Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

«Особенности Я-концепции подростков из неполных семей»

hasanova_v 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.06.2020
Работа очень хорошая. защита была в 2020 г. Работа с плеядами, рисунками, графиками. Исследование производилось с помощью критериев U-критерий Манна-Уитни. Защитилась на отлично.
Введение

Введение Актуальность исследования. В современном обществе ценность семьи как социального института постепенно теряется. Все больше людей считают, что в современных реалиях жизни легче одному нести ответственность за себя и своих детей. Женщины имеют возможность содержать себя и детей, они уверены в том, что им не нужна помощь другого родителя. С каждым годом увеличивается число неполных семей. Так, согласно исследованиям Высшей школы экономики, в 1989 году число матерей-одиночек не превышало 2 млн. Однако по результатам Всероссийской переписи населения в 2010 году в нашей стране насчитывалось около 3 млн. неполных семей при преобладающем большинстве неполных материнских семей [23]. В 2015 году Уполномоченным при Президенте России по правам ребенка П. Астаховым было отмечено, что число неполных семей за последние годы в России возросло на 30%. По данным статистики на тот момент в стране было 6,2 млн. неполных семей, из них 5,6 млн. одиноких матерей и 634,5 тысячи отцов-одиночек. При этом отмечалось, что около 9,5 тыс. одиноких родителей самостоятельно воспитывают пять и более детей [29]. Согласно озвученной детским омбудсменом А.Ю. Кузнецовой статистике за 2018 год, из 17 млн. семей, проживающих в России, более 6 млн. (треть от общего числа) – неполные. При этом из них 5,5 млн. – это матери, в одиночку воспитывающие детей. Неполные отцовские семьи также есть, но их число гораздо меньше (примерно 600 тыс.) [30]. Отметим, что семья, в которой воспитывается ребенок, играет одну из решающих ролей в формировании его личности. Поэтому последствия распада или изначально неполной семьи ощутимо сказываются на детях. Негативное влияние неполной семьи на развитие личности ребенка отмечается многими авторами (И.В. Борисова, А.И. Захаров, B.C. Мухина). Наиболее остро данная проблема встает в подростковом возрасте, когда ребенок уже осознает, что его семья неполная, что в свою очередь, может сказаться на Я-концепции. При этом Я-концепция в подростковом возрасте особенно подвержена влиянию окружающей среды, что повышает значимость данной проблемы в настоящее время. Вышеизложенные факты определили выбор темы исследования – «Особенности Я-концепции подростков из неполных семей». Объект исследования – Я-концепция как психологический феномен. Предмет исследования — особенности Я-концепции подростков из неполных семей. Цель исследования - изучение психологических особенностей Я-концепции подростков, воспитывающихся в неполных семьях. Гипотеза исследования: Я-концепция подростков из неполных семей отличается рядом особенностей, которые отражаются на характеристиках структурных компонентов Я-концепции (когнитивном, аффективном и поведенческом). Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы Я-концепции и степень ее разработанности в психолого-педагогической науке. 2. Изучить особенности Я-концепции в подростковом возрасте, ее специфику у детей их неполных семей. 3. Разработать психологические рекомендации педагогам и родителям по развитию позитивной Я-концепции подростков из неполных семей. Методы исследования: 1.Методы организации исследования - метод поперечных срезов. 2. Методы сбора данных: тестирование. В исследовании для изучения Я-концепции подростков использовались следующие психодиагностические методики: - методика диагностики особенностей Я-концепции Е. Пирс, Д. Харрис в модицификации А.М. Прихожан (для изучения когнитивного компонента Я-концепции); - методика «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой (для изучения аффективного компонента Я-концепции); - опросник В. Стефенсона Q-сортировка (для изучения поведенческого компонента Я-концепции). 3. Метод обработки данных: количественный (U-критерий Манна-Уитни) и качественный анализ. База и выборка исследования. В исследовании приняли участие подростки 13-14 лет – обучающиеся 8-9 классов МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2» РМЭ в количестве 63 человека (33 человека – из полных семей, 30 человек – из неполных семей). Теоретические основы исследования. Работа выполнена в рамках субъектного и возрастного подходов к становлению личности. Основана на концепции психологического развития личности Э. Эриксона, возрастной периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, на закономерностях возрастного психического развития, предложенных Л.С. Выготским, подходах к вопросам личностного и социального становления подростка (И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.М. Прихожан, Д.Б. Эльконин). Применены работы отечественных и зарубежных психологов, посвященные исследованию Я-концепции личности (К. Роджерс, В.В. Столин), учение Р. Бернса о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих на ее формирование. Практическая значимость исследования. Данные об особенностях Я-концепции у подростков из неполных семей могут быть применены психологами в индивидуальном и семейном консультировании родителей для коррекции нарушений детско-родительских, урегулирования межличностных конфликтов в семье, в индивидуальном консультировании подростков, воспитывающихся в таких семьях, а также в групповом и индивидуальном консультировании педагогов, работающих с детьми из неполных семей. Психологические рекомендации могут быть полезны родителям, которые одни воспитывают подростков, для развития их позитивной Я-концепции. Апробация результатов исследования. 1. Участие в Четырнадцатой международной молодежной весенней научной конференции «Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: из опыта молодежных исследований (человек и общество в меняющемся мире)» с докладом «Особенности Я-концепции подростков», 18-19 мая 2018 г., секция «Педагогика. Психология. Образование» (диплом III степени). 2. Публикация научной статьи: М.А. Алмакаева, И.А. Курапова. Особенности Я-концепции подростков // Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: из опыта молодежных исследований (человек и общество в меняющемся мире): материалы четырнадцатой международной молодежной весенней научной конференции / под общей редакцией профессора В.П. Шалаева. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет. - 2018. - С. 110 – 112. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, изложенных на 52 страницах, списка использованных источников и литературы (45 наименований), 5 приложений.
Содержание

Содержание Введение…………………………………………………………………….….3 1. Теоретические основы проблемы Я-концепции подростков из неполных семей в психологической науке…………………………………………....7-29 1.1 Подходы к определению понятия Я-концепция и ее содержания в психологической науке………………………………………………………...7 1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста…….……...13 1.3 Особенности Я-концепции подростков из неполных семей…………...18 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей Я-концепции подростков из неполных семей……………………………...30-49 2.1 Методы и организация эмпирического исследования………..……..….30 2.2 Психологические особенности Я-концепции подростков из неполных семей...................................................................................................................34 2.3 Психологические рекомендации педагогам и родителям по развитию позитивной Я-концепции подростков из неполных семей…...………........42 Заключение…………………………………………………..……………….. 50 Список использованных источников и литературы……………….………. 53 Приложение……………………………………………………………….…..58
Список литературы

Список использованных источников и литературы 1. Андреева Т. В. Семейная психология : учеб.пособие / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2004. – 244 с. 2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 2013. - 422 с. 3. Блохина Т. С. Соотношение понятий «Я-концепция» и «Образ Я» / Т. С. Блохина // Акмеология. – 2017. - № 3 (63).- С. 33-36. 4. Бодалев А. А. Общая психодиагностика. / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов. – СПб. : Речь, 2006. – 440 с. 5. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Научное наследство, 1984. - 400 с. 6. Гайфулин А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин// Вестник Томского государственного педагогического университета. ?- 2009. - № 1. С. 73-?76. 7. Гримак Л. П. Общение с собой: начала психологии активности / Л. П. Гримак. - 3-е изд. доп, перераб. и испр. - М. : Юрайт, 2009. – 331 с. 8. Губин В. А. Материнское отношение к подросткам в полных и неполных семьях / В. А. Губин, О. В. Клопова // Приволжский научный вестник. - 2013. - № 12(28). - С. 143-148. 9. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева // Научный психологический журнал. – 2016. - № 11. – С. 94-99. 10. Джеймс У. Психология. / У. Джеймс. - М. : Академический проект, 2016. - 318 с. 11. Долгова В. И. Формирование позитивной Я-концепции старших школьников / В. И. Долгова, И. П. Ордина // Вестник Орловского государственного университета. – 2012. - № 4(24). - С. 63- 66. 12. Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1979. – 360 с. 13. Екимов А. А. Исследование психолого-педагогического формирования «Я-концепции» учащихся в старшем подростковом возрасте / А. А. Екимов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 10.- С. 36–40. 14. Ермаков П. Н. Психология личности / П. Н. Ермаков, В. А. Лабунская. – М. : Просвещение, 2007. – 653 с. 15. Жарова Д. В. Психологические особенности подросткового буллинга / Д. В. Жарова, Е. Ю. Терех // Научно-педагогические обозрение. - 2018. - № 2. – С. 79-85. 16. Захаров С. В. Одинокое материнство в России / С. В. Захаров // Демоскоп. - 2013. - № 553-554. – С. 1-21. 17. Зуев К. Б. Психологические особенности подростков из неполных семей / К. Б. Зуев // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 4. – С. 329-332. 18. Карнилoва А. П. Диагностика регулятивной функции самосознания. / А. П. Карнилова. - М. : Просвещение, 2000. – 315 с. 19. Клопова О. В. Особенности формирования личности мальчиков-подростков из неполных семей / О. В. Клопова // Психологические исследования. - 2017. - № 23. - С. 10 - 18. 20. Кудрявцева Т. В.Особенности воспитания в неполной семье / Т. В. Кудрявцева // Сборники конференции НИЦ Социосфера. –2014. – № 3. –С. 36 –41. 21. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. – 252 с. 22. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – СПб : Речь, 2010. — 256 с. 23. Макадей Л. И. Психологические проблемы неполных семей / Л. И. Макадей // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 8. - С. 34-36. 24. «Осколочные» семьи явление частое, но временное: [сайт]. – URL: https://iq.hse.ru/news/177669851.html (дата обращения: 12.05.2020). 25. Орлов А. А. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека / А. А. Орлов // Вопросы психологии. - 2016. - № 2. – С. 69-74. 26. Парехина К. И. Некоторые особенности социально-психологического самочувствия подростков из неполных семей / К. И. Парехина, Т. В. Суняйкина // Концепт. - 2017. - № 52. - С. 1-6. 27. Прихожан А. М. Дети без семьи : (Детский дом : заботы и тревоги общества) / А. М. Прихожан, Н. Л. Толстых. - М. : Просвещение, 1990. – 153 с. 28. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. - М. : Просвещение, 1991. – 303 с. 29. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, Д. Ким. – пер. с англ. под науч. ред. Е. И. Николаевой. – изд. 12. - СПб. : Питер, 2012. - 816 с. 30. РИА Новости: [сайт]. – URL: https://ria.ru/20120426/635705515.html (дата обращения: 30.05.2020). 31. РИА Новости: [сайт]. – URL: https://ria.ru/20170207/1487325545.html (дата обращения: 30.05.2020). 32. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. – Тбилиси : Мецниереба, 1999. – 204 с. 33. Свистунова Е. В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения / Е. В. Свистунова. - дис. канд. психол. наук: 19.00.10 / Моск. гор. пед. ун-т ком. образования Правительства Москвы. - Москва, 2002. – 159 с. 34. Сидоров К. Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков / К. Р. Сидоров // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. – С. 157 – 164. 35. Синчурина М. Г. Структура Я-концепции: интеграция научных представлений / М. Г. Синчурина // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 33 – 39. 36. Субгатуллина О. Л. Индивидуальные различия и личность / О. Л. Субгатуллина. - М. : Просвещение, 2009. – 247 с. 37. Фонталова Н. С. Самоотношение и его психолого-педагогическая коррекция у подростков из неполных семей / Н. С. Фонталова. - автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Иркут. гос. пед. ун-т. - Иркутск, 2004. - 16 с. 38. Фролов А. А. Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах / А. А. Фролов // Вестник Краснодарского университета МВД. - 2015. - № 4(30). - С. 287 – 292. 39. Хорни К. Новые пути в психоанализе / К. Хорни. - М. : Канон+РООИ «Реабилитация», 2014. - 240 с. 40. Чевачина А. В. Особенности развития самоотношения у подростков из неполных семей / А. В. Чевачина, С. А. Сысоева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. - С. 65 – 68. 41. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства / Т. Шибутани. – Самара : Бахрах-М, 2000. - 359 с. 42. Шильтштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте / Е. С. Шильтштейн // Вопросы психологии. - 2016. - № 2. – С. 69-78. 43. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с. 44. Эрдынеева К. Г. Развитие позитивной Я-концепции студента / К. Г. Эрдынеева // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 1. - С. 98 – 101. 45. Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон. - М. : Прогресс, 2006. – 287 с.
Отрывок из работы

Самооценка приобретает качественно новые функции. Подросток начинает осознавать себя как индивидуальность, как личность, которой присущи какие-либо качества. Знания о себе становятся обобщенными, подросток осознает свою деятельность, особенности своих отношений с социумом. В этот период происходит переход от детства к взрослости. Возрастает самостоятельность ребенка, отчего подросток по-новому видит себя, у него появляется желание разобраться в себе [22, с. 70]. В подростковом возрасте также отмечаются изменения в поведенческом компоненте Я-концепции, появляются новые формы поведения. Так, А.Е. Личко считал, что у подростков появляется характерная поведенческая черта – реакция эмансипации. Это значит, что подростки стремятся освободиться от влияния окружающих взрослых, будь то родители или учителя, но подросток при этом не старается противиться им, он скорее пытается стать им равным [22, с. 53]. Отношения подростка со взрослыми и сверстниками становятся более сложными, что в этот период играет очень важную роль для подростка. Самооценка подростка во многом зависит от мнения сверстников о нем, от характера их отношений, он ищет одобрения и поддержки от них. Из-за этого подростки часто совершают действия, которые не характерны для них, и они совершают их, чтобы получить одобрение от своих товарищей [6, с. 75]. Становление Я-концепции – это сложный непрерывный процесс, в ходе которого изменяются, претерпевают определенную динамику его структурные и процессуальные компоненты. Повышается устойчивость самоотношения в целом и его компонентов в частности, осуществляется их интеграция в единую целостную систему. Отсюда следует, что формирование Я-концепции является важным именно в подростковом периоде, ибо этот возрастной этап наиболее сенситивен для развития психологического феномена самоотношения в целостной структуре личности [32, с. 157]. Отмечается, что формирование — это объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. Формирование - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности [34, с. 38].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 83 страницы
2075 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg