Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Интерактивные методы и приемы обучения на уроках русского языка, как средство повышения грамотности младших школьников

kira_moreva 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.06.2020
С первым дней пребывания ребёнка в школе учитель должен чётко понимать и ставить перед собой задачу – научить детей осознавать наличие орфограмм в слове. К методам развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе относятся различные виды списываний: списывание с грамматическим или орфографическим комментированием, списывание с выделением орфограмм; слуховые, зрительные, творческие, распределительные диктанты;грамматико-орфографическое комментирование; разные типы изложений и сочинений; тестирования; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии.
Введение

Актуальность данной дипломной работы определяется следующим- ситуация в современном российском образовании динамично изменяется. В условиях современного общества информационно- коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма. Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса в школе вообще и в начальной школе, в частности. В начальной школе курс информатики должен носить развивающий, прикладной характер, органично входить в жизнь ребенка в рамках обучения в начальной школе. Учитель, преподающий одновременно русский язык, литературу, математику, естествознание, музыку, труд, физкультуру и т. д., как никто другой готов к освоению процесса интеграции различных предметов и технологий. Ему только надо самому понять и принять те неограниченные возможности, которые предоставляет компьютер, хорошее программное обеспечение и преподаватель информатики. ХХI век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Задача школы на современном этапе – не только дать знания учащимся,но и помочь осознать смысл своей жизни, определить ориентиры будущего. Поэтому учитель на уроках должен стараться сформировать жизненную компетентность учащегося, способность личности к правильному выбору, который опирается на знания, опыт, ценности. ФГОС НОО дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям. Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Над этой проблемой работали многие ученые: А. Я. Савельев рассматривает традиционные и инновационные технологии обучения (индивидуальные, коллективные, смешанные); В. М. Максимова предлагает структурно-логические технологии, представляющие поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающие логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов; игровые технологии формируют умения решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, имитационные ролевые игры. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения каждому ребёнку предоставлена возможность «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Особенно интересно можно использовать мультимедиа-технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. В 70-х годах текущего столетия возникло понятие информационной технологии- структура взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. По утверждению А. С. Границкой, ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом учебном занятии за счет ее совмещения с индивидуальным обучением преподавателем каждого учащегося. Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся – как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи. Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала. С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру в общем, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания. Цель данной работы заключается в изучении эффективности использования на уроках русского языка интерактивных методов обучения в повышении грамотности учащихся 3 класса Объектом исследования являются интерактивные методы обучения школьников русскому языку в начальной школе. Предмет исследования –педагогические условия повышения грамотности учащихся 3 класса с помощью интерактивных методов обучения. Гипотеза – практическое применение на уроках русского языка наиболее эффективных интерактивных методов обучения способствует повышению грамотности и лучшему запоминанию правил обучающихся. Задачи исследования: - проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения русскому языку; - определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов в повышении орфографической зоркости обучения русскому языку; - апробировать технологию интерактивного обучения русскому языку посредством включения в целостный педагогический процесс. - выявить уровень грамотности с помощью диктанта и словарного диктанта «Вставь пропущенную букву» обучающихся 3 класса МБОУ СОШ №6 г.Щёлково Методологической и теоретической основой исследования стали: - труды в области дидактики, психологии, методики преподавания русского языка начального образования в школе, таких психологов и педагогов как: Сухомлинского В.А, Занкова Л.В,Ушинского, К.Д.Выготского Л.С, Горецкого В.Г.,Богоявленского Д.Н, Жуйкова С.Ф.,Граник Г.Г., Жедек П.С, Репкина В.В., методистов Алгазиной Н.Н, Баранова М.Т, Львова М.Р, Рождественского Н.С., Разумовской М.М., Текучева А.В., Шатовой Е.Г ; - программы по изучению русского языка общеобразовательных учебных заведений; - исследования по проблемам развития познавательных интересов; Новизна данной работы заключается в том,что предпринята попытка внедрения интерактивных форм и методов работы с целью повышения грамотности у младших школьников Практическая и научная значимость данной работы определяется тем , что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения, если: - учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; - активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях; - активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем; - педагог будет понимать значимость использования интерактивных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения интерактивных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими. Основными методами исследования явились: - изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; - анализ содержания различного дидактического материала; - наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках. -педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности предлагаемых интерактивных материалов на уроке русского языка. - анкетирование База исследования - МАОУ СОШ №6 в г.Щёлково Структура работы обусловлена ее целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и списка источников
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………….8 1.1 Понятие интерактивного обучения и применение интерактивных технологий в начальной школе………………………………………………….8 1.2 Интерактивные методы обучения на уроках русского языка……………………………………………………………………………...21 1.3 Эффективность интерактивных методов и приемов обучения в повышении грамотности младших школьников…………………………………………….....................................27 Выводы по 1 главе………………………………………………………………30 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ПОВЫШЕНИИ ГРАМОТНОСТИ И ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ 2.1. Анализ использования интерактивных методов и форм обучения в начальной школе..........................................................................................31 2.2. Практическое использование наиболее эффективных интерактивных технологий на разных этапах обучения в 3 классе русскому языку……………………………………………………………………………...38 2.3 Анализ и результаты опытно-экспериментального исследования по повышению грамотности младших школьников……………………………...44 Выводы по 2 главе……………………………………………………………....46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...49
Список литературы

1. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников. 2. Моляко В.А. Психологические проблемы творческой одаренности.//Киев. Знамя. 1995. 3. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: Знание, 1960г. 162с. 4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2003г. 5. Закон РК "Об образовании" от 27 июля 2007 года № 319-III 6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320с. 7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров – М.: Издательский центр "Академия", 2004 8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб.: Союз, 2002. 9. Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения. М., 1957. 10. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе – М.: Просвещение 2006г. 11. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003. 12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000. 13. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2. 14. Зверев А. 10 и 90 – новая статистика интеллекта Знание – сила – 1997г.\ №4 15. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем \\ хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. – 2005г.,59 16. Низамова, М.Н. Когнитивные предпосылки усвоения русской грамматики в начальных классах // Білім берудегі менеджмент=Менеджмент в образовании. – 2005. – № 2. – С.71-75. 17. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: 2005г 18. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. –М.: Знание, 1974. –230с 19. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.– М.:Педагогика, 1983. – т.4ю – 358с. 20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 230с. 21. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. 23. Нестандартные задания на уроках русского языка.// Русская словесность. №5, 2000, стр.16-19. 25. Гишкевич, Л.А. Русский язык. 3 класс: урок – соревнование: [тема: "Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных глассных в корне слова"] / Л.А. Гришкевич // Начальная школа Казахстана. – 2004. – № 4. – С. 42-49. 26. Айкинбаева, Г.К. Одаренные дети: выявление, обучение и развитие / Г.К. Айкинбаева // Воспитание школьников (РК). – 2005. – № 3. – С. 20-21. 27. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320с. 31. Сухомлинский В.А. О воспитании – М.: Просвещение, 1975г. 32. Ушинский К.Д. О наглядном обучении. – И Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика, – 1998г. №1 с12. 33. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 2007г.-160с. Таразский государственный педагогический институт, г.Тараз 36. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В.Казахский национальный педагогический институт имени Абая (КАЗНПУ им.Абая) 37. Горячева, Г. Бессоюзное сложное предложение: закрепление 39. Гроголь, Н.В. Игровая педагогика как средство воспитания в урочное и неурочное время // Білім берудегі менеджмент=Менеджмент в образовании. – 2005. – № 2. – С. 170-177.61 40. Дарубаева, Г. Русский язык. 3 класс: [тема: "Единственное и множественное число имен существительных"] // Начальная школа Казахстана. – 2004. – № 4. – С. 21-23. 41.Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005. 42.Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4. 43.Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15 44. Ивашова, А.Я. Сотрудничество / А.Я.Ивашова. – М., 2004 45. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000. 46.Стебенева, Н.Л. Путь к успеху / Н.Л.Стебенева, Н.Ф.Корол?ва. – М., 2003. 47.Царапкина, Е.А. Искусство жить в ладу с собой и миром / Е.А.Царапкина. – М., 2003. 48.Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003. 49.Щуркова, Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков и др. – М, 1993. 50.Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 1.1.Понятие интерактивного обучения и применение интерактивных технологий в начальной школе С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школу, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошкольнику достаточно сложно самоорганизоваться на уроках, переступить порог от детского сада к школьной парте и усваивать огромное количество информации. В этом случае, использование интерактивных досок на уроках в начальной школе становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса. Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения. Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать. Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 36 страниц
900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg