Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование аналитических действий у младших школьников в процессе изучения имени прилагательного

kira_moreva 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.06.2020
Имя прилагательное - это часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы.
Введение

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Одной из наиболее общих категорий русского языка, по признанию специалистов, являются части речи. В них определённым образом группируются слова с близкими лексико-грамматическими характеристиками, с одинаковым способом отображения объективной действительности. Поэтому части речи привлекали и привлекают особый интерес, как при решении важных теоретических вопросов, так и в практическом освоении языка. Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. Имена прилагательные «как бы живописуют и характеризуют, они, словно расцвечивают повествование» (Ефимов А.И). В отличие от имени существительного, обозначающего понятие о предмете в совокупности со всеми его признаками, прилагательное суживает объем понятия, делает его конкретным и отчетливым. Поскольку одна из задач преподавания русского языка состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли не только правильно, но и точно, образно, возникает настоятельная необходимость в ознакомлении учащихся с прилагательным как частью речи, что делает тему исследования актуальной и перспективной. Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи - развитая познавательная активность и самостоятельность подрастающего поколения. Вместе с тем развитие аналитических способностей школьника, обучение их не только разрозненным эмпирическим фактам, но и самому умению мыслить, сопоставлять, аргументировать, принимать решения – это одна из приоритетных задач современной школы. Ведь недаром же среди требований, выдвигаемых к современному школьнику, встречается и такое: умение учиться, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике. Целью данной работы является анализ специфики изучения темы «Имя прилагательное» в рамках программы «Школа России» с учетом формирования аналитических действий у младших школьников. Объектом исследования в данной работе выступает методика преподавания морфологии в начальной школе на уроках русского языка. Предметом исследования является имя прилагательное как часть речи в начальной школе на уроках русского языка. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) дать определение понятия "имя прилагательное" и охарактеризовать его специфику как части речи; 2) проанализировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста; 3) рассмотреть методику изучения имени прилагательного в русском языке в начальной школе и разработать упражнения с учетом формирования аналитических действий. 4) проанализировать программу «Школа России» и учебники в аспекте изучаемой проблемы. В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; описательный метод, включающий в себя сопоставление, обобщение и классификацию исследуемого материала, а также творческая работа по составлению и анализу упражнений и заданий. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по совершенствованию навыков, умений, универсальных учебных действий учащихся младших классов могут быть использованы в преподавании русского языка в начальной школе. Изучение темы «имя прилагательное» представляет неограниченные возможности для развития речи учащихся: обогащение словарного запаса младших школьников, воспитание у них внимательного отношения к слову, обучение детей совершенствованию устной и письменной речи. Область применения: в практической работе учителей начальных классов. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются лингвистические основы обучения имени прилагательному как части речи, а также психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Вторая глава посвящена практическим аспектам исследования данной темы в начальной школе: анализу программы и учебников, методическим приемам по изучению имени прилагательного с учетом формирования аналитических действий. Выводы и итоги работы приведены в заключении.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения имени прилагательного в начальной школе 6 1.1 Понятие об имени прилагательном как части речи 6 1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 13 Глава 2. Работа над именем прилагательным в направлении развития аналитических действий у младших школьников 21 2.1 Анализ программы и школьных учебников по теме исследования 21 2.2 Анализ разработанных упражнений в аспекте формирования аналитических действий у младших школьников 31 Заключение 44 Список литературы 45
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова - М.: Академический Проект, 2001. – 342с. 2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.1 класс. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 144 с. 3. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / - М.: Академия, 2001. - 368 с. 4. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с. 5. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред.. - М.: Дрофа, 2014 - 240 с. 6. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - Изд.4-е. - М.: Русский язык, 2001. - 720 с. 7. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Часть 1. Фонетика и морфология. Теоретический курс. Учебное пособие. Издательство Либроком, 2015. 8. Горбатова А.А Русский язык, Сборник упражнений, Для начальной школы, 2014. 9. Гришунина А.С. Изучение морфологии в начальной школе // Актуальные проблемы формирования и развития личности ребенка в системе "ДОУ - семья - школа": Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Саратов: Наука, 2010. - С.22-23. 10. Енжевская М.В.: Русский язык. 3-4 классы. Имя прилагательное. Разноуровневые развивающие упражнения. ФГОС. Издательство: Ювента, 2011 г. – 48с. 11. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. - Томск: Пеленг, 1992. - 60 с. 12. Зиновьева Т.И. Курлыгина О.Е. Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2017. - 304 с. 13. Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология. - М.: Издательство МГУ 2010. -240 стр. 14. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 1 класс / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 143 с. 15. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык». 2 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с. 16. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 159 с. 17. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с. 18. Киселева О.Н. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие. - Томск: Издательство Томского университета, 2015. - 312 с. 19. Колесникова С. М. «Современный русский язык. Морфология. Учебное пособие» Издательство: Юрайт, 2016. 20. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 2012. — 520с. 21. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. — М., 2008- — 324с. 22. Леонтьев А.А. Психолингвистика. — Л.: Наука, 2007. — С. 122 23. Литневская Е.И. Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический проект, 2016. - 590 с. 24. Львов М.Р. Горецкий В.П. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в младших классах: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений и колледжей. - М.: Академия, 2000. - 464 с. 25. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с. 26. Морозова Л.В.: Современный русский язык. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Издательство: Антология, 2005 г. 27. Приступа, Г.Н. Краткий курс методики русского языка. — Рязань, 1975. 28. Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 1-4 класс. – 2018/2019. 29. Рамзаева Т.Г. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с. 30. Распопов И.П. Ломов А.М. Основы русской грамматики. Морфология и синтаксис. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 2014. - 351 с. 31. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. -М.: Рольф, 2012.- 327с. 32. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / - М.: Академия, 2012. - 383 с. 33. Супрун А.Е. Части речи в русском языке.- М.: Просвещение, 1971. - 135с. 34. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, 2009. - 41с. 35. Шведова Н. Ю. Русская грамматика: научные труды. В 2 томах /— М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2005. — 1496 с. 36. Щерба Л. В. О частях речи в русском языке // избранные работы по русскому языку. -М., 2014.- 188с. 37. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) — М.: Просвещение, 2008.- 321с
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения имени прилагательного в начальной школе 1.1 Понятие об имени прилагательном как части речи Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает при¬знак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?, что определяет зависимость его основных категорий (рода, числа и падежа) от рода, числа и падежа имени существительного [13]. Начальной формой имени прилагательного служит именительный падеж един¬ственного числа мужского рода. Понятие признака охватывает множество самых разных значений: цвет (зе¬леный, синий), величину (большой, маленький), протяженность (длинный, короткий), пространственные и временные отношения (прибрежный, вечерний), материал (шерстяной, бронзовый), принадлежность (мамин, дядин), внутренние и внешние качества (умный, худой) и др. В состав прилагательного как части речи, кроме собственно прилагательных, т.е. немотивированных или мотивированных слов, для которых название качества или свойства является их лексическим значением, входят группы слов, лексическое значение которых не выражает качества или свойства предмета. Это - порядковые прилагательные (так называемые порядковые числительные), называющие отношение к числу и определяющие положение предмета в порядке счета (первый, второй, третий, сотый), и местоименные прилагательные, не называющие качества или свойства, а только указывающие на него (мой, тот, свой, каждый). К прилагательным относится также большая группа неизменяемых слов иноязычного происхождения, называющих признак (бордо, декольте, клеш, плиссе, хаки). Эти слова не изменяются по родам и числам и принадлежат к нулевому склонению; значение признака в них обнаруживается синтаксически, в сочетаниях с существительным: цвет бордо, брюки клеш, юбка плиссе, костюм хаки [35, с.52].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 42 страницы
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg