. В связи с этим авторы отмечают, что дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Несмотря на многочисленность исследований, направленных на изучение дизартрических нарушений речи у детей, специальных работ, посвященных изучению социально-речевой компетентности у дошкольников с дизартрией, имеется недостаточно. Тем не менее, некоторые работы составили основу данного исследования, в частности: О.Б. Соболевой [42], Л.Г. Соловьевой [43], Л.Ф. Спировой [44], М.В. Фетисовой [45], Ю.О. Филатовой [46], Е.Л. Харченко [51], М.Е. Хватцева [52;53], Е.В. Шараповой [57] и др. Методы исследования: - теоретический анализ научной литературы по проблеме; - экспериментальные методы исследования: - статистические и математические методы обработки результатов. Были использованы следующие методики: - для изучения речевой компетентности в качестве диагностики мы использовали методику, разработанную Е.П. Яценко, Н.П. Пьяновой, Е.В. Краснопуцкой [60] ; - для изучения социальной компетентности использовалась методика выявления уровня социально-эмоционального развития дошкольников. Практическая значимость исследования: проведено исследованиесоциально-речевой компетентности у дошкольников с дизартрией. Для детей с нарушениемсоциально-речевой компетентности быларазработана коррекционная программа логопедического воздействия,которая способствует коррекциисоциально-речевой компетентности, и которую можно использовать как в логопедических, таки в типовых группах детей. Экспериментальная база исследования: МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 24 г. Йошкар-Олы «Весняночка». В эксперименте принимали участие дети старших группв количестве 20 человек. Структура дипломной работы: соответствует логике научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; методические средства их решения, раскрывается практическая значимость исследования. В первой главе теоретической части исследования раскрываются вопросы социально-речевой компетентности в онтогенезе, а такжерассматриваются особенности коррекции социально-речевой компетентности у детей с дизартрическими расстройствами речи. Вторая глава посвящена экспериментальному исследованиюособенностей социально – речевой компетентности у детей дошкольного возраста с дизартрией. В заключение сделаны краткие выводы по работе, проанализированы результаты исследования.
Содержание

Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 I. Теоретические аспекты изучения особенности социально – речевой компетентности у детей дошкольного возраста с дизартрией………………………………………………………………………10 1.1. Изучение проблемы социально – речевой компетентности у детей дошкольного возраста с дизартрией ...................................................................10 1.2. Психолого–педагогическая характеристика детей с проблемой социально – речевой компетентности ………………………………………. .20 1.3. Состояние социально – речевой компетентности у детей дошкольного возраста с дизартрией……………………………………………30 Выводы по I главе……………………………………………………….…….....40 II. Экспериментальное исследованиеособенности социально – речевой компетентности у детей дошкольного возраста с дизартрией…………………………………………………………………...42 2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик. Описание результатов констатирующего этапа эксперимента……………….………….42 2.2. Описание этапов и содержания программы организации коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы с социально – речевой компетентностью……………………………………………………………….. 47 2.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента…...…………….57 Выводы по II главе……………………………………………………….……...67 Заключение……………………………………………………………………...68 Список использованной литературы………………………………………..72 Приложения …………………………………………………………………….78
Список литературы

1. Артемьева С.Б. Дизартрические расстройства речи у детей с мышечной дистрофией / С.Б. Артемьева // Логопед. – 2014. - №3. – С.6-14. 2. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи. – 2-е изд. / А.Г.Арушанова. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008. – 296 с. 3. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие / В.М.Астапов. - М.: Общество «Знание», 1991. – 330 с. 4. Бабинова, Н.В. Педагогический проект / Н.В.Бабинова // Дошкольная педагогика. – 2010. - №7. – С.38-44. 5. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств / М.К. Бурлакова. – М.: Просвещение, 1997. – 352 с. 6. Бутенко Е.К. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией / Е.К. Бутенко // Дошкольная педагогика. – 2012. - №1. – С.38-40. 7. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников / С.А.Васильева, Н.В.Соколова. – М.: «Школа-Пресс», 1999. – 230 с. 8. Волкова Г.А. Особенности эмоционально-волевой сферы и произвольной регуляции деятельности детей с заиканием и дизартрией / Г.А. Волкова // Логопед. – 2012. - №7. – С.18-28. 9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. - М.: «Педагогика», 1997. – 320 с. 10. Галактионова, Г.М. Использование технических средств на логопедических занятиях с ОНР / Г.М.Галактионова // Логопед. – 2010. - №6. – С.49-51. 11. Галанов, А.С. Психодиагностика детей / А.С.Галанов. - М.: «ТЦ Сфера», 2002. – 128 с. 12. Галкина, С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта / С.Ф.Галкина // Логопед. – 2010. - №5. – С.58-62. 13. Гельм Е.И. Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией / Е.И. Гельм // Логопед. – 2010. - №4. – С.62-67. 14. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. / В.П. Глухов. – М.: «АРКТИ». - 2002. – 330 с. 15. Григоренко, Н.Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции / Н.Ю. Григоренко, С.А.Цыбульский. – М.: «Книголюб». -2003. -144с. 16. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие / Н.В.Дурова. - М.: «Мозаика-Синтез», 2000. – 350 с. 17. Еремина, В.Н. Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами / В.Н.Еремина //Дефектология. - 2002. - №5.- С.33-36. 18. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Вып. 2. Ч.1. Дифференциация гласных / Л.Н.Ефименкова. – М.: «Книголюб», 2004. -112 с. 19. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н.Ефименкова. – М.: «Просвещение», 1985. – 290 с. 20. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. - Екатеринбург.: Литур. - 2000. – 320с. 21. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности: учебное пособие / Т.В. Иванчикова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 223 с. 22. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детских садов/ Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 1981. – 192 с. 23. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – 2-е изд. – М.: Владос, 2008. – 279 с. 24. Копытова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи / С.В. Копытова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №3. – С.63-69. 25. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 430 с. 26. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. – Волгоград.: Учитель, 2010. – 141 с. 27. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. - СПб.: «Речь», 2001. – 350 с. 28. Лебедева, Л.В. Формирование связной речи у дошкольников с ОНР / Л.В.Лебедева, И.Б.Козина // Современный детский сад. – 2008. - №1.- С.43-45. 29. Лейтан Т.Н. Программа оздоровления дошкольников с ОНР / А.Б.Коваценко, Н.В.Никитина // Логопед. – 2010 . - №5. – С.70-75. 30. Логопедия: Учеб. студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений / Под редакцией Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской - М.:ВЛАДОС, 2002. – 490 с. 31. Логопедия: учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- 3-е изд. – М.: Владос, 2002. – 680 с. 32. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Питер, 2001. – 439 с. 33. Макарова Е.В. Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии / Е.В. Макарова // Логопед. – 2011. - №7. – С.27-34. 34. Методы обследования речи детей: пособие для диагностики речевых нарушений/ Под общ.ред. Г.В.Чиркиной. – М.: Аркти, 2003. – 240 с. 35. Надибаидзе О.Ш. Речевая компетенция говорящего: учебное пособие / О.Ш. Надибаидзе. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 189 с. 36. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс. – 2006. – 576с. 37. Нищева Н.В. Комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н.В. Нищева // Дошкольная педагогика. – 2015. - №5. – С.19-21. 38. Олейник С.Н. Дизартрические расстройства речи у детей с первичными мышечными заболеваниями / С.Н. Олейник // Логопед. – 2015. - №1. – С.6-12. 39. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - №6. – С.49-54. 40. Смирнова И.А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии / И.А. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2003. - №5. – С.38-43. 41. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений / Е.О.Смирнова. – Вологда.: «Владос», 2003. - 368 с. 42. Соболева О.Б. Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии / О.Б. Соболева // Логопед. – 2012. - №2. – С.94-102. 43. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.Г.Соловьева // Дефектология. -1996. - №1. –С.44-45. 44. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф.Спирова. - М.: «Просвещение», 1980. – 340 с. 45. Фетисова М.В. Проблема дизартрии / М.В. Фетисова // Логопед. – 2012. - №4. – С.118-122. 46. Филатова Ю.О. Характеристика неречевого ритма у детей с дизартрией и моторной алалией особенностей неречевого ритма у детей в норме и при заикании / Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2012. - №2. – С.27-35. 47. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: «Просвещение», 1993. – 190 с. 48. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: «Просвещение», 1989.-223 с. 49. Флерова, Ж.М. Логопедия / Ж.М.Флерова. -Изд. 4-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2008. – 317с. 50. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся педуч-щ / М.Ф.Фомичева. –М.: «Просвещение», 1989 – 239 с. 51. Харченко Е.П. Дизартрия. Общие сведения / Е.П. Харченко // Дошкольная педагогика. – 2009. - №4. – С.34-39. 52. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей / М.Е. Хватцев. – М.: Владос, 2001. – 534 с. 53. Хватцев, М. Е. Логопедия: Работа с дошкольниками / М.Е.Хватцев. - М.: «АСТ», 2002. – 210 с. 54. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: «Академия», 1999. – 390 с. 55. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Н.Цейтлин. - М.: «ВЛАДОС», 2000. – 160 с. 56. Чернов Д.Н. Становление языковой компетентности в детском возрасте / Д.Н. Чернов // Логопед. – 2011. - №9. – С.6-16. 57. Шарапова Е.В. Коррекция нарушений произношения у детей с дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции / Е.В. Шарапова // Дошкольная педагогика. – 2015. - №4. – С.52-56. 58. Шаховская, С.Н. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи / С.Н.Шаховская, Е.Д.Худенко. - М.: «Просвещение», 1992. – 220с. 59. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, 1999. – 260 с. 60. Яценко Е.П. Мониторинг речевого развития / Е.П. Яценко, Н.П. Пьянова, Е.В. Красноруцкая // Логопед. – 2013. - №9. – С.32-40.
Отрывок из работы

1.1. Изучение проблемы социально-речевой компетентности в онтогенезе В настоящее время формирование у человека ключевых компетенций, позволяющих ему активно разрешать проблемные ситуации в повседневной, профессиональной и социальной сферах в условиях перехода от выученных алгоритмов действий к творческим стратегиям поведения, рассматривается в рамках компетентностного подхода. Одна из таких компетенций – языковая или социально-речевая [59, с. 83]. На сегодняшний день существует целый ряд трактовки этого термина: всеобъемлющее знание о языке «идеального говорящего-слушающего»; «реальное знание языка» всем языковым сообществом и каждым индивидом; способность к программированию, реализации и контролю высказывания; система сложных блоков действий с языковым материалом -вычерпывание содержания высказываний, их грамотное построение, определение тождества и различия, грамматической и семантической корректности/некорректности отдельных высказываний; система основных видов речевой деятельности – слушания, говорения, чтения и письма. На данный момент под языковой (речевой) компетенцией в целом понимаются владение нормами языка и способность адекватно использовать их в ходе реальной речевой деятельности. В качестве структурных элементов языковой компентенции М.К. Бурлакова выделяет «знание о языке», «речевой опыт», соотнося эти понятия с системой сложных умений, и «чувство языка» [5, с.76]. Сходные представления развиваются и в западной науке. Так, X. Гримм и X. Шелер в качестве важнейших составляющих речеязыковой способности рассматривают: а) речеязыковую компетенцию, включающую знание правил функционирования системы языка на уровне морфологии, грамматики, синтаксиса, семантики, оперирования целостным текстом; б) речепрагматическую компетенцию, включающую знание правил использования речеязыковых средств в целях коммуникации [13, с.62]. В качестве важнейшей составляющей языковой компетенции многими учеными рассматривается металингвистическая компетенция - способность самостоятельно на основе предшествующего опыта «открывать» правила устройства языка и использования его в реальных контекстах жизнедеятельности [21, с.101]. Такая составляющая требует определенного уровня когнитивного функционирования: на неосознаваемом уровне она функционирует в виде «чувства языка». Необходимо признать, что при принципиальной несводимости языковой компетенции к проявлениям интеллекта отдельные когнитивные способности могут послужить фундаментом для формирования способности к оперированию языком (по Ж. Пиаже). Поэтому становление языковой (речевой) компетенции ребенка следует рассматривать в тесной взаимосвязи с его интеллектуальным развитием.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg