Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогическая работа по профессиональному самоопределению подростков с ОВЗ

aytuganowa.t 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.06.2020
Проблема свободы выбора в силу своей сложности проявляется в самых разных гуманитарных направлениях, пронизывая все стороны человеческой жизни. В наиболее сконцентрированном виде эта проблема представлена в профессиональной ориентации, понимаемой не только как помощь в выборе профессии, но и как помощь человеку самоопределиться мире, развить задатки и реализовать склонности и способности.
Введение

Актуальность исследования. Вопрос о поиске, выборе профессии и овладении её является одним из центральных в жизни каждого человека. В наше время поиск своего места в жизни – это и решение проблемы профессиональной ориентации – выбор «кем быть?» и глубокое личностное самоопределение, поиск определённой социально-нравственной и психологической позиции в мире человеческих контактов – выбор «каким быть?». Профессиональное самоопределение ? своеобразная проверка граждан-ской зрелости человека в деле выбора профессии; проверка его на причастность к историческому времени. Профессиональное самоопределение начинается уже в детской игре, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. В силу возрастных особенностей у школьников, особенно подрост-ков, еще не сформирована готовность к профессиональному самоопределению. Поэтому главной задачей профессиональной ориентации подростков является определение и формирование их индивидуальных предпочтений. Вопросы психолого-педагогического сопровождения профориентации разработаны Е.Ф.Астрицовой, А.П.Егоршиным, Н.Н.Захаровым, Е.А.Климовым, В.И.Кутугиной, Л.М.Митиной, С.В.Паниной, А.А.Петрусевичем, Н.С.Пряжниковым, Г.В.Резапкиной, Т.В.Черниковой, С.Н.Чистяковой. Разработке теоретических проблем профессиональной ориентации детей ограниченными возможностями здоровья в целом и интеллектуальной недостаточностью, в частности, а также специфических для специальной коррекционной школы методов и приёмов педагогической работы, посвящены работы видных учёных дефектологов, педагогов, психиатров: О.И.Акимовой, Г.М.Дульнева, С.Л.Мирского, В.Г.Петровой, Б.И.Пинского и других, уделявших внимание такому важному вопросу, как правильный выбор профессии с учётом не только желаний, но и состояния здоровья. Сущностная характеристика психолого-педагогического подхода к профессиональной ориентации подростков с нарушением интеллекта от-ражена в исследованиях В.М.Агрбы, О.И.Акимовой, В.А.Беловой, Б.В.Белявского, Т.И.Дубровой, Н.И.Зарубиной, Н.Л.Коломинского, Т.Г.Копыловой, Е.М.Ланиной, Ж.И.Назамбаевой, И.В.Раздорской, В.В.Савина, М.М.Сидоровой, Е.М.Старобиной, Г.П.Усовой, которые рассматривают образование и воспитание как социально-педагогические явления и позволяют конкретизировать содержание общих задач социализации школьников в системе специального коррекционного образования. На современном этапе развития общества определены основные требования не только к общеобразовательной, но и специальной коррекционной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, рас-ширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, обеспечение закрепления трудовых навыков в специальных мастерских и на производстве, т.е. обучение тесно связано с жизнью и производительным трудом. Поэтому педагогическая наука должна всесторонне развивать такую систему профессиональной деятельности со школь-никами с ограниченными возможностями здоровья, которая будет обеспечивать успех в подготовке детей и подростков с особыми нуждами к тру-довой деятельности. Но в отношении учащихся специальной коррекционной школы VIII вида, имеющих нарушения в развитии интеллекта, требуется применять особые, специфические методы профориентационной работы. Таким образом, актуальность постановки проблемы профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья обусловлена необходимостью оказания им квалифицированной помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с их ограниченными возможностями. Объект исследования – профессиональное самоопределение подрост-ков с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования – содержание психолого-педагогической ра-боты по профессиональному самоопределению подростков. Цель исследования – рассмотреть содержание психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы с подростками с ОВЗ. Задачи исследования: 1. раскрыть сущность понятий «профессиональное самоопределение» и «профориентационная работа»; 2. раскрыть специфику профориентационной работы с подрост-ками с ОВЗ; 3. выявить содержание психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы с подростками в специальной коррекционной школе; 4. проанализировать результаты психолого-педагогической рабо-ты. Гипотеза исследования. Проблема профессиональной ориентации учащихся с ОВЗ обусловлена необходимостью оказания им квалифицированной помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с их ограниченными возможностями. Профориентационная работа с данной категорией подростков будет результативной, если: - будет направлена на формирование адекватного профессионально-го выбора, учитывающего ограниченные возможности здоровья подрост-ков с ОВЗ; - будет интегрировать два взаимосвязанных направления: решение вопросов изменения мотивационной составляющей профессионального выбора, его переориентации на сущностные черты профессии и коррекцию профессиональных установок части подростков на типы профессий, которые недоступны воспитанникам специальной коррекционной школы-интерната для детей с нарушением интеллекта. Методы исследования: 1. теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, цитирование, анализ опыта работы; 2. эмпирические методы («Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова, методика Т.Г.Копыловой «Мир профессий», опросник личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н.С.Пряжникова и Е.А.Климова). 3. методы математической обработки результатов исследования. База исследования: государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Кировского района г.о. Самара. Выборка исследования: 20 учащихся 9-х классов в возрасте 14-15 лет, 12 мальчиков и 8 девочек. Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения подростков с ограниченными возможностями здоровья 7 1.1. Характеристика понятий «профессиональное самоопределение», «профориентационная работа» 7 1.2. Специфика работы по профессиональному самоопределению подростков с ОВЗ в специальной коррекционной школе 14 Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22 Глава 2. Опытная работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения подростков с овз 23 2.1. Характеристика выборки и методов исследования 23 2.2. Содержание психолого-педагогической работы по профессиональному самоопределению подростков 27 2.3. Анализ результатов опытной работы 38 Выводы по 2 главе……………………………………………………………….50 Заключение……………………………………………………………………….51 Список литературы 54
Список литературы

1. Агрба, М. В. Профессиональная ориентация, профессиональ-ная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод по-собие [Текст] / М. В. Агрба, Е. О. Гордиевская, Е. М. Старобина [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 304 с. 2. Акимова, О.И. Об особенностях профессионального самоопре-деления выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида [Текст] / О.И.Акимова // Сибирский педагогический журнал. 2012. №1. С.346-353 3. Астрицова, Е.В. Формирование профориентационных предпо-чтений старшеклассников: методический аспект / Е.В.Астрицова // Символ науки. 2015. №6. 4. Белова, В.А. Особенности организации профессионального трудового обучения для решения перспективных задач жизнеустройства воспитанников [Текст] / В.А. Белова, Г.И. Белозерова // Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе 8-го вида. - Боровичи, 2016. - С. 114-118. 5. Бобровская, П. Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» [Текст] / П. Н. Бобровская. – М. : Глобус, 2017. – 86 с. 6. Выготский, Л. С. О связи между трудовой деятельностью и ин-теллектуальным развитием ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Дефектоло-гия. - 2016. - № 6. -С. 23-31. 7. Голерова, О.А. Профориентационная работа с подростками: активизирующая методика «Путеводитель» [Текст] / О.А.Голерова // Школьные технологии - 2012. - № 3. С. 45-46. 8. Дуброва, Т. И. Вариативные программы подготовки к профес-сионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта [Текст] / Т. И. Дуброва // Коррекционная педагогика. – 2014. - № 5(35). – С. 46-51. 9. Дульнев, Г. М. Формирование личностных качеств у учащихся вспомогательной школы и процесс трудового обучения [Текст] / Г. М. Дульнев // Специальная психология: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Э.П.Кожевникова. – М: МГПУ, 2016. – 387 с.- С. 56-82. 10. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности (учебное пособие) [Текст] / А. П. Егоршин - М.: Инфра-М, 2014. - 464 с. 11. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н.Н. Захаров. - М.: Инфра-М, 2018. - 62 с. 12. Калинина, А.В. Профориентационное занятие «Что я знаю о мире профессий [Текст] / А.В.Калинина // Справочник классного руково-дителя. - 2013. - № 8. С. 26-33. 13. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределе-ния: уч. пособие [Текст] / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 512 с. 14. Коломинский, Н. Л. Самооценка учащихся вспомогательной школы и уровень их притязаний в процессе профессионально-трудовой подготовки [Текст] / Н. Л. Коломинский // Специальная психология: Хре-стоматия / Сост. и науч. ред. Э.П.Кожевникова. – М: МГПУ, 2016. – 387 с.- С. 70-74. 15. Копылова, Т. Г. Система профориентационной работы в кор-рекционной школе VIII вида [Текст] / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Де-фектология. - 2016. - № 5. - С. 75-78. 16. Кормакова, В.Н. Педагогическое сопровождение самоопределе-ния старшеклассников в сфере рабочих профессий [Текст] / В.Н.Кормакова // Воспитание школьников. - 2010. - №1.С. 34-38. 17. Кутугина, В.И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях [Текст] / В.И. Кутугина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1 - С. 51-53. 18. Матвеева, Н. Б. Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] / Н. Б. Матвеева, Е. С. Погостина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. - №3. С. 47-54. 19. Мачихина, В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей. [Текст] / В.Ф.Мачихина // Дефектология. – 2012. №4 – с.19 20. Мирский, С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе [Текст] / С. Л. Мирский. //Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и вос-питании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специаль-ная психология»/Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М.: Гном и Д, 2015. - 448 с. - С.98- 104. 21. Митина, Л.М. Профессиональное и личностное самоопределе-ние молодежи: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Л.М.Митина // Профессио-нальное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2018. 264 с. 22. Морозова, Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей [Текст] / Н.Г. Морозова. //Дети с ограниченными воз-можностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспи-тании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» /Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М.: Гном и Д, 2015. - 448 с. - С.21-34. 23. Назамбаева, Ж. И. Некоторые особенности личности выпускни-ков специальной коррекционной школы [Текст] / Ж.И. Назамбаева // Де-фектология. - 2015. - № 1. -С. 6-9. 24. Назарова, Н. М. Специальная педагогика [Текст]: / Л. И. Аксе-нова, Б.А. Архипова, Л. И. Белякова и др.; / под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2013. - 384 с. 25. Панина С.В. Управление профориентационной работой в об-щеобразовательной организации в условиях ФГОС [Текст] / С.В.Панина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 147-151. 26. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / В.Г. Петрова, И. В. Белякова. - М.: ИКП РАО, 2012. - 43 с. 27. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Б.И.Пинский. Специальная психология: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Э.П.Кожевникова. – М: МГПУ, 2016. – 387 с.- С.52-59. 28. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» [Текст] / Н.В. Афанасьева, Н.В.Малухина, М.Г.Пашнина / Под ред. Н.В.Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2017. – 366 с. 29. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопреде-ление. [Текст] / Н.С.Пряжников. - М.: Изд-во: Институт практической пси-хологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. 246 с. 30. Пряжников Н.С. Самоопределение ипрофессиональная ориен-тация. учащихся : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Н.С.Пряжников, Л.С.Румянцева. — М.: Издательский центр»Академия», 2013. — 208 с. 31. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражне-ния, опросники (8-11 классы) [Текст] / Н. С. Пряжников. - М.: Вако, 2015. - 288 с. 32. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника [Текст] / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2012. - 140 с. 33. Савин, В. В. Методика проведения социально-трудовой диа-гностики воспитанников коррекционной школы [Текст] / В.В.Савин // Научные исследования в образовании. - 2017. №7. С.52-54 34. Сидорова, М. М. Трудовая адаптация учащихся с нарушения-ми развития в рамках школьного трудового центра [Текст] / М. М. Сидо-рова // Дефектология. - 2015. - № 3. - с.44-49. 35. Современная психология мотивации [Текст] / ред. Д. А. Леон-тьев. - М.: Смысл, 2015. - 344 с. 36. Старобина, Е. М. Профессиональная ориентация, профессио-нальная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: [Текст] Метод, пособие / Е.М. Старобина - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. - 304 с 37. Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориен-тации. / О.В.Трошин, Е.В.Жулина, В.А.Кудрявцев [Текст] – М.: Издатель-ство «ТЦ Сфера», 2017. – 384с. 38. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями [Текст] / Ю.А.Блинков, С.А.Игнатьев, Н.К.Горшунова. ./ Под ред. Ю.А.Блинкова. - М., 2015. – 304с. 39. Хохлина, Е. П. Исследование психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограни-ченными умственными возможностями [Текст] / Е. П. Хохлина // Дефекто-логия. - 2013. -№ 2. - С.29-37. 40. Черникова, Т.В. Профориентация старшеклассников [Текст] / Т.В. Черникова. - М. : Волгоград, 2013. - 120 с. 41. Чистякова, С.Н. Критерии и показатели готовности обучаю-щихся к профессиональному самоопределению [Текст] / С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев, И.С.Сергеев // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10-16. 42. Щербакова, А.М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида [Текст] / А.М. Щербакова, Н.В. Москоленко // Дефектология. - 2016. - № 3. С. 19-35. Электронные ресурсы 1. Белявский, Б.В. Система работы по профоориентации обучаю-щихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных ор-ганизациях / Б.В.Белявский, И.Л.Соловьева // Специальное образование. 2016. №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-po-profoorientatsii-obuchayuschihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 17.09.2018). 2. Зарубина, Н. И. Профориентационная работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида: «Выбор профессии - выбор будущего» / Н.И.Зарубина [Электронный ресурс]. URL: http://a.slave.festival.1september.ru/ articles/647423/ (дата обращения: 01.11.2018). 3. Концепция сопровождения профессионального самоопределе-ния обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И.Блинов, И.С.Сергеев и др. М., 2015. [Электронный ресурс] URL: https://www.cposo.ru/proforientatsiya/proforientatsionnye-materialy/49-federalnyj-uroven/806-kontseptsiya-soprovozhdeniya-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayushchikhsya-v-usloviyakh-nepreryvnosti-obrazovaniya (дата обращения: 28.02.2019). 4. Ланина, Е. М. Психолого-педагогическая работа по формиро-ванию мотивации трудовой деятельности как условие осознанного выбора профессии подростками с нарушением интеллекта / Е.М.Ланина // Совре-менные проблемы науки и образования. № 5. 2012. С. 359. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/105-6940 (дата обращения: 23.10.2017) 5. Раздорская, И.В. Особенности профориентационной работы в условиях специальной коррекционной школы VIII вида / И.В.Раздорская [Электронный ресурс]. URL: http://www.docme.rU/doc/129291/razdorskaya-i.v.-osobennosti-proforientacionnoj-raboty--v (дата обращения: 01.11.2018) 6. Петрусевич, A.A. Педагогический смысл профессиональной ориентации в современной школе / А.А.Петрусевич // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. 2006. [Электронный ресурс] URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-74.pdf. (дата обращения: 28.02.2019) 7. Усова, Г.П. Особенности воспитательной работы по профори-ентации с умственно отсталыми учащимися / Г.П.Усова [Электронный ре-сурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library /2013/05/14/dokladosobennosti-vospitatelnoy-raboty (дата обращения: 27.10.2018)
Отрывок из работы

Главное условие успешности психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы с подростками заключается в планомерности и системности деятельности. О.В.Трошиным определено, что психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы с подростками с интеллектуальными нарушениями предполагает создание специальной системы, результативная реализация которой осуществляется при наличии специальных условий, среди которых выделяются следующие: 1. В процессе организации психолого-педагогического сопровожде-ния профориентационной работы с подростками, как правило, использу-ются следующие основные формы и методы:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg