При рыночном экономическом механизме требуется полное и постоянное усовершенствование всего хозяйственного механизма и, прежде всего, системы управления предприятиями при неустойчивой внешней среде. У предприятий появляются новые партнеры, усложняются производственные связи, меняются цены на ресурсы, вводятся новые законодательные акты, определяющие правила отношений предприятий и институтов государства. Происходят существенные перемены в роли и месте ассортиментной политики в общей системе управления предприятиями. Это объясняется тем, что значительная часть организаций проходит достаточно сложный этап, обусловленный переходом от планирования ассортимента товаров к разработке политики в отношении ассортимента. Решению определенных задач проблемы, которая касается управления ассортиментом товаров организации, посвящено не так уж мало теоретических и практических исследований отечественных и зарубежных ученых, среди которых Альберт М., Мескон М., Хоскинг А., Ворст И.,, Балабанова Л. В., Заблодская И. В., Дурович А. П., Брагин Д. А., Боняр А. П., Баширов И. Х., Чухрай Н., Кубышина Н. С., Кардаш В. Я., Завьялов П. С., Шканова А. Н.
Несмотря на существенный объем знаний теоретической направленности, как мы полагаем, в трудах авторов, которые упомянуты выше, не полностью освещается вопрос ассортиментной политики.