Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности формирования профессиональной направленности обучающихся в образовательном процессе высшей школы

kira_moreva 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 115 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.06.2020
Наше исследование посвящено анализу развития профессиональной направленности, образа «Я-профессионал» у студентов в процессе обуче-ния в вузе. Понятие направленности является родовым для понятия про-фессиональной направленности, что определяет возможность и необходимость рассмотрения принципов, закономерностей, механизмов развития направленности как базовых в анализе профессиональной направленности. Профессиональное самосознание является интегральной характеристикой личности, объединяющей многообразие представлений о себе как профессионале.
Введение

Новые требования к современному специа¬листу диктуют и новые условия успешности процесса профессионализации. Успешность можно рассматривать с позиции усвоения профессиональных знаний, их систем-ности, глубины, способности их практического использо¬вания. Но также существует и возможность изучения путей развития субъек¬та учебно-профессиональной деятельности с позиций единства личностного и про-фессионального компонентов на уровне сознания, образа Я. Образ «Я-профессионал» выступает показателем динамики профессионального са-мо¬определения личности, одним из критериев уровня личностной зрелости субъекта учебно-профессиональной деятельности. Он интегрирует условия и особенности процесса профессионализации в обучении, уровень развития профессионального самосознания в целом; изменения, происходящие в его структуре, достаточно полно характеризуют изменения отношения личности к себе как профессионалу на мотивационно-потребностном, когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом уровнях. Развитие и становление профессиональной направленности, цен-тральным компонентом которого является образ «Я-профессионал», про-исходит в пе¬риод профессионального обучения студентов в вузе. Проблеме изучения сту¬денчества как особой социально-психологической и возрастной категории посвящены работы Ананьева Б.Г., Головатого Н.Ф., Кузьминой Н.В., Лисовского В.Т., Реана А.А. и др. При этом большое внимание уделяется проблеме развития личности, формированию самосознания, возрастным и психологическим особенностям юношеского возраста, профессиональному самоопределению. Проблема развития, становления образа «Я» находит отражение в рабо¬тах Абульхановой К.А., Бернса Р., Бодалева А.А., Брушлинского А.В., Кона И.С., Орлова А.Б., Столина В.В., Рубинштейна С.Л., Чесноковой И.И., Шнейдер Л.Б. и др. Но в то же время в имеющихся в настоящее время исследованиях про¬фессиональное становление и личностное развитие специалиста рас-сматри¬ваются, как правило, отдельно одно от другого, как отражающие особенности профессионального и личностного становления. Профессио-нально-личностное развитие как системное изменение личности профессионала и его деятельности рассматривается в работах И.Д. Лушникова, Е.И. Рогова. Предметом их исследований являются процесс профессионально-личностного развития специалиста на послевузовском этапе (И.Д.Душни¬ков) и процесс развития личности учителя в профессионально- педагогической деятельности (Е.И. Рогов). Необходимость учета основных тенденций развития образа «Я-профес¬сионал» как одного из условий индивидуально-ориентированного, центриро¬ванного на личности студента процесса обучения и недостаточ-ная разрабо¬танность вопросов интеграции профессионального и личност-ного развития студентов в учебно-профессиональной деятельности на уровне профессио¬нальной направленностии, структурных компонентов образа «Я-профессионал», механизмов его формирования позволили определить про¬блему исследования: изучение особенностей развития образа «Я-профессионал» в процессе освоения учебно-профессиональной деятельности. Объект исследования: развитие профессиональной направленности сту¬дентов вуза. Предмет исследования: развитие образа «Я-профессионал» у сту-дентов вуза. Гипотеза исследования: ? динамика профессиональной направленности обусловлена пси-холо¬го-педагогическими особенностями процесса профессионализации студентов на этапе обучения в вузе, способствующими развитию системы представлений студентов о себе как субъекте профессио¬нальной деятель-ности; ? особенности динамики профессиональной направленности сту-ден¬тов проявляются в системе образов «Я», «Я-начинающий спе-циалист», «Я-профессионал». Целью исследования является изучение структуры и динамики об-раза «Я-профессионал» у студентов в процессе обучения в вузе. Задачи исследования: 1. Проанализировать основные подходы в отечественной и зару-бежной литературе к изучению основных понятий: «самосознание», «структура самосознания», «профессиональная направленность», образ «Я», образ «Я-профессионал». 2. Определить структурные компоненты образа «Я-профессионал». 3. Обосновать и разработать модель экспериментального исследо-вания, позволяющую изучить структурно-содержательные и структурно-функциональные особенности развития образа «Я-профессионал» сту-дентов в процессе обучения в вузе. 4. Выявить основные закономерности развития образа «Я-профессио¬нал» в процессе профессионализации студентов. 5. Разработать научно-практические рекомендации по оптимизации про¬цесса обучения студентов вуза с учетом интегрированности личностно¬го и профессионального компонентов в структуре профессиональной направленности. Теоретико-методологической основой исследования являются: ? принцип единства сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Ру¬бинштейн и др.). ? принцип структурной организации самосознания (А.Н. Ле-онтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.), образа «Я» (Л И. Божович, Д.А. Ошанин и др.); ? принцип системогенеза профессиональной деятельности (В.Г.Асеев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н. В. Кузьмина, Б.Ф.Ломов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Д. Шадриков и др.); ? психосемантический подход к исследованию индивидуаль¬ных систем значений и смыслов (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев и др.) Методы исследования: В качестве основных использовались сле-дую¬щие методы исследования: метод личностных конструктов Дж. Келли, метод ассоциативного эксперимента, индивидуальная беседа для уточнения резуль¬татов исследования. Для обработки эмпирических результатов использова¬лись методы математической статистики: корреляционный анализ, фактор¬ный анализ, Т-критерий Стьюдента. База исследования. Исследование проводилось в Социально-педагогическом институте ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ. В исследова-нии приняли участие студенты 1-4 курсов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) подготовки Начальное образование, Дошкольное образование; направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование направленность (профиль) Психология и педагогика начального образования. Общее число испытуемых составило 64 человека. Научная новизна: • Выявлены особенности развития образа «Я-профессионал» у студен¬тов в процессе обучения в вузе в зависимости от содержания, условий учебно-профессиональной деятельности и этапа обучения. • Определены основные структурные компоненты образа «Я-профес¬сионал»: система представлений о человеке как субъекте деятель-ности (образы «Профессионал», «Начинающий специалист») и система пред¬ставлений о себе как субъекте деятельности (образы «Я-субъект учеб¬но-профессиональной деятельности» и «Я-Начинающий специалист») и проанализировано их содержание в зависимости от этапа обучения. • Определены особенности проявления основных системных закономер¬ностей в развитии образа «Я-профессионал» – процессов дифферен¬циации – интеграции. • Показано, что уровень развития образа «Я-профессионал» опре-деля¬ется соотношением процессов дифференциации-интеграции на уровне структурно-содержательных компонентов профессиональной направленности. • Показано, что образ «Я-сейчас», интегрируя личностный и про-фес¬сиональный компоненты самосознания, определяет уровень развития образа «Я-профессионал». • Экспериментально выделены типы представленности образов «Я», «Профессионал», «Начинающий специалист» в структуре профессио¬нальной направленности студентов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что резуль¬таты данного исследования представляют дальнейшую разработку профес¬сионального и личностного компонентов в структуре профессио-нальной направлености личности, расширяют представления об особенностях формиро¬вания образа «Я-профессионал» в процессе обучения в вузе. Практическая значимость исследования определяется возможностью ис¬пользовать полученные результаты в учебной и коррекционно-консультативной работе со студентами. Выявленные особенности развития образа «Я-профессионал» используются в диагностике успешности буду¬щей профессиональной деятельности студентов вуза. Материалы исследования используются в лекционных курсах по педагогической, возрастной пси¬хологии, в научно-исследовательской работе студентов, а также являются теоретической базой для рефлексивной деятельности студентов. ?
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретические основы изучения профессиональной направленности студентов в процессе обучения в вузе ……….. 9 1.1 Самосознание, его структура и уровни. Образ «Я» как центральный системообразующий компонент самосознания ……………………………………………………………….. 9 1.2 Особенности становления профессиональной направленности студентов в процессе обучения в вузе …………… 27 1.3 Структура и уровни развития образа «Я-профессионал» у студентов в процессе обучения …………. 46 Глава 2 Исследование структурно-функциональных и содержательных особенностей образа «Я-профессионал» у студентов в процессе обучения в вузе ……………………………………. 61 2.1 Психолого-педагогические условия профессионального становления студентов …………………………………….. 61 2.2 Исследование особенностей профессиональной направленности студентов вуза …………………………… 66 2.3 Анализ результатов исследования динамики системы представлений студентов о человеке как субъекте профессиональной деятельности и о себе как субъекте профессиональной деятельности ……………………………….. 72 Заключение …………………………………………………………. 99 Список использованных источников ……………………………. 105 Приложение …………………………………………………………. 112
Список литературы

1. Абдулина, О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О.А. Абдулина // Высшее образование в России. – 2010. – №3. – С. 165-170. 2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. – М. : Мысль, 2009. – 299 с. 3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология лично-сти / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Владос, 2010. – 335 с. 4. Агапов, В.С. Становление Я-концепции личности: теория и практика / В.С. Агапов. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. – 224 с. 5. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 383 с. 6. Асмолов, А.Г. Психология личности: учеб. / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 367 с. 7. Артемьева, Е.Ю. Психосемантические методы описания профес-сий / Е.Ю. Артемьева, Ю.Г. Вяткин // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 127-133. 8. Барсукова, А.Н. Тендерные особенности формирования профес-сионального самосознания студентов вуза / А.Н. Барсукова. – СПб.: Питер, 2012. – 217 с. 9. Барышникова, И.В. Интегративный подход к исследованию Я-концепции личности в отечественной психологии / И.В. Барышникова. – М.: Флинта, 2013. – 223 с. 10. Безносов, С.П. Профессиональные деформации личности / С.П. Безносов. – СПб.: Рчь, 2007. – 135 с. 11. Белых, С.Л. Исследование и коррекция индивидуального профессионального сознания учителя с помощью теста личностных конструктов: метод. пособие для школьных психологов / С.Л. Белых. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2005. – 141 с. 12. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р.Бернс ; под ред. В. Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 2007. – 420 с. 13. Боброва, Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педвуза / Е.М. Боброва. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 118 с. 14. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 199 с. 15. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характе-ристики и условия достижения / А.А. Бодалев. – М.: Флинта, 2009. – 165 с. 16. Бодалев, А.А. О психологическом понимании «Я» человека / А.А.Бодалев // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 12-17. 17. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2011. – 511 с. 18. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во МПА, 2005. – 209 с. 19. Брагина, В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи / В.Д. Брагина. – М.: Владос, 2012. – 221 с. 20. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций: учеб. пособие / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. – М.: Рос. пед. агентство, 2008. – 263 с. 21. Варламова, Е.П. Жизненный путь как творческий акт / Е.П. Вар-ламова, Ю.Н. Михайлова // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Речь, 2009. – Вып. 3. – С. 45-61. 22. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский // Собр. соч., т. 3. М.: Академия, 2006. – 297 с. 23. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С.Глуханюк. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2010. – 260 с. 24. Григорьев, Д.А. Определение понятия «профессионал» как основа проектирования процесса профессионализации / Д.А. Григорьев // Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИПИ РАО. – М.: Педагогика, 2008. – С. 9-20. 25. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц.ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 750 с. 26. Донцов, А.И. Профессиональные представления студентов-психологов / А.И. Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 42-50. 27. Жизненный путь и профессиональная карьера специалиста / под ред. В. Ю. Иконникова, В. И. Подшивалкина. – СПб.: Питер,2012. – 261 с. 28. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 480 с. 29. Иващенко, А.В. О дефинициях «Я», «Я-концепция» / А.В. Ива-щенко // Методологические и теоретические аспекты формирования и развития личности. – М.: Педагогика, 2008. – С. 48-52. 30. Иващенко, А.В. Проблемы Я-концепции личности в отечествен-ной психологии / А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 17-29. 31. Ильясов, А.А. Пути преодоления психологической защиты как неэффективного способа переживания у студентов-первокурсников / А.А.Ильясов. – М.: Флинта, 2011. – 157 с. 32. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессия : учеб. пособие / Е.А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 224 с. 33. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 400 с. 34. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. – 2007. – Т. 2. – № 3. – С. 25-36. 35. Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И.С. Кон. – М.: Педагогика, 2008. – 191 с. 36. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е.Ю. Коржова. – СПб.: Изд-во РГПУ; Союз, 2012. – 334 с. 37. Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессио-нального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 51 -60. 38. Лебедчук, П.В. Особенности формирования профессионального самосознания студентов педвуза / П.В. Лебедчук. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 122 с. 39. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 486 с. 40. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Междунар. гуманитар, фонд «Знание», 2006. – 308 с. 41. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Ми-тина. – М.: Дело, 2004. – 216 с. 42. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие челове-ка в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 28-38. 43. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профес-сии: науч.-метод. пособие / под ред. Л.М. Митиной. – М.: МПСИ: Флинта, 2008. – 179 с. 44. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. М.: МПСИ: Флинта, 2009. – 200 с. 45. Мухина, В.С. Проблемы генезиса личности / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 156 с. 46. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегия / А.А. Налчаджян. – Ереван: Изд-во АН ЕГПУ, 2008. – 263 с. 47. Оборина, Д.В. Становление профессиональной ментальности педагогов и психологов / Д.В. Оборина. – М.: Дело, 2012. –120 с. 48. Обносов, В.Н. Динамика профессиональных представлений уча-щихся при разных способах введения в профессию / В.Н. Обносов // Во-просы психологии. – 2006. – № 6. – С. 28-32. 49. Овсянникова, В.В. Динамика «образа своей профессии» в зави-симости от степени приобщения к ней / В.В. Овсянникова // Вопросы пси-хологии. – 2010. – №5. – С. 133-137. 50. Пеньков, В.Е. Профессионально-личностная устойчивость буду-щего учителя / В.Е. Пеньков. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – 116 с. 51. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания / В.Ф. Петренко. – М.: Изд- во Моск. ун-та, 2008. – 207 с. 52. Петренко, В.Ф. Семантический анализ профессиональных сте-реотипов / В.Ф. Петренко // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 133-143. 53. Поддубная, Т.К. Когнитивный компонент самосознания в про-цессе профессионализации: учеб. пособие / Т.К. Поддубная. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2010.– 129 с. 54. Поддубная, Т.К. Принцип системной дифференциации в станов-лении когнитивной структуры самосознания студентов / Т.К. Поддубная // Методологические проблемы современной психологии: сб. статей / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Педагогика, 2008. – С. 102-117. 55. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2013. – 476 с. 56. Психология профессиональной подготовки / общ. ред. Г.С. Ни-кифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. – 169 с. 57. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запо-рожца, В.П. Зинченко и др. – М.: Педагогика, 2007. – 447 с. 58. Психология самосознания / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М , 2010. – 672 с. 59. Реан, А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента / А.А. Реан // Вопросы психологии. – 2013. – № 5. – С. 58-60. 60. Решетников, П.Е. Профессионально-личностное развитие учите-ля на первой ступени педагогического образования / П.Е. Решетников. – Белгород: Изд-во БГУ, 2013. – 46 с. 61. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 712 с. 62. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М.: Ака-демия, 2007. – 191 с. 63. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. – М.: Дело, 2007. –303 с. 64. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 286 с. 65. Суворов, А.В. Психологические особенности развития профессионала / А.В. Суворов // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 133-137. 66. Терсакова, А.А. Психологическая поддержка личностного развития студента в педагогическом вузе / А.А. Терсакова. СПб.: Речь, 2012. –250 с. 67. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: избр. психол. тр. / Д.. Фельдштейн. – М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 512 с. 68. Фонарев, А.Р. Формы становления личности в процессе ее про-фессионализации / А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. 2008. – Т. 9 – №5. – С. 120-128. 69. Фонарев, А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала / А.Р. Фонарев // Мир психологии. – 2011. –№ 2. – С. 104-109. 70. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И.Чеснокова. – М.: Академия, 2010. – 144 с. 71. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2006. –320 с. 72. Шихи, Г. Возрастные кризисы: ступени личностного роста: пер. с англ. / Г. Шихи. – СПб.: Ювента, 2009. – 443 с. 73. Шмелев, А.Г. Практикум по экспериментальной психосемантике: тезаурус личностных черт / А.Г. Шмелев, В.И. Похилько, А.Ю. Козловская-Тельнова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. –207 с. 74. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, экспе-римент, тренинг: учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд-во МПСИ; Во-ронеж: МОДЭК, 2008. – 594 с. 75. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э.Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М. : Прогресс, 2006. – 342с. 76. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 2005. – №3. – С. 31-42. 77. Arnold, М.В. Feelings and emotions as dynamic factors in personality integration. // В кн.: Arnold, М.В., Gasson, J.А. (eds.). The human person. N.Y., Ronald, 1954, pp. 294-313. Перевод В.К. Вилюнаса. – (Хрестоматия по психологии). 78. Goldman, D. Emotional Intelligence / D. Goldman. – New York: Bantam Books, 1995. – 367 р. 79. Bizouard P. Psychomotor development in infant and young children. Developpement psychomoteur du nourrisson et de l'enfant. // CHU, hospital Saint-Jacques, Besanson. Rev. -Prat. 1995. -Jan 1. - № 45(1). - C. 107-112.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы изучения профессио¬нальной направленности студентов в процессе обуче¬ния в вузе 1.1 Самосознание, его структура и уровни. Образ «Я» как централь¬ный системообразующий компонент самосознания Проблема самосознания является одной из центральных в психоло-гии (Б.Г. Ананьев, Р. Берне, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.В. Столин, Э.Эриксон и др.). Вместе с тем, до сих пор не существует ни универсаль-ного опре¬деления самосознания, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения самосознания как це-лого (Я-концепция, Я-образ), другие используют для обозначения его от-дельных ас¬пектов. Большинство исследователей проблемы самосознания склонны по¬нимать под самосознанием осознание человеком себя как лич-ности, а под расширением самосознания – расширение сферы осознания самого себя. Са¬мосознание – это, прежде всего, процесс, с помощью которого человек по¬знает себя и относится к самому себе. При этом самосознание характеризует¬ся также своим продуктом – представлением о себе, Я-концепцией. Я-кон¬цепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как не¬избежный и всегда уникальный результат психического развития, как отно¬сительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глу¬бокой старости.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 90 страниц
2250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg