Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь личностных особенностей и напряженности в межличностных отношениях учащихся с различным социометрическим статусом

simakinnikita95 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.06.2020
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Взаимосвязь личностных особенностей и напряженности в межличностных отношениях учащихся с различным социометрическим статусом» Оригинальность работы 69%
Введение

Введение Актуальность исследования. Каждый человек сталкивается с проблематичными, спорными и конфликтными ситуациями в своей жизни. Но если взрослый человек уже владеет навыками противоборствовать различным эскападам в свою сторону, то дети не всегда могут проявить себя достойно в подобном взаимодействии. Конфликтные ситуации в школе все дети переживают как никогда остро и напряженно. В переходном возрасте подростку важно располагать таким статусом в группе, который будет его удовлетворять. Быть лидером, «душой компании», первой красавицей и т.д. Если в группе на одну роль претендуют несколько человек, то конфликт интересов перерастает в конфликт между личностями. Несомненно, борьба за позицию в коллективе, неудовлетворенность своим положением, желание быть признанным и т.п. являются неотъемлемой частью жизни общества. Но все же нам стало интересно, как личностные особенности влияют на уровень напряженности у учащихся с различным социометрическим статусом. Изучение и осмысление взаимосвязи личностных особенностей и напряженности в межличностных отношениях в малой группе поможет сформировать методы снижения напряженности в коллективе, возникающей из-за взаимной неприязни некоторых членов группы, основанной на неприятии или противоположности личностных особенностей участников отношений. Разработанность проблемы. По мнению, И. Е. Ворожейкина и А. Я. Кибанова, разные типы конфликтных столкновений, проявления в них избыточной социальной напряженности изучаются не ради удовлетворения любопытства и простого обогащения знаний о перипетиях жизни, а для того, чтобы овладеть методами (приемами и правилами) профилактики и урегулирования конфликтов, получить конкретное представление о примирительных процедурах. Важно быть готовым к характеристике и оценке соответствующих стилей конфликтного поведения, созданию и поддержанию в отношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства. [6] В психологии термин «напряжение» в основном использовался в работах, посвященных изучению психической напряженности (Н.И. Наенко, 1976), а также состояний нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин, 1983). Общим для них является рассмотрение напряжения как стресс-реакции в контексте адаптации к различным экстремальным, трудным условиям. Так Н.И. Наенко пишет, что «состояние психической напряженности возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на ее эффективность. Характер этого влияния определяется как самой ситуаций, так и особенностями личности, ее мотивацией и т.д. Таким образом, напряжение – это состояние, возникающее в сложных, трудных условиях и выступающее как проявление стресса. Однако остается непонятным, что представляет собой напряженность, каково психологическое содержание этого понятия. Также довольно неоднозначным является представление о том, что следует считать сложными условиями, каковы критерии сложности и чем они определяются. Тем не менее, в психологии на основании большого количества эмпирического материала (в основном это психофизиологические исследования) выявлены физиологические, психосоматические индикаторы напряжения (стресса), однако психологические, на наш взгляд, прописаны недостаточно. Особенно это касается напряжения, которое возникает в межличностных отношениях.[20] А. А. Реан полагает, что «конфликт несет определённый уровень напряженности. Если рассматривать группу людей, то у каждой отдельной личности он будет разным, т. к. это зависит от устойчивости психики индивида». [7] В работах А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова конфликтное поведение рассматривается, как «результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и личностью». Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы. Одним из признаков трудной ситуации является состояние психической напряженности – реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта.[2] Несмотря на то, что проблема поведения в конфликтах затрагивается многими известными специалистами, все же недостаточно проработана взаимосвязь личностных особенностей и напряженности в межличностных отношениях у учащихся с различным социометрическим статусом. Проблема исследования: в условиях функционирования реального школьного коллектива становиться важной проблема взаимосвязи личностных особенностей с уровнями напряженности и удовлетворенности в межличностных отношениях у учеников с различным социометрическим статусом. Цель исследования: изучить взаимосвязь личностных особенностей и напряженности в межличностных отношениях учащихся с различным социометрическим статусом. ? Задачи исследования: I. Теоретические задачи: 1. Обобщить теоретические подходы по проблемам социометрического статуса и напряженности в межличностных отношениях. II. Методические задачи: 1. Разработать программу исследования. 2. Выявить и проанализировать личностные особенности и разницу уровня напряженности и удовлетворенности в межличностных отношениях учащихся с различным социометрическим статусом. III. Эмпирические задачи: 1. Выявить и провести анализ личностных особенностей учащихся с различным социометрическим статусом. 2. Выявить и провести анализ напряженности и удовлетворенности в межличностных отношениях учащихся с различным социометрическим статусом. 3. Выявить и изучить взаимосвязь личностных особенностей с напряженностью и удовлетворенностью в межличностных отношениях учащихся с различным социометрическим статусом. Объект исследования: напряженность и удовлетворенность в межличностных отношениях учащихся с различным социометрическим статусом. Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей с напряженностью и удовлетворенностью в межличностных отношениях учащихся с различным социометрическим статусом. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что учащиеся с низким статусом отличаются высоким уровнем отчужденности в общении, высокой подчиненностью и напряженностью в межличностных отношениях. Методы исследования: 1. Эмпирические методы: - Психодиагностический 2. Методы математической статистики В исследовании использовались следующие методики: 1) Личностный опросник Кеттел-Ясюкова (3-6 класс). 2) Модульный социотест Анцупова. 3) Референтометрический тест, автор Битянова М. 3. Методы обработки данных: 1) метод проверки на нормальность распределения (критерий Колмогорова-Смирнова) 2) метод сравнения средних значений двух независимых выборок (критерий Манна-Уитни) 3) непараметрический критерий Спирмена Для обработки полученных эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS 21.0 Выборка исследования: в исследовании принимали участие 99 респондентов, возрастом 11-12 лет. Теоретическая и методологическая основа исследования: -теоретико-эмпирические исследования феномена в работах А.Я Анцупова, И. Е. Ворожейкина, Н.В. Гришиной, С.В. Духновского, Д.К. Захарова, А.Я Кибанова, Н.И. Наенко, Т.А. Немчина, А. А. Реана, А. И. Шипилова. -диспозиционный подход Р. Кеттелла, связанный с изучением черт личности. -теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.
Содержание

Содержание Введение……………………………………………………………...….…….…..3 Глава 1 ПРОБЛЕМА НАПРЯЖЕННОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В МАЛОЙ ГРУППЕ 1.1 Межличностные отношения в малых группах …………………………….9 1.2 Особенности конфликта в группе учащихся средней школы ……………11 1.3 Проблема исследования социометрического статуса в трудах зарубежных и отечественных психологов. …………………………………………………..15 1.4 Развитие личности школьника в условиях коллективных отношений…..15 Выводы по 1 главе ………………………………………………………………15 Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И НАПРЯЖЕННОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ.............................................................16 2.1 Этапы и методы исследования...................................................................... 21 2.2 Результаты эмпирического исследования………………………………… 25 2.2.1. Качественный анализ результатов эмпирического исследования ……25 2.2.2 Исследование взаимосвязи личностных характеристик и напряженности в межличностных отношениях учащихся с различным социометрическим статусом ………………………………………………………………………….34 Выводы по 2 главе ………………………………………………………………45 Заключение…...………………………………………………………..…………46 Список литературы…………………………………………..…………………..48
Список литературы

Литература 1. Петровская Л.А. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического конфликта// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. – 45-50 с. 2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2002. 3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000. 4. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. СПб., 2005. 5. Почекаева И.С. Уровни конфликтности старшеклассников., Пермь 2008. 6. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. Учебник. Москва ИНФРА– 2004. – 4с. 7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. — М.: Владос, 2013. — Кн. 1. — 384 c. 8. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. – М., 1995. – 200 с. 9. Ратников В. П, Батурин И.К., Голубь В.Ф., Островский Э.В., Скрипкина Ж.Б., Юдин В.В. Конфликтология. – М., 2005. 10. Шейнов В.П. Управление конфликтами – М., 2014. – 104 с. 11. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб., 2000. 12. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб., 2005. 13. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. 14. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы - ответы. Структурные схемы. Юнити-Дана. 2004. – 367 с. 15. Сердюк Ирина Ивановна Scientific magazine «Kontsep», 23 июл. 2012 г. –93 с. 17. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб, 2009. – 71 с. 18. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб, 2003. –126 с. 19. Корягина Н.А., Михайлова Е.В. Социальная психология. Теория и практика. Учебник и практикум для СПО. Litres, 2018. –384 с. 20. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. – 97с. 21. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск : Изд-во Белорусского университета, 1976. 22. Кроник, А.А. Межличностное оценивание в малых группах / А.А. Кроник. – Киев : Наукова думка, 1982. – 160 с. 23. Н. Ефимова, А. Литвинова Социальная психология. Учебник для СПО – Litres, 2020. – 443 с 24. М. Кубра Управленческое консультирование. – М.: Интерэксперт, 2002. –Т.2. 323 с. 25. И. В. Белянина, Е. М. Киселева Практические основы психодиагностики. – ООО ДиректМедиа, 2020. – 176 с. 26. Р. Немов Психология. Книга 1. Общие основы психологии. Litres, 2019.
Отрывок из работы

Заключение Проблемы социометрического статуса и напряженности в межличностных отношениях изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником. В меньшей степени исследованы конфликты во взаимоотношениях учеников. Анализ личностных особенностей учащихся с различным социометрическим статусом показал, что учащиеся с высоким статусом отличаются от учащихся с низким статусом по уровню независимости, волевого самоконтроля, потребности в общении. Анализ напряженности и удовлетворенности в межличностных отношениях учащихся с различным социометрическим статусом показал, что у учеников с низким статусом преобладает высокий уровень напряженности, в то время как у учеников с высоким статусом – низкий. Так же анализ показал, что у учеников с высоким статусом коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями выше, чем у учеников с низким статусом. Изучение и выявление взаимосвязи личностных особенностей с напряженностью в межличностных отношениях учащихся с различным социометрическим статусом показывает, чем ниже социометрический статус, тем выше напряженность в межличностных отношениях. Учащиеся с низким статусом отличаются от учащихся с высоким статусом: высоким уровнем отчужденности в общении, высокой подчиненностью, и напряженностью в межличностных отношениях, что подтверждает нашу гипотезу. Необходимость дальнейшего исследования напряженности в межличностных отношениях и влияния личностных особенностей на них подтверждается выводами о том, что у учащихся с различным социометрическим статусом в группе ¬– разный уровень напряженности в межличностных отношениях. Дальнейшие исследования помогут сформировать более точное представление о напряженности в межличностных отношениях, путях ее преодоления и профилактики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg