Законность и правопорядок, как свидетельствует исторический опыт, являются важ-нейшими условиями нормального функционирования, жизнеспособности любой обществен-ной системы. Без них невозможно успешное, прогрессивное развитие. Поэтому не случайно данные вопросы постоянно находятся в центре внимания всех государственных органов, партий, общественных организаций России. Особую значимость, актуальность они приобре-ли в современных условиях. Это связано с теми грандиозными и наисложнейшими задачами, которые решают сегодня народы нашей страны. Глобальные изменения коснулись всех социально-экономических сфер. В политической области они связаны, прежде всего, с воплощением в жизнь принципа разделения властей, с созданием демократического правового государства. Данную задачу можно решить лишь при условии четкого и неукоснительного соблюдения законов, прочного правопорядка. Здесь особая роль отводится правовой охране конституции. В научной литературе такая охрана определяется как совокупность юридических средств, с помощью которых обеспечивается выполнение всех норм, установленных конституцией, и строгое соблюдение режима конституционной законности. Эта деятельность осуществляется в различных формах. Особая роль здесь принадлежит конституционному контролю – одному из основных, наиболее эффективных способов охраны конституции.
Конституционный контроль находится в центре всей системы контроля за законно-стью. Это обусловливается, прежде всего, тем особым местом, которое занимает конститу-ция в жизни общества; будучи его главным политическим, правовым документом, конститу-ция закрепляет важнейшие стороны социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Ее действие распространяется на всю систему общественных отношений, она составляет юридическую базу для всего законодательства, является ядром всей правовой системы. Деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организации, граждан, нормативные акты должны четко соответствовать конституции. Без этого невозможно правовое государство. Добиться же такого положения можно лишь при наличии эффективной системы конституционного контроля, обеспечивающей точное, последовательное проведение в жизнь конституции, усиливающей ее роль как основного закона страны и выступающей в качестве главнейшего гаранта защиты конституционных прав и свобод граждан. От ее эффективности, в конечном счете, зависит деятельность в области контроля за законностью в целом.
В России функция конституционного контроля осуществляется специальным судеб-ным органом конституционного контроля — Конституционным Судом РФ в рамках консти-туционного судопроизводства (ст.125 Конституции РФ , ст.1 ФКЗ «О Конституционном Су-де РФ» ), т.е. реализуется европейская модель конституционного контроля. Таким образом, правовая охрана российской Конституции обеспечивается конституционной юстицией или конституционным правосудием.
Актуальность темы конституционного контроля заключается в том, что система спе-циализированного конституционного контроля, особенно для стран, находящихся в переходном периоде, создает большие возможности для правового разрешения политических разногласий. По сути, появляется реальная возможность для конституционного, правового выхода из любых тупиковых ситуаций.
Объектом исследования данной курсовой работы является система надзора за соблю-дением законодательства. Предметом исследования данной работы является конституцион-ный контроль Российской Федерации.
При изучении данной темы в данной работе использовались следующие методы: ана-лиз, индуктивный метод, дедуктивный метод.
В данной работе будет проведено исследование, целью которого является изучение и анализ конституционного контроля Российской Федерации.