Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь тревожности и результативности соревновательной деятельности (на примере СДЮСШОР №4 по легкой атлетике г. Владимира)

kira_moreva 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.06.2020
В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Тревожность - свойство личности спортсмена, выражающееся в склонности испытывать тревогу в различных условиях деятельности при воздействии стрессогенных факторов и в ситуациях неопределенности.
Введение

В современном спорте высших достижений сложилась такая ситуация, что на передний план выходит проблема психической устойчивости спортсменов к физическим и нервным перегрузкам. Поэтому особую роль играет способность личности к регуляции своего психоэмоционального состояния и предотвращение развития стресса, как фактора, негативно влияющего на успешность спортсмена. У многих людей имеется высокая тревожность, т. е выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги (беспокойства) в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают Ч.Д. Спилбергер [32], .В.С. Мерлин [27] определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. По определению С.И. Изаак [26], тревожность понимается как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали. Некоторые авторы А.М. Прихожан [40], В.В. Суворова [45] говорят не об общей тревожности, а о частной, специфической, связанной с постоянным реагированием состоянием тревоги только на определенные ситуации. Когда тревожность рассматривается как состояние, мы обычно имеем в виду ситуационную тревожность или тенденцию испытывать беспокойство только в специфических ситуациях. Кроме того, у некоторых есть склонность испытывать тревожность только в чрезвычайных и специфических ситуациях, например перед очень важной игрой до-конце сезона. При этом обычно игрок не испытывает такого уровня тревожность перед менее важными встречами. В спорте нет исследований, в которых сопоставлялись бы отношение спортсменов к возможности получить физическую травму и социальное осуждение группы из-за неудачи. Однако можно с достаточным основанием предположить, что в напряженных видах спорта с наличием физического контакта тревожность участника чаще связана с последующим социальным неодобрением или похвалой, чем с опасением получить травму. Поэтому уровень тревожности, который может мешать деятельности, по-видимому, связан с отношением человека к успеху и неудачи и с его общей потребностью в достижении. На основании вышесказанного возникает противоречие между значимостью изучения характера влияния тревожности на результативность спортивной деятельности, а также методов регуляции психического состояния спортсмена, и не разработанностью данной проблемы в теории и практике физического воспитания. Объект исследования: тревожность спортсменов-легкоатлетов в процессе соревновательной деятельности. Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и результативности соревновательной деятельности. Цель исследования: разработка коррекционной программы, которая позволит оптимизировать результативность соревновательной деятельности, с опорой на результаты исследования. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Выявить зависимость эффективности соревновательной деятельности легкоатлетов от состояния тревожности и её отдельных компонентов; 3. Разработать рекомендации по снятию тревожности. Методы исследования: - изучение научной психолого-педагогической литературы; - тестирование, анкетирование; - наблюдение, беседа; - сравнительный анализ, метод математической статистики. Методики исследования: 1. Тест «Спилбергера – Ханина на выявление личностной и ситуативной тревожности». 2. «Шкала тревожности Дж. Тейлора» 3. Метод экспертной оценки Гипотеза исследования: чрезмерно высокий и низкий уровень тревожности ухудшает результат соревновательной деятельности у легкоатлетов. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при разработке программ и тренингов психологической поддержки легкоатлетов, в практике психологической работы с ними. Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав – теоретической и практической, введения, заключения, библиографического списка, рекомендаций, вывода по главам.
Содержание

Введение………………………………………………………………….…………3 Глава 1. Теоретические основы тревожности у спортсменов…………….…......6 1.1. Общие представления о тревожности в отечественной психологии и за рубежом …………………………………………………………………….............6 1.2. Тревожность и выступление спортсменов на соревнованиях……………..12 1.3. Повышенное эмоциональное возбуждение как фактор улучшения соревновательной деятельности …………………………………………………19 Выводы по 1 главе…………………………………………………………………24 Глава 2. Исследовательская работа по изучению влияния уровня тревожности и результатов соревновательной деятельности…….…..………………………….26 2.1. Структура, методы и организация исследования тревожности у легкоатлетов ……………………………………………………………………….26 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………..…….…..28 2.3. Рекомендации по снятию уровня тревожности у легкоатлетов……………45 Выводы по 2 главе…………………………………………………………………50 Заключение………………………………………...………………………………52 Библиографический список………………………………………………………55
Список литературы

1. Агаджанян, Н.А. Адаптация и резервы организма / Н.А. Агаджанян. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с. 2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М. : Педагогика, 1982. - 240 с. 3. Алексеев, А.В. Обучение методам саморегуляции в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям : дис. ... канд. пед. наук в форме науч. докл / А.В. Алексеев; ВНИИФК. - М., 1987. - 24 с. 4. Алексеев, А.В. Себя преодолеть! / А.В. Алексеев. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 192 с. 5. Аминов, А.С. Динамика физической подготовленности детей г. Челябинска с различной двигательной активностью / А.С. Аминов, А.В. Ненашева, Р.У. Гаттаров // Вестник ЮУрГУ. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2004. - Вып. 4, №3 (32). - С. 152-158. 6. Ананьева, И.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / И.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская // Вестник РАМН. - 1993. - № 5. - С. 19-24. 7. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста: учебник для пед. училищ / под ред.д-ра мед. наук Ю. М. Пратусевича. - М. : «Просвещение», 1970.- 224 с. 8. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1979. - 165 с. 9. Антропова, М.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся / М.В. Антропова, Г.Г. Манке, Г.В. Бородкина. // Здравоохранение Российской Федерации. - 1997. - № 3. - С. 29-33. 10. Аршавский, И.А. Основы возрастной периодизации / И.А. Аршавский // Возрастная физиология. - 1975. - Т. 12, № 3. - С. 5. 11. Ашмарин, Б.А. О тестах и тестировании: (Педагогический контроль на уроках физической культуры) / Б.А. Ашмарин // Физическая культура в школе. - 1985. - № 3. - С. 58-60. 12. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. пособие / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 416 с. 13. Бехтерева, Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека / Н.П. Бехтерева. - Л., 1974. - 151 с. 14. Бурлачук, А.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / А.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб., 1999. - 450 с. 15. Быков, Е.В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровых учащихся 12-17 лет и физиологическое обоснование оздоровительных программ : дис. … д-ра мед. наук / Е.В. Быков. - Челябинск, 2002. - 316 с. 16. Быков, Е.В. Организационные аспекты мониторинга уровня здоровья учащихся общеобразовательных учреждений / Е.В. Быков, Ю.Г. Королева, В.В. Чаплинский // Валеологические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблема, перспективы : материалы 2-й Рос. науч. - практ. конф. - Екатеринбург, 2004. - С. 43-45. 17. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе: Педагогические стратегии и технологии / В.А. Вишневский; Сургутский гос. ун-т. - М. : Теория и практика физической культуры, 2002. - 268 с. 18. Высочин, Ю.В. Активная миорелаксация и саморегуляция в спорте : монография / Ю.В. Высочин, В.В. Лукоянов. - СПб., 1997. - 85 с. 19. Гаврилов, Д.Н. Нормирование физических нагрузок в занятиях оздоровительной направленности по уровню аэробной выносливости : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.Н. Гаврилов. - СПб., 1995. - 22 с. 20. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей / С.И. Гальперин. - М. : Просвещение, 1965. - 167 с. 21. Гаттаров, Р.У. Изменение гемодинамики и метаболических показателей системы крови студентов под влиянием занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью : автореф. дис. … канд. биол. наук / Р.У. Гаттаров. - Челябинск, 2002. - 20 с. 22. Гиссен, Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические рекомендации психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 192 с. 23. Гройсман, А.Л. Аутогенная тренировка как метод профилактики стрессов и заболеваний сердца и сосудов / А.Л. Гройсман // Магистр. - 1993. - № 1. - С. 22-28. 24. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология : учеб. пособие / Ю.А. Ермолаев. - М.: Просвещение, 2001. - 443 с. 25. Звягина, В.В. Использование оздоравливающих факторов природной среды в организации образовательного процесса / В.В. Звягина // Валеологические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблема, перспективы : материалы 2-й Рос. науч. - практ. конф. - Екатеринбург, 2004. - С. 74-79. 26. Изаак, С.И. Возрастная изменчивость структуры физического развития подрастающего поколения в звеньях системы образования по данным общероссийского мониторинга / С.И. Изаак, Т.В. Панасюк // Новые исследования : альманах. - М., 2004. - № 1-2 (6-7). - С. 183 - 184. 27. Исаев, А.П. Стратегии адаптации человека / А.П. Исаев, С.А. Личагина, Т.В. Потапова. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. - 248 с. 28. Карпман, В.П. Тестирование в спортивной медицине / В.П. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с. 29. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л.М. Куликов. - М.: Физкультура, образование, наука, 1995. - 395 с. 30. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного образования: Теория и методика / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 3. - С. 14-19. 31. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахитенко. - М. : Просвещение, 1984. - 191 с., ил. 32. Найн, А.Я. Психолого-педагогические тесты. Ч.П. : учеб. пособие / А.Я. Найн, А.Г. Гостев; ЧГПИ. - Челябинск, 1993. - 120 с. 33. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2: Психология образования: учебник / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 450 с. 34. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика: учебник / Р.С. Немов. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 512 с. 35. Никуленко, В.Г. Возрастная физиология и психофизиология : учеб. пособие / В.Г. Никуленко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 612 с. 36. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М. : Астрель : АСТ, 2004. - 863 с. 37. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 167 с. 38. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федеральный закон от 4.12.2007 г. № 329-ФЗ // Вестник Федерального агенства по физической культуре и спорту. - 2008. - №2. - С. 4-47 39. Первая Российская ассамблея «Здоровье человека» / под ред. А.Г. Чучалина, В.С. Воробьева. - М. : Голос, 1992. - 392 с. 40. Прихожан, A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми / А.М. Прихожан // Активные методы работы школьного психолога : сб. науч. тр. - М., 1990. - С. 267. 41. Розенблат, В.В. Проблема утомления / В.В. Розенблат. - 2-е изд. - М. : Медицина, 1975. - 240 с. 42. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков; ЧГПУ. - Екатеринбург ; Челябинск, 1999. - 242 с. 43. Сеченов, И.М. Психология поведения / И.М. Сеченов; под ред. М.Г. Ярошевского; Ин-т практ. психологии. - М. ; Воронеж : МОДЭК, 1995. - 320 с. 44. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с. 45. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. - М. : Изд - во МГУ, 1989. - 215 с. 46. Усманходжаев Т.С. Двигательная активность и национальные игры - эффективные средства, методы и формы организации физического совершенствования детей и подростков / Т.С. Усманходжаев, А.Н. Абдиев // Физиология развития человека. - Ташкент, 2000. - С. 80-81. 47. Фарбер, Д.А. Физиология роста и развития детей и подростков / Д.А. Фарбер, Н.В. Дубровинская. - М.: Союз педиатров России, 2000. - 290 с. 48. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 224 с. 49. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 480 с. 50. Штода, Л.З. Некоторые направления работы школы по формированию здорового образа жизни / Л.З. Штода // Валеологические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблема, перспективы : материалы 2-й Рос. науч. - практ. конф. - Екатеринбург, 2004. - С. 79-82. 51. Югова, Е.А. Физиологическое сопровождение программы здоровьесбережения в курсе преподавания медико-биологических дисциплин. / Е.А. Югова // . - Екатеринбург, 2004. - С. 21-22. 52. Яковлев, Н.М. Адаптивные механизмы регуляции движения в онтогенезе / Н.М. Яковлев. - Л. : Наука, 1981. - 136 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы тревожности у спортсменов. 1.1. Общие представления о тревожности в отечественной психологии и за рубежом. Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых как в отечественной психологии (Н.А. Аминов, В.М. Астапов, В.А. Бакеев, В.К. Вилюнас, Ю.М. Забродин, Н.В. Имедадзе, Н.Д. Левитов, О.Г. Мельниченко и др.), так и за рубежом (Х. Айзенк, Р. Кеттелл, Е. Левитт, О. Маурер, У. Морган, К. Спенс, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, З. Фрейд, К. Эликсон и др.). Они придают большое значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, которое участвует в механизме саморегуляции, способствуя мобилизации резервов психики и стимулируя поисковую активность (А.Е. Ольшанникова, И.В. Пацявичус). С другой стороны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида (В.А. Бодров, Е.А. Калинин, О.С. Никитина, Ч. Спилбергер, Б.А. Вяткин). Хроническое переживание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации формируют новообразование личности - тревожность (А.И. Захаров, Л.В. Макшанцева, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров и др.). Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека (Г.Ш. Габдреева, Х. Граф, Н.В. Имедадзе, У. Морган, Дж. Саразон, Дж. Тэйлор и др.). Это обуславливает необходимость создания эффективных методов коррекции высокой тревожности еще в дошкольном возрасте. Если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте (Макшанцева, 1998), то тема работы, связанная с разработкой и изучением эффективности интегративной игровой коррекции личностных проблем дошкольников, в частности, тревожности, стоит в ряду особо актуальных.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 41 страница
2000 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg