Актуальность и поставленная проблема исследования. Неотъемлемой частью общей и профессиональной культуры личности является физическая культура, которая формируется в системе физического воспитания. На предшествующем историческом этапе развития основных форм и направлений образовательной деятельности система физического воспитания молодежи складывалась под влиянием общества и государства, решая при этом насущные потребности.
В настоящее время кризис государственной системы физического воспитания обернулся для общества рядом отрицательных последствий, среди которых можно выделить снижение уровня здоровья различных возрастных контингентов населения, особенно молодежи. Этот факт имеет особую значимость, так как состояние здоровья детей и подростков является важнейшим показателем жизнеспособности народа любой страны.
Двигательная активность и физическая подготовленность детей и молодежи - важнейшие слагаемые здоровья. По данным ВОЗ в структуре основных факторов, оказывающих влияние на здоровье, 50% приходится на образ жизни, где значительная роль принадлежит двигательной активности. Однако многие факты вызывают сегодня острую тревогу за здоровье подрастающего поколения, что не в последнюю очередь связано с неудовлетворительной организацией физического воспитания школьников на основании действующих школьных программ.
Существующая система образования зачастую не способствует улучшению здоровья обучающихся. Это учебные нагрузки, гиподинамия, опережающий уровень образования. Изобилие не всегда эффективных авторских программ также усугубляет проблему, поскольку более трети детей сегодня испытывают затруднения в усвоении даже обычных образовательных программ.
Нарушения физического и нервно-психического развития детей проявляются в невротических состояниях, снижении устойчивости к факторам риска, ухудшении физического развития. Специфическими патогенетическими факторами для школьников являются факторы риска, связанные с организацией их воспитательно-образовательной деятельности: интенсификация учебного процесса и существующая его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, которые способствуют искусственному сокращению объема двигательной активности обучающихся.
В детском и подростковом возрасте - периодах интенсивного роста и развития исследователи определяют у детей овладение двигательными координациями, расширение резерва адаптации функциональных систем, создание волевого настроя на напряженную тренировочную и соревновательную работу. Результативность лечебной и физкультурно-оздоровительной работы в детском возрасте актуальна еще и в связи с тем, что в этот период возможно выработать методами здоровьеформирующего воспитания и обучения устойчивую мотивацию на здоровье и сформировать практические навыки ведения здорового образа жизни человека в соответствии со стереотипом и моделью его поведения, заложенным в раннем детстве.
База физической подготовленности создается в период школьного обучения. Именно в этом возрасте закладываются и развиваются основные двигательные качества детей, которые являются основой для формирования физически здоровой полноценной личности. В связи с этим возникает вопрос о поисках путей, ведущих к построению гармоничного комплекса физических качеств школьников, ни в коей мере не оставляя без внимания влияние физической культуры на интеллектуальные способности обучающихся.
Следует выделить основную задачу, которая решается в процессе занятий физической культурой - формирование личности школьника.
Установлено, что для многих школьников, активно занимающихся в различных спортивных секциях, характерен высокий уровень двигательной активности. Однако рост спортивных результатов привел к резкому росту тренировочных нагрузок уже на ранних этапах спортивной подготовки в ДЮСШ, спортивных классах общеобразовательных школ, где основной целью является не сохранение и укрепление здоровья, не гармоническое развитие личности, а спортивный результат. Для многих юных спортсменов мышечная нагрузка оказывается чрезмерной, что ведет к ухудшению состояния здоровья, росту заболеваемости, снижению показателей умственной работоспособности.
Одной из центральных проблем, которую необходимо решать для оптимизации физического воспитания школьников, является индивидуализация и дифференциация физических нагрузок, поскольку в каждой возрастной группе могут оказаться обучающиеся, обладающие различным уровнем физической работоспособности, а, следовательно, и объем выполняемой мышечной работы должен быть строго индивидуальным.
Должное внимание необходимо уделять формированию у детей и подростков мотивации к двигательной активности. Главным критерием оценки деятельности преподавателя по физическому воспитанию должно стать не столько выполнение нормативов и результатов, сколько результаты влияния занятий на когнитивную сферу, на физическое развитие и здоровье каждого школьника.
В связи с этим рациональная система организации и построения уроков физической культуры должна обеспечить необходимую двигательную активность школьников и способствовать формированию физической подготовленности и оптимальной структуры движения. Анализ физического воспитания школьников показывает, что традиционные уроки физкультуры малоэффективны особенно в период урбанизации современного общества. Сама идея о необходимости формирования здоровья и развития личности средствами физического воспитания не является новой. В исследовании этой проблемы можно выделить несколько направлений.
Так, теоретические основы физического воспитания разработаны в фундаментальных трудах П.Ф. Лесгафта. Вопросы физического воспитания глубоко проанализированы в работах В.К. Бальсевича, В.М. Волкова, В.В. Кузина, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, М.Я. Набатниковой, А.Д. Новикова, Н.И. Пономарева, В.Н. Столярова, В.П. Филина и др.
В контексте педагогической науки различные аспекты проблемы физического воспитания обучающихся изучали М.Я. Виленский, Ю.А. Виноградов, Т.В. Воликова, А.Г. Калашников, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.
Педагогические подходы к реализации некоторых положений психолого-педагогических теорий развивающего и личностно-ориентированного обучения в системе физического воспитания младших школьников нашли отражение в теоретических работах (В.К. Бальсевич, Л.Б. Кофман, В.В. Кузин, Л.И. Лубышева, В.П. Лукьяненко, В.И. Лях, Г.Б. Мейксон и др.), сделаны первые попытки их реализации на практике (С.П. Киршев, С.Д. Неверкович).
Вместе с тем система организации учебного процесса и режима дня не обеспечивает биологическую потребность организма обучающихся младших классов в необходимом для жизнедеятельности режиме двигательной деятельности. В этой связи возникает необходимость совершенствования системы физического воспитания, поиска новых решений оптимального воздействия всех форм, средств и методов с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся, определения основной потребности в двигательной деятельности, создание устойчивой мотивации в потребности занятий физическими упражнениями.
Исходя из вышеизложенного достаточно важной является проблема разработки принципиально новых педагогических подходов оптимизации системы физического воспитания в начальной школе и создание организационно-педагогических условий в образовательных организациях, обеспечивающих реализацию комплексного подхода для решения развивающих и оздоровительных задач в школе.
Таким образом, разработка данной психолого-педагогической проблемы является актуальной и требует специального исследования и изучения.
Цель исследования - разработать, научно обосновать и проверить на практике психолого-педагогическую модель физического воспитания младших школьников.
Объект исследования - физическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования - психолого-педагогическая модель физического воспитания младших школьников.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования была выдвинута гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что формирование здоровья и развития младших школьников в системе физического воспитания будет эффективным в условиях реализации психолого-педагогическая модель физического воспитания младших школьников:
Цель исследования и выдвинутая гипотеза, позволили сформулировать задачи исследования:
- сформулировать теоретико-методологические основы физического воспитания младших школьников;
- рассмотреть физическое воспитание как психолого-педагогическую проблему;
- проанализировать психолого-педагогические технологии физического воспитания младших школьников;
- изучить развитие младших школьников в процессе физического воспитания;
- методологически обосновать психолого-педагогическую модель физического воспитания младших школьников;.
- апробировать психолого-педагогическую модель физического воспитания младших школьников ;
- представить здоровьесберегающие аспекты реализации психолого-педагогической модели физического воспитания младших школьников.
Методологической основой исследования являлись:
- системный подход в философии, педагогике и психологии (К.А. Абульханова-Славская, С.И. Архангельский, А.И. Берг, В.П. Бесиалько, И.В. Блауберг, В.И .Загвязинский, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин, И.С. Якиманская и др.);
- исследования ученых по проблемам здоровья человека (Р.И. Айзман, Н.М. Амосов, Г.Л. Апанасенко, Р.М. Баевский, И.И. Брехман, В.М. Дильман, В.П. Казначеев, В.П. Петленко, А.Г. Щедрина);
- концепция внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий (Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, Г.А. Кураев, Т.С. Панина, и др.);
- теоретические положения организации построения системы физического воспитания школьников (В.К. Бальсевич, М.А. Годик, И.М. Козлов, В.В. Кузин, П.Ф. Лесгафт, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, В.Д. Сонькин, В.И. Столяров, Ю.А. Янсон и др.).
Эмпирической основой исследования явился анализ опыта отечественных и зарубежных ученых по проблеме укрепления и развития физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Для решения задач исследования нами использовались следующие методы:
- анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
- инструментальные методы исследования (оценка уровня функционального состояния организма и особенностей психофизиологического статуса);
- изучение передового педагогического опыта;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- психолого-педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
База исследования: Исследование осуществлялось на протяжении 2017-2019 гг.
Первый этап (2017 г.) - проводился теоретический анализ научной литературы, определялись основные подходы к изучению поставленной проблемы. Осуществлялся подбор методического инструментария. Была определена база исследования, сформулирован его объект и предмет; определен контингент испытуемых.
Второй этап (2017-2018 г.г.) - определены и научно обоснованы методологические основы психолого-педагогической модели физического воспитания младших школьников; выявлены и проанализированы сущностные характеристики физического воспитания; выявлены и проанализированы теоретико-методологические подходы к реализации педагогической познавательно-развивающей технологии.
Третий этап (2018-2019 г.г) - разработка и апробация психолого-педагогической модели физического воспитания младших школьников. Проанализированы, обобщены и проинтерпретированы результаты теоретического и эмпирического исследования. Выявлены условия успешной апробации психолого-педагогической модели физического воспитания младших школьников.
Базой исследования являлась МБОУ ДО ДЮСШ г. Мичуринска Тамбовской области. Участие в исследовании приняли 30 испытуемых младшего школьного возраста, посещавших группы начальной подготовки 1-го года обучения по спортивной гимнастике. В контрольную и экспериментальную группы вошли по 15 обучающихся спортивной школы в возрасте 7-9 лет.
Научная новизна заключается в том, что:
- сконструирована и научно обоснована психолого-педагогическая модель физического воспитания младших школьников;
- обоснованы концептуальные подходы к формированию системы физического воспитания, направленные на сохранение здоровья, формирование устойчивой мотивации на потребность в здоровье учащихся начальных классов.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании основных научных подходов к исследованию проблемы, а также выявлении ценностных возможностей физической культуры для формирования здоровья и развития обучающихся начальной школы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке новой технологической схемы организации и построения урока физической культуры, имеющего познавательно-развивающую направленность и определяющую успешность развития когнитивных, психических, социальных и физических способностей обучающихся начальных классов;
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные теоретические положения выпускной квалификационной работы и результаты исследования были обсуждены и апробированы на сайте https://multiurok.ru/files/psikhologo-pedagogicheskie-osnovy-fizicheskogo-vos.html (2019 г.), на ежегодных научных конференциях Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ, на научных семинарах кафедры педагогики и психологии Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 53 источника. В тексте работы имеется 1 таблица. Общий объем работы составляет 73 страницы.