Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

на тему: «Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»

hasanova_v 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 110 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.06.2020
работа написана недавно. прошла АП. защита на 5.есть доклад и презентация. а также статьи.
Введение

Введение Актуальность темы исследования. Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста – проблема, к которой не ослабевает интерес теоретиков и практиков. Многогранность этой проблемы связана с тем, что способность к созданию нового имеет огромное значение для развития детей, для формирования их личности. Согласно требованиям ФГОС ДО, одной из главных задач дошкольного образования является задача развития у детей творческого мышления (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013. №1155) [49]. Развитию творческого мышления необходимо уделять пристальное внимание, особенно в старшем дошкольном возрасте. Особенностью этого возрастного периода является то, что старший дошкольник восприимчив к новому, его отличает своеобразие воображения и чувств, тем самым, он расположен к развитию творчества. Психологами (В.И. Андреев [4], Л.И. Божович [7], А.В. Брушлинский [18], Л.С. Выготский [12] и др.) доказано, что с возрастом способность к творчеству угасает, этому препятствует конформизм, боязнь показаться смешным, неумелым. Однако у дошкольника это стремление к творчесту необходимо поддерживать и поощрять как можно дольше, ведь именно творчество стимулирует у ребенка деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме, способствует формированию творчески активной личности, способной эффективно решать различные проблемные задачи и находить нестандартные, оригинальные решения. Среди многочисленных способов развития творческого мышления, ведущее место занимает проблемно-поисковый характер обучения, к которым в частности относятся ТРИЗ-технологии. В старшем дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения, поэтому на этом этапе основная особенность использования технологии ТРИЗ заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Между тем, несмотря на многие позитивные стороны, ТРИЗ как метод до сих пор не получил широкого распространения, и это обусловлено тем, что педагоги испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами ТРИЗ, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данных технологий. В связи с этим, выделенное противоречие подтверждает недостаточное внимание со стороны педагогов данной технологии обучения дошкольников. Обозначенное противоречие определило проблему исследования, а именно: каковы педагогические условия использования технологии ТРИЗ для развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Именно поэтому выбранная нами тема: «Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ» является актуальной для исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как: И.В. Абакумовой, В.И. Андреева, Л.И. Божович, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, В.П. Дужинина, С.В. Евтушенко, А.Л. Журавлева, И.Ю. Кулагиной, В.В. Лихолетова, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, О.Н. Меркуловой, Р.С. Немова, О.А. Никифоровой, Я.А. Пономарева и др. Цель исследования – изучить эффективность использования технологий ТРИЗ для развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия использования ТРИЗ технологии для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при следующих педагогических условиях: а) использования ТРИЗ технологии (игр, упражнений) для комплексного развития основных видов творческого мышления: системного, функционального, диалектического, синергетического; б) использования принципа интеграции образовательных областей в различных видах детской деятельности. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме использования технологий ТРИЗ для развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. 2. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению уровня развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и провести в условиях ДОО серию занятий, а также игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста, основанную на использовании технологии ТРИЗ и выделенных педагогических условий и выявить эффективность экспериментальной работы. Методы исследования: 1. Методы теоретического уровня: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение. 2. Методы эмпирического уровня: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент. Для выявления уровня развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики диагностики: тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса; методика «Придумай игру» (Е.А. Панько); методика «Где чье место?» (Р.С. Немов). 3. Методы математической обработки результатов исследования (качественно-количественный анализ); методы математической статистики (критерий t - Стьюдента). Этапы исследования: 1этап – констатирующий (май 2018 года): выбор темы исследования, определение объекта, предмета, цели и задач исследования, разработка гипотезы, работа с литературой, проведение диагностики, с целью определения исходного уровня развития функционального мышления; 2 этап – формирующий (сентябрь 2018 года – ноябрь 2018 года): проведение педагогического эксперимента (развитие функционального мышления посредством игровых технологий); 3 этап – контрольный (декабрь 2018 года): проведение повторной диагностики и обработка результатов. Теоретическая основа исследования: психологические исследования показателей творческого мышления Ананьева Б.Г. [5], формы и проявления творческого мышления Торренса Е.П. [44], особенности развития (Матюшкин А.М.) [30], а также когнитивные и личностные конструкты творческого мышления Телегина Э.Д. [43]. Практическая значимость исследования заключается в подборе диагностических методик по выявлению уровня развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста; в разработке серии занятий, в подборе игр и упражнений, с использованием технологии ТРИЗ для развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Данные разработки могут представлять практический интерес в работе с дошкольниками для педагогов, воспитателей, студентов, родителей. Экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад № 5 “Колокольчик”» с. Эмеково Волжского района РМЭ, дети от 6 до 7 лет. Всего 40 человек. Апробация результатов исследования: Опубликованы статьи: 1. Андрощук, Э.А. Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр с математическим содержанием / Э.А. Андрощук // Россия и мир: национальная безопасность, вызовы и перспективы. Двадцать первые Вавиловские чтения: материалы международной междисциплинарной научной конференции: – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017. – С. 270-274. 2. Андрощук, Э.А. Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр с математическим содержанием / Э.А. Андрощук, О.А. Петухова // Социально- экономические, гуманитарные науки и педагогика: вопросы теории и практики. Межвузовский сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2018. – С. 120-126. 3. Андрощук, Э.А. Создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО, способствующей формированию логического мышления / Э.А. Андрощук // Гуманизация образовательного пространства: проблемы, опыт, перспективы. XVII Глушковские чтения: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Оршанка: Оршанский многопрофильный колледж, 2019 (в печати). 4. Андрощук, Э.А. Развитие мышления детей старшего дощкольного возраста посредством технологии ТРИЗ / О.А. Петухова, Э.А. Андрощук // Дошкольное детство: традиции и инновации. Межвузовский сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2018. – С. 68-72. 5. Выступление на пятом республиканском фестивале специалистов и педагогов образовательных учреждений на тему: «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ» 20 мая 2018 года. 6. Выступление на педагогическом совете на тему: «Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ» 30.11.2018 года в МДОУ «Детский сад № 5 “Колокольчик”» с. Эмеково Волжского муниципального района, РМЭ; 7. Выступление на родительском собрании на тему: «Развиваем творческое мышление детей с помощью ТРИЗ-игр и упражнений» в МДОУ «Детский сад № 5 “Колокольчик”» с. Эмеково Волжского муниципального района, РМЭ 20 декабря 2018 года. Структура работы: представлена введением, двумя главами исследования: теоретической и практической, заключением, списком использованных источников и литературы (58 наименований), 8 приложениями. Работа содержит 20 таблиц и 7 рисунков. Объем основного текста составил 112 страниц.
Содержание

Содержание Введение 3 1. Теоретические основы развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ 9 1.1. Сущность и характеристика творческого мышления в трудах педагогов и психологов 9 1.2. Особенности развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста 16 1.3. Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО…………………...23 Выводы по первой главе……………………………………………………...31 2. Экспериментальное исследование процесса развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ 33 2.1. Изучение уровня развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на этапе констатации 33 2.2. Организация и содержание формирующей работы по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ 45 2.3. Изучение динамики развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях экспериментальной работы 55 Выводы по второй главе 65 Заключение 67 Список использованных источников и литературы 70 Приложение 75
Список литературы

Список использованных источников и литературы 1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: Смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. – Ростов на Дону: Феликс, 2013. – 345 с. 2. Аллахвердян, А.Г. Методы стимуляции творческого мышления: учеб. пособие / А.Г. Аллахвердян. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2013. – 678 с. 3. Альтшуллер, Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения / Г.С. Артшуллер. – Петрозаводск, 2013. – 550c. 4. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2012. – 450 с. 5. Басова, Т.В. ТРИЗ в детском саду: о развитии творческого мышления дошкольников / Т.В. Басова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 6. – С. 28-35. 6. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2011. – 442 с. 7. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.Н. Фельдштейна. – М.: Просвещение, 1995. – 356 с. 8. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. – М.: Знание, 2013. – 380 с. 9. Буш, Г.Я. Методы технического творчества / Г.Я. Буш. – Рига: Лиесма, 2012. – 440 с. 10. Вахрушева, Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л.Н. Вахрушева. – М.: Сфера, 2014. – 128 с. 11. Виноградова, Е.Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности дошкольников / Е.Л. Виноградова // Журнал прикладной психологии. – 2014. – № 6. – С. 65-70. 12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2011. – 560 с. 13. Гилфорд, Д. Психология мышления / Д. Гильфорд. – М.: Мысль, 2013. – 220 с. 14. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов / С.И. Мин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 112 с. 15. Гин, А.А. Учим школьников решать нестандартные творческие задачи / А.А. Гин // Школьные технологии. – 2014. – № 1. – С. 92-99. 16. Гончарова, Е. К проблеме компетенций дошкольников в познавательной сфере / Е. Гончарова, Т. Захараш // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 10. – С. 13-18. 17. Диалектическое мышление и феномен методологических исследований в развитии науки. Монография / под ред. Н.В. Гусевой. – Усть-Каменогорск, 2017. – 275 с. 18. Дружинин, В.П. Психодиагностика общих способностей / В.П. Дружинин. – М.: Академия, 2016. – 882 c. 19. Дункер, К. Психология творческого мышления / К. Дункер. – М., 2017. – 623 с. 20. Евтушенко, С.В. Педагогика творчества: Учебно-методическое пособие / С.В. Евтушенко. – М.: Академия, 2016. – 430 с. 21. Журавлев, А.Л. Интеллект, творчество и формирование личности в современном обществе / А.Л. Журавлев. – М.: Институт психологии РАН, 2015. – 184 с. 22. Использование ТРИЗ в работе с детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://lesok–mdou15.ucoz.ru (дата обращения: 11.11.18). 23. Кайтмазова, Г.Г. Технология ТРИЗ в детском саду / Г.Г. Кайтмазова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://infourok.ru/ (дата обращения: 11.11.18). 24. Кисиль, В.Я. Галерея античных философов: в 2 т. / В.Я. Кисиль, В.В. Рибери. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. – 320 с. 25. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2015. – 567 с. 26. Консультация для педагогов «Технология ТРИЗ в детском саду» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: lhttps://www.maam.ru (дата обращения: 10.10.2018). 27. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2014. – 464 с. 28. Либиэр, А. Философия творчества / А. Либиэр. – М.: Владос, 2014. – 280с. 29. Лихолетов, В.В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В.В. Лихолетов. – Екатеринбург, 2014. – 55 с. 30. Лихолетов, В.В. Технологии творчества: теоретические основы, моделирование, практика реализации в профессиональном образовании / В.В. Лихолетов. – Челябинск: ЮУрГУ, 2014. – 512 с. 31. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – Воронеж: МОДЭК, 2013. – 389 с. 32. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 2015. – 440 с. 33. Меркулова, О.Н. Использование элементов ТРИЗ в логопедической работе / О.Н. Меркулова // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 3. – С. 37-40. 34. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Образование, 2015. – 402 с. 35. Миленко, В. Учение с увлечением / В. Миленко, В. Лепетюха // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 1. – С. 25-30. 36. Немов, Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2014. – 617 с. 37. Никифорова, О.А. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста: методические рекомендации для воспитателей / О.А. Никифорова // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 3. – С. 59-60. 38. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 8. – С. 46-48. 39. Петухова, О.А. Экспериментирование в нетрадиционных техниках рисования и аппликации с детьми дошкольного возраста: учебное пособие / О.А. Петухова. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2014. – 75 с. 40. Петухова, О.А. Экспериментирование с изобразительными материалами / О.А. Петухова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. – № 12.– С. 80-84. 41. Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления / А.Я. Пономарев. – М.: АПН, 2013. – 290 с. 42. Психологическая диагностика: учебное пособие / под ред. K.M. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М.: УРАО, 2013. – 320 с. 43. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой. – 4-е изд. – М.: Сфера, 2015. – 176 с. 44. Сагалбекова, А.В. Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников / А.В. Сагалбекова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://doshkolnik.ru (дата обращения: 12.11.18). 45. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль: Гринго, 2014. – 455 c. 46. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебное пособие / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 366 с. 47. Степанов, С.Ю. Проблемы формирования типов рефлексии в решении творческих задач / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 55-59. 48. Тихомиров, О.К. Психология исследования творческой деятельности / О.К. Тихомиров. – М.: Наука, 2015. – 345 с. 49. ТРИЗ–Интернет школа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://triz.natm.ru (дата обращения: 12.12.18). 50. Турчин, А.С. Моделирование и обучение / А.С. Турчин. – Иваново: Иван. гос. ун-т., 2013. – 345 с. 51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://ped–kopilka.ru (дата обращения: 10.10.2018). 52. Филимонова, И.Г. Развитие речи с использованием технологии ТРИЗ / И.Г. Филимонова, Ю.А. Усова // Логопед. – 2014. – № 8. – С.76-85. 53. Халифаева, О.А. Психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. … канд. психол. наук / О.А. Халифаева. – Астрахань, 2017. – 35 с. 54. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2013. – 340 с. 55. Чуешов, В.И. Введение в современную философию: учебн. пособие / В.И. Чуешов. – Мн.: ТетраСистемс, 2010. – 343 с. 56. Шиян, О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке / О.А. Шиян. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с. 57. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Просвещение, 1995.– 384 с. 58. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. – М.: Флинта, 2017. – 380 с.
Отрывок из работы

П.П. Блонский, внесший значительный вклад в изучение проблемы творечского мышления, пришел к выводу, что «творчество, безусловно, является сознательным процессом, которому предшествует бессознательная работа воображения, вызывающая яркие, эмоциональные образы, что и называется вдохновением, озарением, творческой интуицией, но еще не творчеством» [6, с. 162]. Психологической основой творческого мышления, Л.С. Выготский назвал воображение, которое проявляется как познавательное и инициативное [12, с. 182]. По мнению К. Дункер, компоненты творческого мышления развиваются при овладении средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых детьми образов. Творческая же фантазия не может быть продуктивной, если у индивида нет определенного запаса информации и не развита способность к ее анализу и синтезу [19]. Е.Л. Яковлева рассматривала творческое мышление с точки зрения деятельностного подхода. Она считала, что универсальными условиями развития любой деятельности, в том числе и творческой, являются активность и саморегуляция. По ее мнению, развитие творческого мышления зависит не только от ума, но и от определенных его качеств. Гибкость ума, например, включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро переключаться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя, варьируя отдельные элементы проблемной ситуации. Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Благодаря систематичности все идеи сводятся к определенной системе и последовательно анализируются [58, с. 82]. Некоторые психологи, в том числе А.В. Брушлинский [8], Н.В. Гусева [17], А.Л. Журавлев [21] считают, что развитие творческого мышления непосредственно связано с формированием у человека важнейших умственных и практических действий. Внешне они проявляются в виде способности: наблюдать, сопоставлять и сравнивать; выявлять причинно-следственные связи и противоречия; отличать оригинальные явления от традиционных; самостоятельно осуществлять поиск новых решений, участвовать в исследовании проблемных ситуаций и пр. Отечественный исследователь проблем психологии творчества А.М. Матюшкин, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников, музыкантов, творческими способностями называет [31, с. 46-49]: – способность видеть проблему там, где ее не видят другие; – способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы; – способность применять приобретенные навыки в процессе продуктивных видах деятельности; – способность воспринимать действительность целиком и не дробить ее на части; – способность легко ассоциировать отдаленные понятия; – способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 65 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg