Актуальность выбранной для исследования темы выпускной квалификационной работы (далее ВКР) определяется тем, что профессионализм персонала как главного ресурса предприятия играет важнейшую определяющую роль в достижении конкурентоспособности организации.
В настоящее время человек является основным и самым ценным ресурсом компании, её активами, и именно поэтому все большее внимание в последнее десятилетие стало уделяться развитию человеческого ресурса, т.к. он является важной предпосылкой конкурентных преимуществ.
По оценкам специалистов, количество сотрудников, способных принести существенную прибыль компании, составляет всего 5-7% от числа всех работающих в данном секторе рынка. Конкурентную борьбу выиграют те, кто сосредоточит в своей организации наибольшее число профессионалов своего дела, поэтому ключевой задачей менеджмента является максимально эффективное управление имеющимися в распоряжении предприятия ресурсами, в том числе и человеческими, с целью получения наилучших результата.
Современная деловая среда предоставляет реальную возможность выхода отечественных организаций на новый виток развития, а основой развития организации является персонал компании, или человеческий капитал.
В условиях рыночной экономики предприятия испытывают давление конкуренции: быстро меняются потребительские предпочтения, сравниваются цена, качество, ассортимент товаров (услуг). Основой конкурентоспособного предприятия является его способность адекватно реагировать на изменения внешней среды, своевременно прогнозировать эти изменения и выпускать востребованную, конкурентоспособную продукцию (услуги).
Чтобы остаться на плаву, предприятию необходимо внедрять современные технику и технологии, применять современные и эффективные для решения каждой конкретной ситуации методы и иные инновации, что невозможно без постоянного совершенствования знаний сотрудников предприятия и создания для этого соответствующих условий.
В первую очередь необходимо сформировать и развивать эффективную систему управления персоналом на предприятии, так как она напрямую влияет на конкурентоспособность предприятия в целом.
Для предприятия, стремящегося стать лидером в отрасли, первоочередной целью является привлечение как можно большего числа клиентов. Ведя борьбу за потребителя, каждое предприятие выбирает свою стратегию: одни выходят на рынок с довольно агрессивными маркетинговыми акциями, другие делают ставку на исключительное качество продукции, третьи – на высококлассное обслуживание и сервис. Однако основой конкурентоспособности любого предприятия являются люди, благодаря которым и осуществляются шаги к успеху. Именно сотрудники – их квалификация, знания, личностные качества – гарантия реализации стратегии.
Тема настоящей ВКР – оптимизация системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала фирмы. Выбор этой темы обусловлен тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики именно персонал с его навыками, знаниями и умениями становится основным конкурентным преимуществом фирмы.
Цель ВКР – разработать рекомендации по совершенствованию системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала в рамках исследуемой компании.
Задачи исследования ВКР:
1. Обзор теоретических основ управления персоналом и организации обучения.
2. Изучение деятельности компании и анализ её кадровой политики.
3. Разработка путей оптимизации системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала в рамках исследуемой компании.
Объектом исследования ВКР является розничное торговое предприятие, принадлежащее холдингу «Книжный Лабиринт» (далее ООО «Книжный Лабиринт»).
Предмет исследования ВКР – система профессиональной подготовки и переподготовки персонала фирмы.
В написании ВКР использовалась специализированная литература по управлению персоналом, публикации в периодической печати, материалы Intеrnеt-ресурсов для специалистов по управлению персоналом, а также собственный опыт работы в данной компании.