Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

kira_moreva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.06.2020
Изучив теоретические основы формирования творческих способностей подростков и выявив педагогические условия формирования, можно сделать следующие выводы: 1. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Введение

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. В сложной и богатой, полной поисков и препятствий человеческой жизни решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, результаты социальной жизни, которые определяют весь облик личности. Отношение социального и биологического в формировании и поведении личности оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека. Подростковый возраст является особым, критическим периодом. Наличие проблем и трудностей – одна из основных характеристик подросткового возраста. Это глобальные вопросы о смысле жизни, своем месте в ней, и повседневные переживания, касающиеся взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, собственной внешности и особенностей личности, проведения досуга и перспектив самореализации. Именно в этом возрасте идет активный процесс формирования личности, ее усложнение, возникает необходимость развития у подростков способности самим вырабатывать мнения, оценки явлений и событий, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Вместо узкого набора способностей, приобретенных ранее, становится важным, и даже сверх важным, весь набор возможностей личности, вся ее самобытность в сфере досуга и в саморазвитии, которая поможет наиболее полно выразить себя, объединиться с тем, кто разделяет твои мысли и стремления. Комплексный подход к воспитанию охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам формирования и развития личности. К таковым следует отнести роль самодеятельного творчества, в том числе и на предметах гуманитарного цикла, в развитии потенциальных возможностей и способностей детей и подростков. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни. Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, поэтому в деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связано с понятиями «способности», «развитие», «одарённость». Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной творческой личности. Поэтому одной из наиболее значимых задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи. Федеральные государственные образовательные стандарты обращают внимание на то, что изучение родного языка является одним из главных условий развития творческих способностей человека: «… понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования» [68]. Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат как уроки гуманитарного цикла (русский язык, литература, иностранный язык, история, культурология (в старших классах)), так и внеурочная работа по этим предметам. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать. Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Ориентация педагогики на взросление подростка состоит в его дальнейшем развитии, которое определяется компетентностью в преодолении проблем и трудностей, стрессовых нагрузок и способностью быть творческим и конструктивным, когда готовых решений нет. В связи с этим, особое внимание уделяется выявлению сущности развивающего и личностно-ориентированного обучения как концептуальной основы деятельности педагогов в процессе воспитания, способствующего развитию творческих способностей. Теоретический анализ показывает, что интерес к данной проблеме не ослабевает, а, наоборот, становится более глубоким и осмысленным. Способность – одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. Так, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями сложное синкретическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности и вырабатываются [51]. Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д. Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся - один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества [57]. Теоретическое исследование проблемы потребностей подросткового возраста показало, что стремление к самоутверждению, поиску своего места в мире, творческой самореализации, входят в противоречие с ориентированностью современного образования на получение исключительно знаниевых основ. Актуальность и практическая значимость проблемы для педагогической науки и практики обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей подростков в процессе изучения предметов гуманитарного цикла». Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и проверка педагогических условий развития творческих способностей подростков в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. Объект исследования: развитие творческих способностей подростков. Предмет исследования: изучение предметов гуманитарного цикла как среда развития творческих способностей подростков. Гипотеза исследования: развитие творческих способностей подростков будет результативным если: - реализован принцип личностно-ориентированного взаимодействия педагога и обучающихся; - организована творческая среда, которая включает индивидуальные задания, продукты творческой деятельности подростков, в разнообразных формах деятельности, стимулирующих и побуждающих к творчеству; - реализована организационно-педагогическая модель развития творческих способностей подростков на основе принципов гуманного взаимодействия, сотворчества, развития инициативы, действенности. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. Определить степень разработанности проблемы развития творческих способностей подростков в педагогической теории. 2. Выделить особенности изучения предметов гуманитарного цикла как среды развития творческих способностей подростков и психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей подростков. 3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия развития творческих способностей подростков в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. Общей методологической основой исследования являются: ? философские труды И.А. Бродского, П.С. Гуревича, М. Дюфрена, В.Н. Лаврененко, В.Г. Харчевой и др.; ? основы возрастной педагогики и психологии, изложенные в работах А.С. Белкина, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, Л.Ф. Обуховой, Э. Эриксона; ? психолого-педагогические идеи в области теории развития творческих способностей Ш.А. Амонашвили, Д.Е. Богоявленской, Л.С. Выготского, Д. Гилфорда, О. Зельц, И.П. Калошина, А.Н. Леонтьева, Р. Мея, Е.Н. Николаевой, Н.М. Полуэктова, Я.А. Пономарева, Л.А. Регуш, Н.В. Рождественской, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, А.В. Толшина, Д. Тумрилца и др.; ? концепции личностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина; ? теории развития способностей Л.А. Баренбойма, П.П. Блонского, В. Келлера, С.М. Мальцева, A.M. Матюшкина, В.Г. Ражникова, К. Роджерса, Б.М. Теплова, Б. Хазельбаха, У. Юнгмайра; ? концепции креативной педагогики и психологии Е.Л. Гайера, Дж.П. Гилфорда, М. Делласа, В.А. Жилина, Л. Кемплера, П. Эдварде. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, эксперимент); статистические методы обработки данных. Исследование осуществлялось в три этапа: ? 1 этап (2017-2018 гг.): изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблемам развития творческих способностей в подростковом возрасте; изучение особенностей развития творческих способностей в подростковом возрасте; определение исходных позиций исследования: его понятийный аппарат, объект, предмет, цель, задачи; выдвижение рабочей гипотезы; разработка методов исследования; проведение констатирующего этапа эксперимента; ? 2 этап (2018 г.): экспериментальная проверка педагогических условий развития творческих способностей подростков в процессе изучения предметов гуманитарного цикла; определений критериев, показателей и уровня сформированности творческих способностей подростков; разработка организационно-педагогической модели развития творческих способностей подростков; ? 3 этап (2018-2019 гг.): проведение заключительного этапа эксперимента; обобщение и выводы по результатам опытно-экспериментальной работы; оформление диссертационного исследования. База исследования: исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования № 82 г. Кемерово. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 25 учащихся 7 «Г» класса. Теоретическая значимость исследования: 1. Расширено представление о возможности развития творческих способностей подростков при освоении гуманитарных дисциплин через погружение в дискурсивную практику, которая не сводится к правилам логики, обладает экспрессивной ценностью, открыта для трансформации, содержит тенденции ветвления смысла, что позволяет стимулировать развитие таких показателей творческих способностей, как беглость, гибкость, оригинальность и разработанность идей (показатели Э.П. Торренса). 2. Педагогически интерпретирована идея развития словесно-логического мышления подростков на основе образного, которое, в свою очередь, не регрессирует, а приобретает новое качество, требующее специального стимулирования и привлечения дополнительных педагогических средств. 3. Расширено содержание обучения предметам гуманитарного цикла в средней школе за счет интеграции знания на основе стержневых идей, что обеспечивает целостность восприятия и понимания обучаемыми изучаемой историко-культурной эпохи. Практическая значимость исследования: 1. Разработана процедура развития творческих способностей подростков, в основе которой идея приоритетного формирования личностного компонента творчества с последующим увеличением доли методов и форм обучения, направленных на стимулирование мыслительного компонента творческих способностей (от репродуктивного, объяснительно-иллюстративного, частично-поискового методов - к методу проблемного изложения и исследовательскому). 2. Предложена система творческих заданий, способствующих развитию как отдельных сторон (мышления, эмоционально-образной составляющей) личности учащихся, так и интегративных качеств, сочетающих мыслительный и личностный компоненты творческих способностей; они могут быть использованы в общеобразовательных школах инновационного и традиционного типа. 3. Описан диагностический инструментарий, позволяющий исследовать степень развития творческих способностей подростков. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается совокупностью теоретических и эмпирических методов исследования, а также апробацией и внедрением полученных результатов в практику педагогической деятельности. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 68 источников, 2 приложений. В тексте использовано 2 рисунка.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Развитие творческих способностей подростков как педагогическая проблема. 10 1.1. Проблема развития творческих способностей подростков в психолого-педагогической литературе. 10 1.2. Особенности изучения предметов гуманитарного цикла как среды развития творческих способностей подростков. 28 1.3 Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей подростков. 37 Выводы по 1 главе 46 ГЛАВА 2. Педагогические условия развития творческих способностей подростков в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. 48 2.1. Реализация организационно-педагогической модели развития творческих способностей подростков в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. 50 2.2. Мониторинг развития творческих способностей подростков в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. 72 Выводы по 2 главе 76 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79 ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 135 с. 2. Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. – М.: Наука, 1977. – 324 с. 3. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания [Текст] / Н.А. Бердяев. – М.: Академический проект, 2015. – 168 с. 4. Бершадская, Н.Р. Литературное развитие учащихся в школе [Текст] / Н.Р. Бершадская, В.З. Халимова. - М.: Просвещение, 1986. - 124 с. 5. Блонский, П.П. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 1961. – 198 с. 6. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. - 247 с. 7. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Исследование проблем психологии творчества. - М.: Академия, 1983. – 209 с. 8. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Вопросы образования. - 2004. - № 2. – 71 с. 9. Боно, Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении: Пер. с англ. [Текст] / Э. Боно. – М.: Прогресс, 1976. – 143 с. 10. Воробьёв, Г.Г. Школа будущего начинается сегодня [Текст] / Г.Г. Воробьев. – М., 1991. – 68 с. 11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 1997. – 154 с. 12. Гасанова Э. Д. Идея развития мышления в работах Л. С. Выготского и В. Д. Шадрикова // Молодой ученый. — 2016. — №27.772 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://moluch.ru/archive/131/36326/ (дата обращения: 09.06.2019). 13. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления. -М.: Прогресс, 1965. – 307 с. 14. Гордон, У. Синектика [Текст] / У. Гордон. – М.: Педагогика, 1961. - 345 с. 15. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 111 с. 16. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает [Текст] / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. - М.: Знание, 1994. - 157 с. 17. Егорова, И.В. Садизм и мазохизм [Текст] / И.В. Егорова // Филос. науки. - 1992. - №3. - 144 с. 18. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [Текст] / В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 1998. – 78 с. 19. Журавлев, И.К. Средства руководства познавательной деятельностью учащихся в учебниках по учебным предметам с ведущими компонентами «способы деятель¬ности» и «формирование опыта эмоционально-ценностного отношения» [Текст] / И.К. Журавлев // Теоре¬тические проблемы современного школьного учебника. - М.: Педагогика, 1989. – 156 с. 20. Закирова, А.Ф. Педагогическая герменевтика [Текст] / А.Ф. Закирова. – М.: Дом Шалвы Амонашвили, 2006. – 328 с. 21. Занков, Л.В. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова [Текст] / Л.В. Занков. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2008. - 320 с. 22. Зинченко, В.П. Мысль, слово, образ, действие, аффект: общее начало и пути развития (от первичной интегральности к богатству душевной жизни) [Текст] / В.П. Зинченко // Методология и история психологии. - 2009. том 4. Выпуск 1. 23. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с. 24. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. – 156 с. 25. Крутецкий, В. А. Материалы конференции по проблеме способностей [Текст] / В.А. Крутецкий. – М.: АПН СССР, 1970. - 257 с. 26. Кудрявцев, В.Т. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг¬ностике творческих способностей [Текст] / В.Т. Кудрявцев, В.Б. Синельников. – М.: Академия, 1996. – 127 с. 27. Кудряшов, Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя [Текст] / Н.И. Кудряшов. - М.: Просвещение, 1981. - 190 с. 28. Кузнецова, Л.М. Стилистический эксперимент (к постановке вопроса) [Текст] / Л.М. Кузнецова // Рус. яз. в школе. -1970. - № 1. – 58 с. 29. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 176 c. 30. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге [Текст] / С.Ю. Курганов. - М.: Просвещение, 1989. - 276 с. 31. Левин, С.А. Воспитание творчества [Текст] / С.А. Левин. - М.: Знание, 1977. – 79 с. 32. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие: Для студентов высших пед. учеб. заведений / Н. С. Лейтес. - М.: Academia, 2000. – 314 с. 33. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. Пособие [Текст] / Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; под ред. Н.С. Лейтеса. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000. - 336 с. 34. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. - 315 с. 35. Лук, А. Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. – М.: Политиздат, 1976. - 350 с. 36. Лук, А. Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Просвещение, 1978. - 284 с. 37. Лук, А.Н. Проблемы научного творчества [Текст] / А.Н. Лук // Науковедение за рубежом. – М: ИПИОН АН СССР, 1983. – 217 с. 38. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия; под ред. Е.Д. Хомской. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 416 с. 39. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 139 с. 40. Максимова, С. В. Творчество как феномен неадаптивной активности [Текст] / С.В. Максимова // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. – Челябинск: Паритет-Профит, 2002. – 179 с. 41. Матюшкин, А. М. Развитие творческой активности школьников [Текст] / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1991. – 278 с. 42. Немов, Р.С. Психология. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Академия, 1990. – 394 с. 43. Никитин, Б.Н. Развивающие игры [Текст] / Б.Н. Никитин. - М.:3нание, 1994. – 96 с. 44. Парус, В.Н. Искусство понимания: сотворение смысла [Текст] / В.Н. Парус // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.: Академия, 1990. – 268 с. 45. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В.А. Петровский. – М.: ТОО Горбунок, 1992. – 192 с. 46. Платонов, К. К. Проблемы способностей[Текст] / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1972. – 239 с. 47. Пономарев, Я. А. К вопросу о психологических механизмах взаимоотношения чувственного и логического познания [Текст] / Я.А. Пономарев. – М.: АПН РСФСР, 1957. – 116 с. 48. Пономарев, Я.А. Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации // материалы Всерос. конф., посвящ. памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, (7–8 октября 2010 г.). – М.: Институт психологии РАН, 2010. - 265 с. 49. Потебня, A.A. Слово и миф [Текст] / А.А. Потебня. - М.: Правда, 1989. - 622 с. 50. Разин, В.М. Научные интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественнонаучной к гуманитарной?) [Текст] / В.М. Разин // Психол. журнал. - 1991. - №2. – 27 с. 51. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2006. - 712 с. 52. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] С.Л. Рубинштейн. - М.: Академии наук СССР, 1958. – 150 с. 53. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979. – 266 с. 54. Теплов, Б. M. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: АПИ РСФСР, 1961. – 218 с. 55. Трубников, Н.Н. Наука и нравственность (о духовном кризисе европейской культуры) [Текст] / Трубников Н.Н. // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.: Педагогика, 1990. - 299 с. 56. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса [Текст] /Е.Е. Туник. - СПб.: Речь, 2003. – 115 с. 57. Ушинский, К.Д. Детский мир и Хрестоматия [Текст] / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. – 315 с. 58. Хайдеггер, М. Исток художественного творения [Текст] / М. Хайдегер. – М.: Академический проект, 2008. - 90 с. 59. Хьелл, Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 231 с. 60. Чудновский, В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей [Текст] / В.Э. Чудиновский // Вопросы психологии. – 1986. – № 3. – 101 с. 61. Шадриков, В. Д. Теоретические взгляды на природу способностей // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы II Всерос. науч.-практ. Конф. (18–19 октября 2005 г.). – Ярославль: Канцлер, 2005. – 112 с. 62. Шалютин, С.М. Язык и мышление[Текст] / С.М. Шалютин. - М.: Знание, 1980. – 154 с. 63. Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся [Текст] / В.С. Шубинский. – М., Академия, 1992. – 312 с. 64. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е.Л. Яковлева, Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. – 395 с. 65. Яковлева, У. Развитие творческого потенциала у младших подростков [Текст] / У. Яковлева// Школьный психолог: Прил. к газете «Первое сентября». - 2001. - №6. – 27 с. 66. Osborn A. F. Applied imagination – New–York, Sckibner's Sons, 1953. 67. Постановление о Лицее (Царскосельскомъ) 1810 г. Августа 12, пункт 64. 68. Федеральные государственные общеобразовательные стандарты основного общего образования (5 - 9 кл.), утвержденный приказом Министерством образования и науки России от 17.12.2010 г. N 1897 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fgos.ru (Дата обращения – 06.04.2019).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Проблема развития творческих способностей подростков в психолого-педагогической литературе Категория «творчество» относится к числу общенаучных понятий, имеющих важное методологическое значение для педагогики. В нашей стране выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (А.В. Брушлинский, Б.М. Кедров, Е.А. Пономарёв, С.Л. Рубин, О.К. Тихомиров), общих и специальных способностей (Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов). Н. А. Бердяев определяет творчество как свободу личности. Творчество очищает, возвышает человека. Творчество есть всегда положительный опыт, «раскрытие самости, глубокое переживание, преодоление себя» [3, c. 118]. М. Хайдеггер рассматривал творчество как «выход на “перекресток” множества равновероятных вариантов сущего» [58, c. 76]. З. Фрейд интерпретировал творчество как активность личности, возникающую в процессе снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально - приемлемых целей. Этот переход энергии исследователь назвал сублимацией [23]. Взгляды на понимание творчества представителей гуманистической психологии оказались наиболее близкими к взглядам большинства отечественных психологов, исследующих творчество. А. Маслоу, К. Роджерс считают, что творчество – это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение [23]. Е.Л. Яковлева определяет творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности [64]. Я.А. Пономарев рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию, как условие развития [48]. Д.Б. Богоявленская, В.А. Петровский, С.В. Максимова понимают творчество как проявление неадаптивной активности (стремление выйти за рамки, потребность в выдвижении оригинальных познавательных задач, развертывание внутренних потенциалов) [6, 45, 40]. Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культуры. Творческий процесс невозможен без участия познавательных способностей индивида, его мотивационной и ценностной сфер.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 105 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg