Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИОЛОГИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

kira_moreva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.06.2020
1. Экзаменационный стресс вызывает изменения в функционировании в кардиореспираторной системе. Во время экзаменационной сессии по сравнению с исходными данными прослеживается статистически достоверное увеличение ЧСС и АД с 1-го по 3-ий курсы с последующей стабилизацией этих показателей на 4-ом, что свидетельствуют о минимальном риске сердечно-сосудистых заболевании у старших курсов. Максимальный прирост АД у студентов выявлен на 1-2 курсах (12 %) в ответ на экзаменационный стресс, свидетельствует о низких адаптивных возможностях ССС на 1- 2 курсе. В динамике обучения от 1-го к 4-му курсу у студентов повышается экономичность и эффективность регуляторных механизмов респираторной системы.
Введение

Актуальность. Экзаменационный период для обучающихся является выраженным психоэмоциональным, стрессорным фактором, приводящим к изменению функционального состояния организма. Характер экзамена, возраст испытуемого, его физиологические особенности и хронология регистрации предопределяют спектр изменений изучаемых параметров, соответствующий "цене" адаптации организма к экзаменационному стрессу. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на кардиореспираторную систему студентов. Наиболее распространенный ответ организма на стресс это повышение артериального давления, уменьшение притока крови к органам, напрямую не связанным с источником стресса, увеличение уровня клеточного метаболизма, повышение концентрации глюкозы в крови, повышение умственной активности и повышение скорости свертывания крови (А.Ф. Фролов, 2004). Системообразующими факторами любой функциональной системы в организме являются различные физиологические показатели, определяющие нормальное течение метаболизма. Центральным системообразующим фактором каждой функциональной системы является результат ее деятельности, определяющий для организма в целом нормальные условия течения метаболических процессов. Каждая функциональная система для достижения полезного приспособительного результата имеет широкие возможности, в частности и кардиореспираторная система (П.К. Анохин, 1973). Адаптация осуществляется по принципу иерархической оптимизации всех функций организма: метаболических, гомеостатических и поведенческих. При этом решающую роль на всех указанных уровнях играет сердечно-сосудистая система (Р.М. Баевский, А.П.Берсенева,1997). Благодаря ее высокой лабильности физиологических механизмов регуляцию одной из первых включается в компенсаторно-приспособительную деятельность, направленную на адекватное обеспечение тканей кислородом. Изучение особенностей адаптационных перестроек структур управления и функционирования кардиореспираторной системы организма, ее адаптивных резервов представляется одной из актуальных проблем возрастной физиологии (А.Н. Флейшман, 1994; Н.В. Дмитриева, 2004; А.А. Псеунок, 2018). Известно, что период вузовского обучения является стрессонасыщенным этапом жизнедеятельности студентов. Высокие умственные нагрузки, низкая двигательная активность и культура здоровья, восприятия и переработки разнообразной информации в условиях дефицита времени, несоответствие напряженности труда и полноценности отдыха, особенно в периоды сессий, интенсивное использование компьютерной техники в учебном процессе являются факторами риска, провоцирующими возникновение психоэмоционального напряжения. Проблеме изменения функционального состояния различных систем организма при экзаменационном стрессе уделяется большое внимание. Вегетативные проявления при психоэмоциональном напряжении широки и многообразны, но особый интерес вызывают изменения показателей кардиореспираторной системы. Экзаменационная ситуация, взятая в качестве стрессорной модели, относится, по классификации Леви, к кратковременным стрессорам, но изменения эмоционального и физиологического состояния организма, вызываемого ею, бывают довольно значительными. Экзамен является состоянием организма, которое часто используется для изучения реакций различных физиологических систем на стресс. Чувствительным индикатором состояния психоэмоционального напряжения считается кардиореспираторная система. В связи с этим целесообразным является изучение динамики изменения показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы студентов в период экзаменационного стресса. Таким образом, изучение проблемы влияния экзаменационного стресса на кардиореспираторную систему студентов может составить теоретическую и практическую основу совершенствования их профессиональной подготовки, что и обусловило выбор проблемы нашего исследования и определило его цель. Объект исследования: функциональное состояние организма студентов 1-4 курсов факультета естествознания. Предмет исследования: влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние системы организма студентов 1-4 курсов факультета естествознания. Цель исследования: изучить функциональное состояние организма студентов после экзаменационного стресса. В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи: 1.Определить степень влияния экзаменационного стресса на функции кардиореспираторной системы студентов в лонгитюдинальном режиме; 2.Охарактеризовать функциональное состояние организма в динамике и выявить особенности адаптационных возможностей студентов от 1-го к 4-му курсу; 3.Провести анализ динамики корреляционных связей между изучаемыми показателями. Методы исследования: – монографический (теоретический анализ литературы); – диагностический (проведение эксперимента); – праксиометрический (анализ результатов деятельности); – методы математической статистики (статистическая обработка результатов). База очищенный исследования - лаборатория «Физиология развития ребенка» Степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что проблеме стресса посвящено большое количество исследований, некоторые стороны ее разработаны недостаточно. Вместе с тем, в глубоком изучении адаптационных изменений кроются перспективы дальнейшего развития не только общей биологии, но и практической медицины. Не подлежит поэтому сомнению научно-практическая актуальность исследований влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние организма. Хорошо известно, что при адаптационных изменениях в ответ на воздействие различных стрессоров происходят значительные сдвиги в функциональном состоянии таких регуляторных систем, как сердечно-сосудистая система. Достаточно подробно изучены изменения, происходящие при стрессе в нейро-гуморальных звеньях сердечно-сосудистой системы (Матлина Э.Ш.,1972; Псеунок А.А., 2018). Однако, несмотря на большое количество работ в этой области, многие вопросы остаются нерешенными. В частности, практически отсутствуют исследования, в которых бы изучалось влияние экзаменационного стресса на кардиореспираторную систему в лонгитюдинальном режиме. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Изменения гемодинамических показателей у студентов во время экзаменационного стресса приводят к изменению деятельности кардиореспираторной системы. Прослеживается статистически достоверное увеличение ЧСС и АД с 1-го по 3-ий курсы с последующей стабилизацией этих показателей на 4-ом, что свидетельствуют о минимальном риске сердечно-сосудистых заболевании у старших курсов. 2. Динамики изменения параметров внешнего дыхания свидетельствует, что у студентов 1-4 курсов в лонгитюдинальном режиме улучшаются адаптивные возможности, тогда как у студентов 1-2 курсов низкие функциональные возможности, приводящие к дезадаптации. 3. Степень и характер корреляционных взаимосвязей у студентов отражает процессы регулирования физиологических и функциональных резервов организма. Научная новизна. Результаты исследований способствуют дальнейшей разработке проблемы адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения. Также полученные данные позволяют углубить теоретическое представление о влиянии экзаменационного стресса на организм студентов, в частности на дыхательную систему. Проведена оценка показателей внешнего дыхания у студентов 1-4 курсов факультета естествознания в период до экзаменационной сессии и в день экзамена. Применение данного подхода позволяет выявить уровень стрессоустойчивости у студентов 1-4-го курсов. Доказано, что экзаменационный стресс приводит к изменению деятельности кардиореспираторной системы. В условиях реального предэкзаменационного состояния увеличение параметров сердечно-сосудистой системы является следствием реакции организма студентов на экзаменационный стресс. Установлено, что в динамике обучения от 1-го к 4-му курсу наблюдается улучшение адаптивных возможностей студентов. Это свидетельствует об увеличении адаптивных возможностях организма в условиях обучения в ВУЗе. А у студентов 1-2 курсов выявлены низкие функциональные возможности, что приводит к дезадаптации и срыву адаптации. Теоретическая и практическая значимость. Результаты настоящей работы уточняют и расширяют современные представления об онтогенетических закономерностях морфофункционального развития и об особенностях функционирования кардиореспиратоной системы студентов в условиях экзаменационного стресса. Выявленные закономерности взаимосвязи морфофункциональных и адаптивных параметров у студентов позволяют создать интегральную модель адаптивных возможностей организма. Закономерности изменений физиологических функций у студентов, определенных при экзаменационном стрессе, можно использовать для разработки рекомендации по средствам управления процессом адаптации к стрессу. Данные об изменении показателей кардиореспираторной системы в процессе обучения в вузе могут быть использованы для разработки профилактических мероприятий по устранению нежелательных проявлений экзаменационного стресса. Апробация работы. Результаты исследования докладывались на 58 и 59 студенческих научных конференциях АГУ. Были опубликованы следующие статьи и тезисы: 1. Ашхамахова С. М, Шаповалова В Р., Хачмамук Т. Н. Влияние экзаменационного стресса на организм студентов. // Актуальные подходы и направления научных исследований XXI века: сборник статей международной научно-практической конференции НИЦ ПНК от 30 августа 2018 г. / [Ред. кол.: Р.Р. Галлямов, М.Л. Нюшенкова, А.А. Бельцер, Ю.А. Кузнецова, О.А. Подкопаев]. – Самара: ООО НИЦ «Поволжская научная корпорация», 2018. – С. 57-60. 2. Цховребова Н. Г., Ашхамахова С. М. Оценка уровня здоровья населения Теучежского района Республики Адыгея. // Актуальные подходы и направления научных исследований XXI века: сборник статей международной научно-практической конференции НИЦ ПНК от 30 августа 2018 г. / [Ред. кол.: Р.Р. Галлямов, М.Л. Нюшенкова, А.А. Бельцер, Ю.А. Кузнецова, О.А. Подкопаев]. – Самара: ООО НИЦ «Поволжская научная корпорация», 2018. – С. 67.70. Объем и структура квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа объемом 69 страницы состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов и практических рекомендации. В работе имеется список литературы, содержащий 67 источника. Выпускная квалификационная работа иллюстрирована 14 рисунками и 2 таблицами.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 10 1.1 Стресс адаптивная реакция организма. 10 1.2 Кардиореспираторная система как индикатор адаптивных возможностей организма 18 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31 2.1 Организация исследования и характеристика обследованных групп испытуемых 31 2.2 Методика исследования функционального состояния дыхательной системы 33 2.3 Методика исследования сердечно-сосудистой системы 37 2.4 Обработка полученных результатов 38 3 РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40 3.1 Функциональное состояние дыхательной системы у студентов 1-4 курсов факультета естествознания 40 3.2 Влияние экзаменационного стресса на ССС студентов 1-4 курсов факультета естествознания. Адаптивные возможности студентов до и после экзаменационного стресса 46 3.3 Динамика корреляционных связей между показателями дыхательной системы 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 ВЫВОДЫ 60 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 61 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Список литературы

Научная литература 1. Агаджанян, Н.А. Проблема здоровья студентов и перспективы развития / Н.А. Агаджанян, В.В. Пономарев, Н.В. Ермакова // Образ жизни и здоровье студентов: материал I Всерос. науч. конф. – М., 1995. – С.5-9. 2. Андрияшик, Д.Ю. Экзаменационный психоэмоциональный стресс студентов / Д.Ю. Андрияшик, А.И. Киколов, Т.Н. Васильева [и др.] // Гигиена труда и проф. заболеваний. – 1983. – № 11. – С. 38-40. 3. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин // Принципы системной организации функций – М.: Наука, 1973. – С.5-61. 4. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина,1997. – 233 с. 5. Бадиков, В.И. Теория функциональных систем П.К. Анохина в изучении психофизиологических показателей результативной деятельности студентов / В.И. Бадиков, Е.В. Быкова, Н.В. Климина // Вестник РАМН. – 1997. – № 12. – С. 45-49. 6. Бреслав, И.С. Как управляется дыхание человека / И.С. Бреслав. – Л.: Наука, 1985. – 160 с. 7. Бреслав, И.С. Лимитирует ли система дыхания аэробную работоспособность человека / И.С. Бреслав, М.О. Сегизбаева, Г.Г. Исаев // Физиология человека. – 2000. – Т. 26, № 4. – С. 115-122. 8. Будук-Оол, Л.К. Валеологическая оценка образа жизни студентов Тывинского государственного университета / Л.К. Будук-Оол // Валеология. – 2005. – № 2. – С. 75-83. 9. Вайнер, Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся / Э.Н. Вайнер // Валеология. – 2003. – № 2. – С. 35-39. 10. Ванюшин, Ю.С. Компенсаторно-адаптационные реакции кардиореспираторной системы автореф. дис. ... док. биол. наук / Ю.С. Ванюшин – Казань, 2001. – 40 с. 11. Войнов, В.Б. Подходы к формированию паспорта здоровья школьников как основы организации оздоровительной работы в образовательных учреждениях / В.Б. Войнов, А.Г. Трушкин // Валеология. – 2000. – № 2. – С. 44-47. 12. Галичий, В.А. Взаимосвязь частоты и глубины дыхания человека при различном уровне стресса / В.А. Галичий // Актуальные проблемы физиологии труда и профилактической эргономики. – М., 1990. – С. 101-102. 13. Гришин, М.А. Патофизиология легких / М.А. Гришин. – М.: Восточная книжная компания, 1997. – 344 с. 14. Даян, А.В. Анализ функционального организма по вегетативным и электроэнцефалографическим показателям при экзаменационном стрессе: дис. канд. мед. наук / А.В. Даян. – Ереван, 2003. – 149 с. 15. Зайцев, Г.К. Стресс: валеологический анализ и самоанализ (дидактический материал для учителя валеологии) / Г.К. Зайцев // Валеология. – 1999. – № 4. – С.30-33. 16. Кузьменко, В.А. Сопоставление вегетативных показателей студентов при экзаменационном стрессе и при физической нагрузке / В.А. Кузьменко // Физиология человека. – 2002. – Т. 28. – № 5. – С. 131-133. 17. Литвинова, Н.А. Влияние индивидуальных психофизиологических особенностей на характер адаптации студентов к умственной деятельности / Литвинова Н.А., Березина М.Г., Прохорова А.М. [и др.] // Валеология. – 2004. – № 4. – С. 80-86. 18. Лихачев, А.А. Особенности физического развития, функции кровообращения и дыхания у студентов в условиях применения тренировочно-оздоровительных программ: дис. канд. биол. наук / А.А. Лихачев. – Челябинск, 2006. – 155 с. 19. Макаренко, Н.В. Реакции вегетативной нервной системы студентов с различными свойствами высшей нервной деятельности в ситуации экзаменационного стресса / Н.В. Макаренко, В.С. Лизогуб, Л.И. Юхименко // Физиология человека. – 2006. – Т. 32. – № 3. – С.136-138. 20. Маркина, Л.Д. Сравнительная оценка функционального состояния студентов в конце семестра / Л.Д. Маркина, В.В. Маркин // Валеология. – 2000. – № 2. – С. 74-76. 21. Менджерицкий, А.М. Особенности адаптации студентов к обучению в вузе с различным уровнем физического развития / А.М. Менджерицкий, Т.С. Колмакова, Е.А. Беликова // Валеология. – 2001. – № 3. – С. 45-50. 22. Орлов, Р.С. Нормальная физиология: учебник / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 696 с. 23. Осадчая, Е.А. Материалы по адаптации к учебному процессу и валеологические показатели здоровья студентов различных психофизиологических групп / Е.А. Осадчая // Валеология. – 2003. – № 4. – С. 16-20. 24. «Отрицательная фаза» частоты сердечных сокращений и ударного объема крови у юных спортсменов после выполнения гарвардского степ-теста / И.Х. Вахитов, Р.А. Абзалов, Р.Р. Абзалов [и др.] // Физиология человека. – 2006. – Т. 32, № 6. – С. 47-51. 25. Самусев, Р.П. Атлас анатомии человека: учеб. пособие для студентов сред. мед. учеб. заведений / Р.П. Самусев, В.Я. Липченко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004. – 544 с. 26. Севрюкова, Г.А. Физиологические аспекты адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения / Г.А. Севрюкова // Вестник ВолГМУ. – 2005. - № 3. – С. 20-21. 27. Сезонная реактивность кардиореспираторной системы у человека на воздействие гиперкапнии / В.И. Радыш, Ю.А. Полатайко, Ю.П. Старшинов [и др.] // Вестник ОГУ. – 2005. – № 11. – С. 99-102. 28. Семенова Т.Д. Исследования особенностей экскреции натрия и калия со слюной как метод оценки функционального состояния организма при экстремальных воздействиях: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Т.Д. Семенова. – М., 1972. – 17 с. 29. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Рига: Виеда, 1992. – 109 с. 30. Сонькин, В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений / В.Д. Сонькин // Теория и практика физической культуры и спорта. – 1991. – № 3. – С. 17-20. 31. Сонькин, В.Д. Метаболические и гомеостатические факторы мышечной работоспособности / В.Д. Сонькин // Прикладные аспекты исследований скелетных, сердечных и гладких мышц: тез. докл. Всерос. конф. – Пущино, 1996. – С.50-51. 32. Степанян, Е.Б. Изменения мозгового кровотока и дыхания при психоэмоциональном напряжении / Е.Б. Степанян, В.С. Сысоев // Физиология человека. – 1993. – Т. 19. – № 2. – С. 29-36. 33. Суетнова, Ю.Ю. Особенности функционального состояния организма городских и сельских подростков / Ю.Ю. Суетнова, Н.П. Сетко // Вестник ОГУ. – 2006. – № 12. – С. 197-200. 34. Судаков К.В. Стресс: Постулаты с позиции общей теории функциональных систем / К.В. Судаков // Патолог. физиология и эксперим. терапия, 1992, – № 4, – С. 86-93. 35. Судаков, К.В. Механизмы устойчивости к эмоциональному стрессу / К.В. Судаков // Вестник РАМН. – 1998. - № 8. – С. 8-12. 36. Тарасов, Е.А. Как победить стресс / Е.А. Тарасов. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 352 с. 37. Фельдман Г.Л. Некоторые механизмы регуляции взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека в различных функциональных состояния / Г.Л.Фельдман, Н.В. Воронова, Н.Л. Ровда // Валеология. –М., – № 3-4. 1996 – С.59-62. 38. Шангин, А.Б. Особенности сопряжения дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией / А.Б. Шангин, В.И. Шостак // Физиология человека. – 1992. – Т. 18. – № 1. – С. 117-122. 39. Шаханова, А.В. Физиологический мониторинг за состоянием здоровья и физической подготовленностью студентов 1-3 курсов / А.В. Шаханова, Г.Р. Горгиладзе, Н.А. Пальникова // Валеология. – 2001. – № 3. – С. 51-54. 40. Юматов, Е.А. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов / Е.А. Юматов, В.А. Кузьменко, В.И. Бадиков [и др.] // Физиология человека. – 2001. – Т. 27. – № 2. – С. 104-111. 41. Blechert J., Michael T., Grossman P., Lajtman M., Wilhelm F.H. Autonomic and Respiratory Characteristics of Posttraumatic Stress Disorder and Panic Disorder. // Psychosomatic Medicine. – 2007. – V. 69. – Р. 935-943. 42. Crockett A., Cranston J., Moss J. The impact of anxiety, depression, and living alone in chronic obstructive pulmonary disease. // Qual. Life. Res. – 2002. – V. 11. – Р.309-316. 43. Gevorkian E., Daian A.V., Adamian T.I. The influence of examination stress on psychophysiological characteristics and heart rate in students. // Zh. Vyssh. Nerv. Deiat. Im. I.P. Pavlova. – 2003. – V. 53, № 1. – P. 46-50. 44. Goodwin R.D., Chuang S., Simuro N., Davies M., Pine D.S. Association betweenLung Function and Mental Health Problems among Adults in the United States: Findings from the First National Health and Nutrition Examination Survey. // American Journal of Epidemiology. – 2007. – V. 165, №. 4. – Р. 383-388. 45. Homma I., Masaoka Y. Breathing rhythms and emotions. // Exp. Physiol. –2008. – V. 93, № 9. – Р. 1011-1021. 46. Houtveen J.H., Rietveld S., De Geus J.C. Contribution of tonic vagal modulation of heart rate, central respiratory drive, respiratory depth, and respiratory frequency to respiratory sinus arrhythmia during mental stress and physical exercise. // Psychophysiology.– 2002. –V. 39. – Р. 427-436. 47. Jackson B., Kubzansky L.D., Cohen S. Does harboring hostility hurt? Associations between hostility and pulmonary functioning in the CARDIA study. // Health Psychol. – 2007. – V. 26, № 3. – Р. 333-340. 48. Katon W.J., Richardson L., Lozano P. The relationship of asthma and anxiety disorders. // Psychosom. Med. – 2004. – V.66. – Р. 349-355. 49. Kullowatz A., Rosenfield D., Dahme B. Stress effects on lung function in asthma are mediated by changes in airway inflammation. // Psychosom. Med. – 2008. –V. 70, № 4. – Р. 468-475. 50. Kubzansky L.D., Sparrow D., Jackson B. Angry breathing: a prospective study of hostility and lung function in the Normative Aging Study. // Thorax. – 2006. – V. 61. – P. 863-868. 51. Marshall G.D., Agarwal S.K. Stress, immune regulations, and immunity: applications for asthma. // Allergy Asthma Proc. – 2000. –V.21. – Р. 241-246. 52. Niaura R., Todaro J.F., Stroud L. Hostility, the metabolic syndrome, and incident coronary heart disease. // Health Psychol. – 2002. – № 21. – Р. 588-593. 53. Ritz T., Steptoe A., DeWilde S., Costa M. Emotions and stress increase respiratory resistance in asthma. // Psychosom. Med. – 2000. – V. 62, № 3. – Р. 401-412. 54. Rozanski A., Blumenthal J.A., Davidson K.W. The epidemiology, pathophysiology, and management of psychosocial risk factors in cardiac practice: the emerging field of behavioral cardiology. // J. Am. Coll. Cardiol. – 2005. – V.45. – Р.637-651. 55. Schmaling K.B., McKnight P.E., Afari N. A prospective study of the relationship of mood and stress to pulmonary function among patients with asthma. // J. Asthma. – 2002. – V. 39, № 6. – Р. 501-510. 56. Suglia S.F., Ryan L., Laden F. Violence exposure, a chronic psychosocial stressor, and childhood lung function. // Psychosom. Med. – 2008. – V. 70, № 2. – Р.160-169. Учебная литература 57. Агаджанян, Н.А. Основы физиологии человека / Н.А. Агаджанян, И.Г. Власова, Н.В. Ермакова [и др.]. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 408 с. 58. Агаджанян, Н.А. Физиология человека / Н.А. Агаджанян, Л.З. Телль, С.А. Чеснокова [и др.]. – М.: Медицинская книга; Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003. – 528 с. 59. Вейсс, Ч. Физиология человека: в 4-х томах. Т. 3. / Ч. Вейсс, Г. Антони, Э. Вицлеб [и др.] / под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 2007. – 288 с. 60. Войнов, В.Б. Практикум по валеологии / В.Б. Войнов, Л.А. Бугаев, С.Н. Кульба [и др.]. - Ростов-н/Д.: Валеология, 1999. – 194 с. 61. Лакин, Г.Ф. Биометрия: учеб.пособие / Лакин Г.Ф. – М.: Высш. шк., 1990. – 352 с. 62. Орлов, Р.С. Нормальная физиология: учебник / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 696 с. 63. Псеунок А.А. Физиология сердца. Регуляция кровообращения (учебно-методическое пособие) / А.А. Псеунок, М.А. Муготлев. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2018. – 212 с 64. Практикум по психофизиологической диагностике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 128 с. 65. Тейлор Д. Биология: в 3-х т. Т. 1. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут / под ред. Р. Сопера . – 3-е изд. – М.: Мир, 2001. – 454 с. 66. Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. – 656 с. 67. Чумаков, Б.Н. Валеология: учеб пособие / Б.Н. Чумаков. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 407 с.
Отрывок из работы

1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1 Стресс адаптивная реакция организма Ганс Селье вводит в медицинскую практику термин стресс. Как писал сам Г. Селье: «я впервые "наткнулся" на идею стресса и общего адаптационного синдрома в 1925 году» (Г.Селье, 1987). Каждую составляющую своего определения Г. Селье пояснил так: общий - потому что к стрессу приводят факторы, которые, воздействуя на разные области организма, в итоге способны вызвать общую системную защиту; адаптационный - потому что это явление как бы закрепляется, приобретает характер привычки; синдром - потому что его отдельные проявления частично взаимозависимы. (Л.М. Дербенёва,1999). Позже (в 1931-1932 г.) он назвал стресс неспецифической реакцией организма на любые раздражители. Представление о стрессе касается всех людей, больных и здоровых, преуспевающих и неудачливых, и всех сторон жизни. «Удалось показать, что стресс представляет собой скорость изнашивания человеческого организма, сопровождает любую жизнедеятельность и соответствует в определённом смысле интенсивности жизни. Он увеличивается при нервном напряжении, телесных повреждениях, инфекциях, мышечной работе или любой другой напряженной деятельности и связан с неспецифическим защитным механизмом, увеличивающим сопротивляемость к стрессовым факторам, или „стрессорам“. Важной частью этого защитного механизма является повышенное выделение гипофизом так называемого адренокортикотропного гормона (АКТГ), который, в свою очередь, стимулирует выработку кортикоидов корой надпочечников. Научно-техническая революция привела к значительному ускорению темпов жизни, росту урбанизации, появлению профессий, требующих повышенного умственного и нервно-эмоционального напряжения. Человек, испытывая воздействие разнообразных стрессорных факторов, к числу которых относятся психоэмоциональные, социально-бытовые, производственные, реагирует на негативные и положительные изменения в своем окружении (К.В. Судаков, 1998).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg