Туристская отрасль приобретает все большее значение для развития экономики и социальной сферы в стране и регионах, в том числе в России. Приоритетное направление развития въездного и внутреннего туризма является важным фактором для повышения уровня жизни в России, создания дополнительных рабочих мест, пополнения валютных запасов государства и повышения его авторитета на международной арене.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что сфера туризма представляет собой целую отрасль деятельности, затрагивая социально- экономическую сторону общества и государства, тем самым оказывая влияние на все мировое сообщество.
Параллельно с въездным туристским потоком растет объем платных туристских, гостиничных и санаторно-оздоровительных услуг населению. Если в 2000 году реализация данных услуг принесла Кемеровской области 31,2 миллиона рублей, то в 2012 году в 107,5 раза больше - 3354 миллиона рублей в номинальных ценах. В сравнительных показателях рост еще более значителен - с 0,04 процента до 0,47 процента в ВРП. Также растут и налоговые поступления во все виды бюджетов от отрасли: с 0,07 процента к ВРП в 2004 году до 1,33 процента к ВРП в 2011 году. Растущая динамика наблюдается и в количестве туристских фирм, зарегистрированных на территории Кемеровской области. В 2000 году их было 40, а в 2012 году - 289, при этом самый значительный рост данного показателя наблюдался в 2010 году, когда число турфирм за один год выросло на 46,4 процента. Параллельно с числом турфирм растут показатели их деятельности - число реализованных населению туристских путевок и их стоимость. Число реализованных населению туристских путевок за 2005-2012 гг. выросло в 6,1 раза, с 10,4 до 63,7 тысячи штук. Стоимость реализованных населению туристских путевок за 2005-2012 гг. в номинальных ценах выросла в 11,9 раза (с 307,3 до 3659,6 миллиона рублей), а по сравнению с 2000 годом - в 63,2 раза. В 2014 году в связи с внешнеполитическими изменениями, а также нестабильностью курса валют туристский рынок Кемеровской области претерпел некоторые изменения. Количество туристских фирм, специализирующихся на выездном туризме, сократилось. Однако возрос интерес к внутреннему туризму. Рост внутреннего туристского потока (по предварительным подсчетам, в 2015 году он составит более 1 миллиона туристов) свидетельствует о необходимости создания туристского рекреационного кластера Кузбасса.
Целью исследования является определение проблематики эколого-познавательного туризма в музее-заповеднике «Томская писаница».
Объектом исследования является музей-заповедник «Томская писаница». Предметом исследования является рекреационные услуги и туризм.
В соответствии с целью в работе должны быть решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты деятельности музея, а также исторические предпосылки развития.
2. Проанализировать современное состояние музея-заповедника.
3.Определить основные направления деятельности музея «Томская писаница».
4.Исследовать особенности познавательного и событийного туризма в музее-заповеднике «Томская писаница».
Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных специалистов в сфере туризма и рекреации, таких как В.А.Квартальнов, В.Г.Гуляев, Н.И. Кабушкин, С.Н.Чудновский, Я. Качмарек, А. Стасяк, Б. Влодарчик, Е.В. Колотова и др.
Информационная база исследования. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в российской Федерации" (в ред. 2016 года), Федеральная и региональные программы развития туризма РФ до 2018 года, данные официальных сайтов Федеральной статистики РФ и региональных туристских и административных сайтов.
Методы исследования. В работе были использованы методы анализа теоретических источников, анализ статистического материала. При выполнении работы использовались методы исследования - анализ литературных и научно – методических источников, анализ внешней и внутренней среды туризма в регионе, экономико – статистический анализ, сравнительно - описательный анализ.
Методы исследования подбирались в соответствии с современными тенденциями продвижения туристического продукта, а также с разработанностью и изученностью методики продвижения.
Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования достигается четкостью методологических позиций, использованием комплекса современных теоретических методов, применяемых в исторической работе, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, природе использования интернет-технологий, репрезентативностью базы исследования.
Результаты полученные в ходе реализации разработанного проекта могут представлять интерес как для академического, так и для туристического бизнес-сообщества.
Во-первых, по итогам эмпирической проверки поставленной гипотезы будет обоснована спецификация модели использования комплекса мер продвижения туристического продукта и услуги посредством интернет-технологий.
Как уже было отмечено ранее, одним из ключевых результатов станет собранная эмпирическая база данных, имеющая универсальный характер и позволяющая использовать ее в исследованиях самого разного рода. Разработанные рекомендации, на основе практически значимых оценок каналов и методов продвижения, могут стать ценными для руководителей и предпринимателей.
В ходе проекта создана методология технологий продвижения разработанной программы.
Объект исследования является популярным в настоящее время и изучаемым активно как исследователями, так и пользователями и владельцами туристического бизнеса. При этом наличие разрозненной информации по данному вопросу затрудняет поиск эффективного пути деятельности организации по использованию интернет-продвижения.
Исследование предполагает новый способ решения проблем продвижения туристической организации в аспекте интернет-технологий. Также исследование предполагает актуальные показатели и критерии продвижения туристического продукта на рынке.
К тому же исследование предполагает разработку оригинального и актуального процесса осуществления продвижения туристической организации с использованием интернет-технологий.
Результаты исследования могут найти свое отражения в исследования современных авторов, а также в деятельности современных туристических организация.
Практическая значимость работы заключается в использовании материалов работы в деятельности музея-заповедника «Томская писаница», а также для более подробного анализа туристской деятельности. Результаты исследования могут быть использованы:
- при разработке методик преподавания различных учебных дисциплин разных уровней образования;
- в организации деятельности туристического предприятия.
Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым материалом.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Структура работы полностью соответствует тем задачам, которые были сформулированы выше.