Современный туризм превратился в мощную движущую силу глобализации общемирового социально-экономического развития. Россия играет заметную роль в международных туристских потоках, отличаясь, как и другие северные государства, преобладанием выездного туризма над въездным, превышением туристских расходов над доходами. Вклад туризма в объем ВНП РФ колеблется от 3% до 5%.
Отдавая дань глобальным аспектам туризма, нельзя забывать, что российский туризм - это преимущественно внутренний туризм. Огромные территориальные масштабы, обуславливающие разнообразие природных ландшафтов, историко-этнографические и социально-культурные различия, неизбежно будут и дальше продолжать поддерживать высокий интерес к путешествиям по своей стране.
Аналитическая служба АТОР изучила основные показатели динамики туристического рынка в 2016–2018 годах и составила предварительный прогноз на 2019 год для внутреннего и въездного туризма в России. Рынок организованного туризма вступит в фазу активного переформатирования.
По данным на декабрь 2018 года, в Едином федеральном реестре туроператоров находится 4 377 компаний, из них более 530 – туроператоры выездного туризма, более 2,5 тыс. – внутреннего.
Уходящий 2018 год завершился для массовых направлений юга России приростом турпотока на 8%, при этом туроператорский сегмент рос выше рынка, продемонстрировав в целом 10%-ный рост. В 2019 году этот тренд может продолжиться.
Аналитики полагают, что за счет относительного снижения динамики роста выездного туризма и усиления роли крупных туроператоров на внутреннем рынке рост турпотока по южным массовым направлениям в 2019 году может составить 7–10% по сравнению с 2018 годом.
Косвенным признаком будущего роста может служить достаточно успешный ход уже начавшегося раннего бронирования курортов юга России. Цены на отдых вырастут в основном в пределах инфляции, скидки по раннему бронированию на лето 2019 года выше, чем в предыдущие сезоны, и могут достигать 15%.
Что касается внутреннего экскурсионного турпотока, то он продолжит стагнировать. На экскурсионный туризм продолжит действовать фактор приоритетных трат населения на отпуск «летом на море». Тем не менее, в 2019 году при благоприятной экономической конъюнктуре возможен небольшой рост к концу года. По мнению аналитиков АТОР, спрос на экскурсионные туры подвержен влиянию трех- и пятилетних циклов роста и падения. 2019 год должен стать третьим годом цикла снижения спроса, однако на продолжительность циклов сейчас влияет целый комплекс факторов, прежде всего экономического характера.
Сегмент речных круизов по России, скорее всего, покажет в следующем году результаты этого года или небольшой рост – основная проблема в ценах на топливо. Уже сейчас цены на круизы по России поднялись в среднем на 20% на следующую навигацию. Учитывая высокую лояльность и возвратность круизных туристов, постоянная аудитория речных круизов не уменьшится, однако приток новых клиентов в этот сегмент туриндустрии может быть ограничен.
В 2018 году рост числа граждан иностранных государств, приехавших в Россию с целью туризма, составил 20% в годовом выражении. Во многом такой рост был обусловлен проведением в России чемпионата мира по футболу.
Очевидно, что часть приехавших иностранцев, не станет возвратными туристами. Особенно это касается таких направлений, как страны Азии и Латинской Америки, с которыми нет прямого авиасообщения, и которые воспринимают Россию как дорогую экзотику.
Тем не менее, укрепление имиджа России как безопасного и интересного туристического направления в мире, может дать свои результаты, прежде всего для европейских рынков. Аналитики полагают, что рост въездного иностранного турпотока при отсутствии геополитических потрясений прогнозируется на уровне 10–15%. Основные факторы – слабый рубль и инициативы Минэкономразвития и МИД по облегчению визового режима.
Опыт введения электронных виз на Дальнем Востоке оценивается как довольно эффективный. С 1 января 2019 года по электронным визам можно будет въезжать также в Калининград. Возможно масштабирование этого опыта на Москву и Санкт-Петербург.
По прогнозам, в 2019 году продолжит рост организованный въездной турпоток из Китая, Южной Кореи, Франции, ряда европейских и арабских стран, в меньшей степени – стран Латинской Америки. В круизном сегменте прогнозируется рост числа иностранцев из Европы и США. [57]
Пермский край, обладая уникальными рекреационными ресурсами, не в полной мере реализует свой туристский потенциал. В 2006 году доля туризма в общем объеме ВРП составляла около 2% (регион посетили 427 тыс. человек). К 2012 году туристический поток вырос до 589,2 тыс. человек. При этом регион сильно проигрывает соседним субъектам по данному показателю. Для сравнения: Свердловскую область посетило 1315,3 млн. человек, а в Республике Башкортостан побывало 876,2 тыс. человек. К 2020 году власти Пермского края планируют увеличить этот показатель до 2,5 млн. человек в год, однако достичь этой цели будет проблематично. В 2008 году была принята целевая программа «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)», которая принесла определенные успехи: увеличилось количество туристов, приезжающих в регион; были запущены проекты, целевые программы развития туризма, была систематизирована информация о состоянии отрасли, а в 2013 году Пермь вошла в десятку самых популярных городов России среди интуристов.
Несомненно, развитие туризма в Пермском крае увеличит туристический поток в данный регион, этим обуславливается актуальность темы выпускной работы.
Объектом исследования является туризм как многоплановое социально-экономическое явление.
Предмет исследования – туристический потенциал Пермского края.
Цель работы – проведение анализа и изучение потенциала Пермского края с целью развития туризма и выработка рекомендаций по развитию туристского потенциала дестинации.