Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование эмпатии у детей младшего школьного возраста в образовательном пространстве школы

kira_moreva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.06.2020
В исследовании рассмотрена актуальная в теоретическом и практи-ческом плане проблема, заключающаяся в возможности целенаправленного влияния на уровень агрессивности обучающихся младших классов. Осмысление понятий «агрессивность» и «эмпатия» осуществлялось в изучении и анализе философской, психологической, педагогической литературы.
Введение

Актуальность исследования. Комбинация неблагоприятных биологических, социальных, психологических и других факторов негативно сказывается на личностном развитии и поведении детей, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности и социальное расслоение, отмечаемые в обществе, приводят к значительному увеличению случаев проявления жестокости, цинизма, агрессивности среди представителей различных социальных и демографических групп. Для современной школы актуальна проблема эмоциональной неуравновешенности детей и подростков, частые конфликты, нарушение норм поведения, повышенная тревожность, духовная опустошенность. В связи с этим проблема агрессивности детей и подростков вызывает пристальный научно-практический интерес исследователей. Простейшие навыки нравственного поведения закладываются у де-тей ещё в дошкольном возрасте. Психологами установлен тот факт, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в истинность того, чему учат и что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно поэтому дети в э том возрасте наиболее чувствительны к деструктивному воздействию телевидения и средств массовой информации, компьютерных игр, болезненно реагируют на недоброжелательное поведение взрослых, старших по возрасту подростков и проч. Проблемам агрессии, агрессивности личности, агрессивного поведе-ния вообще и обучающихся, в частности, как в отечественной, так и в за-рубежной психологии посвящено достаточно большое количество иссле-дований. В ряде работ описываются формы агрессии (А. Басе, Ч. Додж, Л.Б. Койе, Э. Фром), социально-психологические аспекты агрессивности (О.Д. Ситковская, С.Г. Спасибенко), особенности проявления агрессивно-сти в экстремальных условиях жизнедеятельности (Д.В. Ольшанский, В.А.Хащенко), генезис детской агрессивности (С.Л. Колосова), формы и методы диагностики, коррекции, профилактики агрессии у детей (Н.М. Платонова, А.В. Ковальчук), влияние внешних факторов на проявление агрессивности (А.Ю. Дроздов, К.А. Тарасов, Е.Л. Доценко, С.Г. Кара-Мурза, Ф. Клозе, Ф.И. Минюшев, П. Шампань) и нек. др. Признавая основательность и плодотворность перечисленных исследований, следует отметить, что проблема коррекции агрессивности младших школьников в сторону ее снижения в педагогической психологии изучена недостаточно полно. Так, остается необходимым исследование вопросов, связанных с детализацией содержания понятий «агрессивность» и «агрессия», с разработкой программы, подготавливающей целенаправленное развитие способности младшего школьника к эмпатии, являющейся, по мнению многих исследователей, способом снижения агрессивности. Также весьма актуальной остается проблема, связанная с определением психолого-педагогических условий, способствующих психокоррекции агрессивности, и подготовкой модели поведения младших школьников, несовместимого с агрессией. Объект исследования: проявления агрессивности у обучающихся младших классов. Предмет исследования: психолого-педагогические условия сниже-ния агрессивности у обучающихся младших классов. Цель исследования: теоретическое обоснование и эксперименталь-ная проверка психолого-педагогических условий, обеспечивающих снижение агрессивности и ее проявлений у обучающихся младших классов. Гипотеза исследования. Агрессивность как свойство личности ха-рактеризуется импульсивной активностью, направленной на разрешение конфликтов и самосохранение. Разрешение проблемных ситуаций осу-ществляется посредством конструктивных или деструктивных способов, которые находятся в зависимости от целевых и ценностных установок личности. Вследствие этого снижение агрессивности и ее проявлений у младших школьников становится возможным при реализации специально разработанной программы. Задачи исследования: 1. Конкретизировать научное содержание понятий «агрессия», «агрессивность», «эмпатия». 2. Описать показатели проявления агрессивности у младших школьников. 3. Установить корреляцию между агрессивностью и эмпатией у младших школьников. 4. Разработать и апробировать программу, способствующую фор-мированию эмпатии как условия снижения проявлений агрессивности у обучающихся младших классов. 5. Определить результативность экспериментальной работы по снижению агрессивности и ее проявлений у младших школьников. Практическая значимость исследования. Исследование направлено на совершенствование взаимодействия педагога-психолога и учителя начальных классов в учебной и коррекционно-развивающей деятельности в целях снижения агрессивности у обучающихся младших классов. Работа содержит материал, содействующий процессу разработки учебных программ по внеклассному чтению, отбору литературного материала для проведения такой методики воздействия, как сказкотерапия. Разработанные содержание и методы формирования эмпатии с целью снижения агрессивности обучающихся младших классов могут быть использованы при работе с детьми группы риска. Методологическая основа исследования: теоретические положе-ния о единстве внешних и внутренних условий в формировании свойств личности (С.Л. Рубинштейн), деятельностный, личностный подходы к анализу социально-перцептивной и рефлексивной регуляции поведения субъекта эмпатии, а также представления о взаимодействии и взаимопроникновении эмоциональных и интеллектуальных процессов (В.К. Вилюнас, Л.С.Выготский). Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по выбранной теме; эмпирические методы (анкетирование, тестирование, наблюдение); методы интерпретации (анализ и обоснование агрессивности и ее проявлений в младшем школьном возрасте); качественный анализ результатов. Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа выполнялась на базе СП МБОУ Гимназия г. Мичуринска Тамбовской об-ласти.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий снижения агрессивности и ее прояв-лений …………………………………………………………………. 8 1.1 Понятия «агрессия», «агрессивность», «эмпатия» в отечественных и зарубежных исследованиях ………………….. 8 1.1.1 Подходы к определению понятия «агрессия» …….. 9 1.1.2 Понятие «агрессивность» …………………………….. 15 1.1.3 Понятие «эмпатия». Эмпатия и агрессивность ……. 19 1.2 Современные условия и средства снижения агрессивности и ее проявлений у младших школьников ………………. 30 Глава 2 Организация и проведение экспериментальной работы по формированию эмпатии у обучающихся младших классов, обусловливающей снижение агрессивных проявлений …. 44 2.1 Характеристика психолого-педагогической программы по формированию эмпатии обучающихся младших классов 44 2.2 Анализ результатов исследования эмпатии и агрессив-ности у обучающихся младших классов до внедрения экс-периментальной программы ………………………………….. 58 2.3 Анализ результатов экспериментальной программы по формированию эмпатии обучающихся младших классов … 63 Заключение ………………………………………………………….. 68 Список использованных источников …………………………… 71
Список литературы

1. Агавелян, Р.О. Методы оценки уровней эмпатии, психических состояний и свойств личности студентов: учебн. пособие / Р.О. Агавелян, В.С Агавелян. – Челябинск: ЧелГУ, 2009. –131 с. 2. Азаров, Ю.П. Радость учить и учиться / Ю.П. Азаров. – М.: Педагогика, 2008. – 335 с. 3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 375 с. 4. Балл, Г.А. Анализ психологических воздействий и его педагоги-ческое значение / Г.А. Балл, М.С. Бургин // Вопросы психологии. – 2004. – № 4. – С. 56- 66. 5. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспита-ния и семейных отношений / А.Бандура, Р.Уолтерс. – М.: Апрель Пресс; М.: Эксмо Пресс, 2010. – 512 с. 6. Басс,А. Психология агрессии / А. Басс // Вопросы психологии. – 2007. – №3. – С. 60-67. 7. Бенеш, Н.Л. Актёрская психотехника как психологическое усло-вие развития эмпатии личности / Н.Л. Бенеш // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – № 2. – С. 111-114. 8. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л.Берковиц. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. – 512с. 9. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2013. – 528 с. 10. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафази // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=12476 (дата обращения: 07.03.2018). 11. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук., С.Н. Боков. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. – 640 с. 12. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростко-вой агрессивности :учебн. пособие / Г.Э. Бреслав. – СПб: Речь, 2012. – 138с. 13. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб: Питер, 2011. – 328 с. 14. Вачков, И.В. Агрессия: причины и последствия / И.В. Вачков // Школьный психолог. – 2010. – №18.– С. 8-9. 15. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: МГУ, 2006. – 142 с. 16. Всемирная энциклопедия. Философия / под ред. А.А. Грицанова. – М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2011. – 1312 с. 17. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи / Л.П. Выговская // Психологический журнал. – 2006. – №4. – С. 55-63. 18. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего возраста / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С.107-114. 19. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: МГУ, 2007. – 176 с. 20. Доллард, Дж. Фрустрация и агрессия / Дж. Доллард. – М.: Педа-гогика, 2009. – 370 с. 21. Дубинко, H.A. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2008. – №1. – С.53-58. 22. Жмуров, Д.В. Насилие (агрессия) и литература / Д.В. Жмуров. – Иркутск: АС Принт, 2012. – 252 с. 23. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошколь-ного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. – М: Педагогика, 2006. –576 с. 24. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. 3-е изд., 2002 г. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovar.world-psychology.ru/agressiya/ (дата обращения 04.04.2018). 25. Зыкова, М.Н. Фольклор как средство психолого-педагогического воздействия на развитие самосознания и формирование самоидентификации школьника / М.Н. Зыкова // Мир психологии. – 2014. – № 3. – С.72-85. 26. Зыкова, М.Н. Фольклоротерапия: учебн. пособие / М.Н. Зыкова. – М.: МПСИ, 2011. – 160с. 27. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: МГУ, 2007. – 440 с. 28. Кауфман, X.Р. Тактика успеха в бизнесе и науке: Творчество, деньги, слава / X.Р. Кауфман. – М.: Интеллект, 2013. – 159 с. 29. Ковалев, П.А. Возрастно-половые особенности отражения в со-знании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П.А. Ковалев. – СПб: Питер, 2010. – 358 с. 30. Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и под-ростков: Исследования и терапевтические стратегии / Д. Коннор. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. – 228 с. 31. Кошелева, Л.Д. Взаимосвязь эмоционального отношения ребенка к ребенку от условий деятельности детей/ Л.Д. Кошелева. – М.: Педагогика, 2006. – 186 с. 32. Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг; пер. с англ. – СПб: Питер, 2012. – 992 с. 33. Креч, Д. Нравственность, агрессия, справедливость / Д. Креч, Р.Кратчфилд, И. Ливсон // Ребенок и семья: учебн. пособие для вузов / ред-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2012. – С.598-623. 34. Кузьмина, В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье/ В.П. Кузьмина. – М.: Флинта, 2009.– 157 с. 35. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И.Лисина. – СПб: Питер, 2009. – 318 с. 36. Мартынова, О.С. Определение и диагностика насилия / О.С.Мартынова. – СПб: Речь, 2013. – 327 с. 37. Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото. – СПб: Прайм-Еврознак, 2012. – 416 с. 38. Михальченко, Г.Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию / Г.Ф. Михальченко. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 218 с. 39. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества / В.С. Мухина. – М.: ИПП, 2007. – 450 с. 40. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. – 368 с. 41. Новейший философский словарь. – Минск: Книжный Дом А.А.Грицанов, 1999. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/37(дата обращения 12.04.2018). 42. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2009. – 360 с. 43. Паренс, Г. Агрессия наших детей;пер. с англ. / Г. Паренс. – М.: Форум, 2007. – 160 с. 44. Петровский, A.B. Личность в психологии с позиций системного подхода / А.В Петровский // Вопросы психологии. – 2008. – № 1. – С. 57-66. 45. Психология. Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: Майкл Кордуэлл, 2000. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychology.academic.ru(дата обращения: 02.01.2018). 46. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2009. – 656 с. 47. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 2006. – №5. – С.3-18. 48. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебн. пособие / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2011. – 246 с. 49. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Роджерс. – М.: Прогресс; Универс, 2008. – 480с. 50. Романов, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у де-тей. Диагностические и коррекционные методики / А.А. Романов. – М: Школьная пресса, 2013. – 148 с. 51. Румянцева, Т.Г. Критический анализ концепций «человеческой агрессивности» / Т. Г. Румянцева. – Минск: Изд-во БГУ, 2012. – 128 с. 52. Ситковская, О.Д. Мотивация агрессивного поведения несовер-шеннолетних преступников/ О.Д. Ситковская // Насилие, агрессия, жесто-кость.– М.: Аргус, 1989. – С. 91-98. 53. Соловьева, C.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности / С.Л. Соловьева // Обозрение психиатрии и медицин-ской психологии.– 2005. – № 3-4. – С. 13-20. 54. Тренинг по сказкотерапии / под общ.ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб: Речь, 2013. – 176с. 55. Трифонов, Е.В. Антропология: дух – душа – тело – среда человека или Пневмапсихосоматология человека. Русско-английская энциклопедия. – СПб: Речь, 1996-2015. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hupsy.welldocs.com/tryphonov/auth_r.htm (дата обращения 12.01.2018). 56. Уилсон, Р.А. Психология эволюции / Р.А. Уилсон. – СПб: Питер, 2008. – 304 с. 57. Фрейд, З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд. – М.: Антология мысли, 2006. – 1040 с. 58. Фромм, Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / Э. Фромм. – Минск: Коллегиум, 2012. – 253 с. 59. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 2006. – 192 с. 60. Хекхаузен,X. Агрессия / X. Хекхаузен // Мотивация и деятель-ность. – СПб: Питер; М.: Смысл, 2013. – 860 с. 61. Hoffman M.L. Empathy and moral development: Implications for caring and justice. N.Y.: CambridgeUniversityPress, 2000. 331 p.URL: [Элек-тронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/84304/kpip_2016_n4 (дата обращения: 12.05.2018). 62. Щербинина, Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее пре-одоления / Ю.В. Щербинина. – М.: Флинта, 2004. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.libfox.ru/496117 (дата обращения 07.02.2018). 63. Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей / Г. Эберлейн. – М.: Мысль, 2011. – 192 с. 64. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и приклад-ные аспекты) / И. М. Юсупов. – СПб: Питер, 2010.– 252 с. 65. Якобсон, С.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм / С.Г. Якобсон, В.Г. Щур // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. – М.: Владос, 2007. – С. 54-64. 66. Якубик, А. Истерия;пер. с польск. / А. Якубик .– М.: Медицина, 2012. – 342 с. 67. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования / В.А. Ясвин // Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С. 3-14. 68. Wispe, L. The psychology of sympathy / L. Wispe. – New York; London : Plenum Press, 1991. – 213 p. URL: [Электронныйресурс]. Режим доступа: http:// www. psy. msu. Ru / science / autoref / karyagina / karyagi-na_dissertation. (дата обращения: 23.04.2018).
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий снижения агрессивности и ее проявлений 1.1 Понятия «агрессия», «агрессивность», «эмпатия» в отечественных и зарубежных исследованиях Современная ситуация в стране характеризуется социальной неста-бильностью, обострением межнациональных конфликтов, утратой духов-ных ориентиров, в связи с этим ростом агрессивных тенденций, что в зна-чительной степени затрудняет выполнение социального запроса общества: воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России, способного к творческой, инновационной деятельности. В этой связи возрастает роль образовательных организаций, целью которых является решение первостепенной задачи по формированию у обучающихся нравственных ценностей, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей агрессивности, бездуховности и коммерциализации общества по воспитанию и развитию в школьниках эмпатийности, толерантности, миролюбия, кооперативности. Проведенные исследования показывают, что агрессивность как свойство личности, формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте (О.Д. Ситковская, A.A.Реан, А.Р.Ратинов), поэтому проблема агрессивности и ее проявлений продолжает оставаться одной из самых актуальных в психологической и педагогической теории и практике. Особое значение для нашего исследования имеет анализ различных подходов к определению сущности таких основополагающих понятий, как «агрессивность», «агрессия», «эпатия». Теоретическое обоснование этих понятий позволит обратиться непосредственно к предмету исследования: обоснование психолого-педагогических условий снижения агрессивности у обучающихся младших классов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 138 страниц
1350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg