Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО с семьей»

hasanova_v 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 119 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.06.2020
Выпускная квалификационная работа Студента 3 курса заочной формы обучения, магистрант. защита на 5.
Введение

Введение Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни. На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, снижение уровня жизни в целом по стране, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей в здоровом образе жизни, увеличение числа неполных семей, некомпетентность некоторых педагогов в вопросах охраны жизни и здоровья детей. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка. Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни. Вопросами охраны здорового образа жизни детей занимались ученые из различных областей знаний, в том числе из медицины и физиологии: А.Ф. Аменд, В.Н. Дубровский, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М.Л. Лазарев, Ю.П. Лисицын, О.В. Морозова и др.; психологии: О.С. Осадчук, Т.В.Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, Б.Н. Чумаков и др. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (Е.П. Арнаутова, А.Н. Демидова, А.И. Захаров, О.Л. Зверева, Ю.П. Литвинене, В.Я. Титаренко) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства ребенка. Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника. Актуальность нашего исследования определяется следующими противоречиями: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОО и семьи в приобщении детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни, а с другой - имеет место недостаточная научно-методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольных учреждений. Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия позволил обозначить проблему исследования: каким образом можно сформировать основы здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО с семьей? На основании выделенных противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО с семьей». Цель исследования: выявить эффективность формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе взаимодействия ДОО с семьей. Объект исследования - сформированность основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - процесс формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО с семьей. В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования была сформулирована гипотеза: формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО с семьей будет эффективным если: - в ДОО функционирует детско - родительский клуб «Здоровячок»; - проводится систематический мониторинг эффективности деятельности детско - родительского клуба «Здоровячок» в плане формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Выдвинутая гипотеза предопределила постановку и реализацию следующих задач: 1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО с семьей; 2. подобрать и апробировать комплекс диагностических материалов по определению уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста; 3. разработать и апробировать программу педагогического эксперимента по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО с семьей, выявить ее эффективность. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: – методы теоретического уровня: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение; – методы эмпирического уровня: диагностическая методика «Беседа о здоровом образе жизни» (В. Г. Кудрявцева), «Дидактическое задание - телефонный разговор» «Что делать, чтобы быть здоровым?» (Е.А. Терпуговой), игра «Закончи предложение» (И. Новиковой), педагогический эксперимент; – методы статистического уровня: количественная и качественная обработка данных. Методологическую основу исследования составляют концепции формирования здорового образа жизни и здоровьесбережения В.Г. Алямовской, Г.К.Зайцева, Ю.Ф. Змановского, М.Л. Лазарева, Ю.П. Лисицына, Л.Г. Татарниковой, Б.Н. Чумакова. В качестве методологических и теоретических основ в работе так же были использованы исследования Л.В. Абдульманова, Т.И. Бабаевой, А.Н. Ганичевой, Ю.Ф. Змановский, Л.Т. Татарникова, А.А. Ошкина. Научная новизна исследования. Проблемой формирования основ здорового образа у старших дошкольников занимались В.Г. Алямовская, А.Ф. Аменд, В.Н. Дубровский, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, Ю.П. Лисицын, О.В. Морозова, О.С. Осадчук, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева, Б.Н. Чумаков и др. Проблемой взаимодействия ДОО с семьей занимались Е.П. Арнаутова, А.Н. Демидова, А.И. Захаров, О.Л. Зверева, Ю.П. Литвинене, В.Я. Титаренко. Новизна же нашего исследования заключается в том, что мы рассматриваем проблему формирования основ здорового образа у старших дошкольников в процессе взаимодействия ДОО с семьей в новых социокультурных условиях. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материала по проблеме формирования основ здорового образа у старших дошкольников в процессе взаимодействия ДОО с семьей, а так же в теоретическом обосновании эффективности деятельности детско- родительского клуба в условиях дошкольной образовательной организации. Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в работе материалы (результаты экспериментальной работы, разработанный план и программа работы клуба «Здоровячок» и т.д.) могут быть использованы педагогами ДОО, студентами педагогических направлений подготовки, родителями старших дошкольников в реализации задач по формированию основ здорового образа жизни у детей. База эксперимента: экспериментальная работа осуществлялась на базе МДОО «Детский сад №4 «Теремок» г. Козьмодемьянска РМЭ. В исследовании приняли участие 48детей в возрасте 5-6 лет: старшая группа «Ежевичка» (23 человека) – экспериментальная и старшая группа «Звездочка» – контрольная (25 человек). Сроки и этапы эксперимента: 1. констатирующий этап (сентябрь – октябрь 2018 г.) – изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; подбор диагностических методик для выявления уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;определение исходного уровня сформированности основ здорового образа жизни у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп, качественный и количественный анализ результатов исходной диагностики; 2. Формирующий этап (ноябрь 2018 г. ? ноябрь 2019 г.) – проведение педагогического эксперимента по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастав процессе взаимодействия ДОО с семьей; 3. Контрольный этап (декабрь 2019 г. – январь 2020 г.) – повторная диагностика уровня сформированности основ здорового образа жизни у старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп, выявление динамики уровня сформированности основ здорового образа жизни у старших дошкольников, обработка результатов и оценка эффективности экспериментального исследования. Апробация результатов научно-исследовательской работы. Основные теоретические положения и практические материалы исследования нашли свое отражение в виде: ? публикации статей: 1. Элянова Е.С. Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи // Дошкольное детство теория, методология, практика.–Йошкар-Ола, 2019.– С. 348-353. 2. Элянова Е.С. Реализация здоровьесберегающих форм работы с родителями в ДОУ//Преемственность дошкольного и начального общего образования: современный взгляд в условиях реализации ФГОС. – Липецк 2019. –С. 240-241. 3. Элянова Е.С. Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи //Всероссийский педагогический журнале «Познание». – Липецк. №8, 2019.-С.21-23. 4. Элянова Е.С. Применение здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи // Когнитивное моделирование в профессиональном образовании: Мат-лы Международной научно – практической конференции. – Казань,2019. –С. 210-211. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 50 наименований, приложения. Объем основного текста 94 страницы, общее число таблиц - 19, рисунков - 10.
Содержание

Содержание Введение 3 1.Теоретические аспекты формирования основ здорового образа у старших дошкольников в процессе взаимодействия ДОО с семьей 9 1.1. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема 9 1.2.Взаимодействие ДОО с семьей: современные подходы. 15 1.3.Анализ опыта работы ДОО по сотрудничеству с семьей при формировании основ здорового образа жизни у дошкольников……………………………………………………………............26 Выводы по первой главе…………………………………………….................39 2. Экспериментальная работапо формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО с семьей 41 2.1. Уровень сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 41 2.2. Педагогический эсперимент по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО с семьей 52 2.3. Динамика уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 66 Выводы по второй главе………………………………………………………...85 Заключение ..87 Список использованных источников и литературы 90 Приложение………………………………………………………………..……..
Список литературы

Список литературы: 1. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие / Ю.П. Азаров. – Воронеж.: МОДЭК, 2014. – 431 с. 2. Аксенова Н.В. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях / Н.В. Аксенова// Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 37–48. 3. Алямовская В. Г. Как оценить физическое развитие ваших воспитанников / В. Алямовская // Дошкольное образование – Первое сентября. – 2011. - №15 (октября). – С.24-30. 4. Безносиков И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / И.Я. Безносиков. - М.: Владос, 2014. – 166 с. 5. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности / Н.А. Берштейн. - М.: Аст-пресс, 2013. – 256 с. 6. Бланин А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности /А.А. Бланин. - М.: Прогресс, 2013. – 121 с. 7. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. – 2015. - №2. – С.54-58. 8. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. - 2013.-№10. – С.33-38. 9. Быкова А.И. Развитие движений у детей /А.И. Быкова, Т.И. Осокина. - М.: Аст-пресс, 2013. – 124 с. 10. Вайнер Э.Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности / Э.Н. Вайнер // ОБЖ. – 2014. - №1.- С.23-27. 11. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: КНОРУС, 2016. -240 с. 12. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: учебно-методическое пособие. / Л.Н. Волошина.– М.: Аркти, 2015. – 108 с. 13. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания: учебное пособие./ Под ред. Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия,2015. – 288 с. 14. Головина Н.Н. Социально-педагогическая диагностика семейного социума дошкольного учреждения: методическое пособие / Н.Н. Головина, С.Ю. Алексеева, А.А. Гумерова. – Йошкар-Ола, 2013. – 24 с. 15. Гончарук Г.Н. Игровая физкультура / Г.Н. Гончарук // Дошкольное образование. - 2013. - №25. – С. 5-12. 16. Горина Е.А. Музыкально-ритмическая гимнастика для дошкольников / Е.А. Горина, Н.А. Фомина // Начальная школа плюс до и после. – 2015. - №10. – С.11-13. 17. Демидова Е.В. Организация самостоятельной двигательной активности детей / Е. В. Демидова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С. 28-32. 18. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей /автор-составитель С.В. Глебова-Воронеж: Учитель,2015.-111с. 19. Домаева Т.П. Ритмическая гимнастика как одно из средств оздоровления дошкольников / Т.П. Домаева // Дошкольная педагогика. – 2013. - №5. – С.43-46. 20. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. - М.: Линка-пресс, 2014. – 224 с. 21. Дубровская М.О. Я и мое тело: 7-8 лет /М. О. Дубровская, С. Б. Яблонская. - М.: Академический проект, 2015. - 53с. 22. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. / Н.Н. Ефименко. – Харьков.: Ранок, 2015 – 64 с. 23. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 80 с. 24. Здоровьесберегающие образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе: из опыта работы / Г.Х. Габдрахманова, М.А. Гордеева. – Йошкар-Ола.: МИО, 2007. – 71 с. 25. Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.К. Шилкова, А.С. Большев. – М.:ВЛАДОС, 2015. – 336 с. 26. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. 27. Кучкин С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности / С.Н. Кучкин. - Волгоград,2015. – 84 с. 28. Лузик Т.П. Здоровый образ жизни: принципы и составляющие / Т.П. Лузик// Классный руководитель. – 2015. - №7. – С.22-27. 29. Николаева Е.И. Что нужно знать воспитателю о внутренней картине здоровья? / Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина // Дошкольная педагогика. – 2014. - №7. – С.4-5. 30. Оздоровительная работа в ДОУ: учебное пособие / Под ред. В.И.Орла, С.Н. Агаджановой.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016. – 453 с. 31. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие для вузов / Н.М.Трофимова и др. – СПб.: Питер, 2016. – 304 с. 32. Помощь родителям в воспитании детей: сборник /Под ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 2013. – 256 с. 33. Программа «Здоровье» / Под ред. С.А. Шургиной. – Йошкар-Ола, 2003. – 40 с. 34. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2019. – 400 с. 35. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Е.П. Раевская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 222 с. 36. Развитие ребенка / Хелен Би. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 767с. 37. Рипа М.Д. Кинезотерапия. Культура двигательной активности: учебное пособие/ М.Д. Рипа, И.В. Кулькова. – М.: КноРус, 2015. – 370 с. 38. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / Авт. Сост. С.В.Чиркова. – М.: ВАКО, 2015. – 320 с. 39. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 255 с. 40. Сальникова Н.Е. Работа с детьми: школа доверия / Н.Е. Сальникова. - СПб.: Питер, 2013. - 281 с. 41. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ / Л.Свирская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017. – 167 с. 42. Титов П.Б. Физическая культура и ее влияние на развитие личности / П.Б. Титов // Социально-гуманитарные знания. – 2012. - №6. – С.122-127. 43. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду / А.И. Фомина. – М.: Академия, 2014. – 159 с. 44. Фонарева М.И. Развитие движений ребенка-дошкольника/М.И.Фонарева. – М.: Эксмо-пресс, 2016. – 128 с. 45. Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий «Выбор» / Т.В. Хабарова, М.С. Анисимова // Дошкольная педагогика. – 2015. - №5. – С.35-38. 46. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников: оценка деятельности ДОУ родителями воспитанников / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. – 2017.- №7. – С.44-46. 47. Чернышенко Ю.К. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, Б.Ф. Курдюков, В.З. Яцык, Т.А. Банникова // Теория и практика физической культуры, 2018. - №3. – С. 43. 48. Шебеко В. Н. Формирование мотивов двигательной активности / В. Н. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2018. - №11. – С.33-38. 49. Эмоциональное благополучие и поддержка здоровья детей в системе преддошкольного и начального образования // Начальная школа. – 2012. - №3. – С.43-71. 50. Яковлева Т.В. Оздоровительная гимнастика после дневного сна в детском саду: физическое развитие / Т.В. Яковлева // Дошкольная педагогика. – 2014. - №4. – С.46-48.
Отрывок из работы

Вопрос о том, как укрепить и сохранить здоровье детей волнует, как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Согласно определению Э.Н. Вайнера, здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие[10, С.23]. Дошкольное образовательное учреждение должно содействовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни. Схематично формирование у детей привычки здорового образа жизни включает следующие основные направления работы: воспитание культуры поведения; привлечение детей к физической культуре и спорту; учебно-воспитательная работа; лечебно-профилактические мероприятия; оздоровительные мероприятия; внедрение новых технологий; работа с родителями[10]. Придерживаясь принципов здорового образа жизни, в детском саду необходимо создать такую здоровьесберегающую среду, которая бы обеспечила каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, способствовала бы формированию у него необходимых знаний, умений и навыков по ведению здорового образа жизни, содействовала возможности использовать их в повседневной жизни[25, С.103]. По данным исследования Г.Х. Габдрахмановой, М.А. Гордеевой, основной комплекс оздоровительных мероприятий включает следующие направления работы: 1) профилактическое направление; 2) организационное направление. Профилактическое направление в детском саду осуществляется посредством: - обеспечения благоприятного течения адаптации под контролем медицинского работника, педагога-психолога и воспитателя. - выполнения санитарно-гигиенического режима - создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду. - предупреждения простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы, закаливание носоглотки, введение ароматерапии и др.)[24]. Организационное направление осуществляется в детском саду посредством следующих видов деятельности[24]: 1) Организации здоровьесберегающей среды в ДОУ: Работу в направлении здоровье сбережения необходимо начинать с создания предметно-развивающей среды, которую выстраивают педагоги и родители совместными усилиями. Например, в группах необходимо создать условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей. Например, по данным исследования Ю.К. Чернышенко, в последнее время большой популярностью у воспитанников пользуются физкультурные уголки, оснащенные нетрадиционным физкультурным оборудованием, которое могут изготовить родители (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, «конфетки» и т. д.). Дети могут использовать эти тренажеры в самостоятельной деятельности, организовывать с их помощью игры различной подвижности[47, С.43].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 105 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg