Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности письменной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

kira_moreva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.06.2020
В результате исследования мы пришли к следующим выводам. Роль письма рассматривается в работах многими лингвистами, педагогами и психологами: Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, А.Р. Лурия, М.Р. Львов, Д.Б. Эльконин, С.Т. Шацкий, Л.В. Занков, А.А. Леонтьев. Письменная речь – это система фиксации знаковой речи, которая позволяет с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и фиксировать ее во времени. Положительным моментом формирования письменной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития влияет построение системы обучения письма. Тем самым это же и влияет на качество интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы личности ребенка.
Введение

В целях повышения эффективности коррекционного воздействия и успешной социализации на современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию их содержания (Б.П. Пузанов, H.H. Малофеев). Значительную группу составляют ученики с ЗПР среди детей с особыми образовательными потребностями. Учителей интересует сама проблема, которая формирует речевые навыки учеников как социализирующий фактор, поэтому задача подготовки детей к общению в устной и письменной форме ставится в список приоритетов. В области коррекционной педагогики и специальной психологии исследователи отмечают, что такое отсутствие речи у этих детей отрицательно влияет на умственное развитие, также ограничивает их коммуникативные потребности и когнитивные способности, не позволяет им усваивать знания и отрицательно влияет на конечное качество продуктов речевой деятельности (В.И. Лубовский, Е.Ф. Соботович, Е.И. Скиотис, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер и др.). Обучающиеся младших классов учатся правильно строить предложения как устно, так и письменно, тем самым развивая и улучшая свои речевые умения и навыки, которые направлены на понимание других и выражения собственных мыслей в письменной форме. Такая система обучения учеников лишь частично отвечает требованиям современного мира и не в полной мере осваивает проблему развития связного письма. В настоящее время формирование речевых способностей у младших школьников характеризуется некоторыми ограничениями, так как не предполагает анализа функционально-семантической сущности языковых явлений (В.В. Воронкова, В.Г. Петрова); Речевые задания в этот период обучения часто незначительны по сравнению с грамматическими и орфографическими заданиями. На развитие устной речи положительно влияет ассимиляция письма. Различные авторы придерживаются этого факта при построении последовательной системы развития письма. В то же время формирование письменного языка качественно меняет эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы личностей учеников (В.В. Воронкова, Ю.А. Костенкова, Ю.А. Круглова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, В.Я. Ляудис, E.H. Моргачева, И.П. Негурэ, Р.Д. Тригер и др.) В начальной школе творческое письмо чаще всего используется, а именно, сочинение и изложении, как наиболее эффективные средства улучшения обучения и образования учащихся. Формирование навыков самостоятельного создания письменного текста у учеников основано на воспроизводстве выборки, которая служит необходимым компонентом системы образовательных взаимодействий (Добромыслов В.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Рождество и др.). Большинство исследователей определяют тип работы – сочинение как высший тип академической работы, вид творческой устной и письменной работы, тем самым ученик выражает свои мысли и формирует индивидуальные наклонности и интересы, развивает свое воображение (Л.М. Быкова, С.А. Зыков, М.Р. Львов, И.Д. Морозова и др.). На сегодняшний день в специальной психолого-педагогической литературе достаточно информации о развитии ряда умений и навыков связной письменной и устной речи учащихся с нарушениями интеллекта (А.К. Аксенова, Ю.А. Круглова, С.Ю. Ильина, Р.И. Лалаева, Л.С. Вавина и др.), обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (В.К. Воробьева, E.H. Российская, Г.В. Чиркина и др.), детей с недостатками слуха (P.M. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин и др.). Исследователи анализируют тексты с точки зрения целостности, последовательности и использования языковых инструментов. Значительное внимание при разработке данной проблемы уделяется изучению структурных операций письменной и речевой деятельности, развитию основных психических процессов, влияющих на ее формирование (Р. И. Лалаева, П. Е. Левин, А. К. Маркова, Е. Х. Русская и др.), исследуются особенности использования различных средств при формировании связной письменной речи (А. К. Аксенова, Е. А. Гордиенко, Г. И. Данилкина, Л. В. Матвеева, В. Г. Петрова, Е. И. Скиотис и др.). Однако они не решают весь спектр вопросов, связанных с проблемой письма, не раскрывают многие ее аспекты. В настоящее время в коррекционной педагогике недостаточно представлены исследования, посвященные изучению особенностей формирования связной письменной речи младших школьников с ЗПР. В повседневной работе с учениками этой категории учителя используют в основном те же методы и приемы, что и в начальной школе. Практическая часть исследования учитывает тот факт, что ученики с задержкой психического развития, в отличие от своих одноклассников, характеризуются эмоциональной нестабильностью, сниженной мотивацией учебной деятельности, сниженной памятью и быстрым истощением внимания. При исследовании письменной речи и, в частности, при изучении средств формирования письменно-речевой продукции творческого характера у детей с задержкой психического развития необходимо учитывать несколько аспектов данной проблемы. Нынешние лингвисты разбирают письменную речь, как важную деятельность, при помощи которой субъект оснащает письменную речь знаковыми символами, обобщает и идеализирует свой опыт для записи мысли и ее обозначения. Исходя из этого, необходимо учитывать понятия, определяющие данный вид речи с лингвистических и психолингвистических позиций. Наряду с тем, письменная речь представляет собой особую деятельность человека, в которой необходимо различать так же психологический аспект. Следовательно, важно учесть знания о психических функциях при изучении механизмов письменно – речевой деятельности (Н.И. Жинкин, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия). Потому что письменная речь в рамках процесса образования является предметом обучения, и непосредственно важно принять во внимание дидактический аспект данной проблемы. Теоретический анализ обучения выявил на данной этапе противоречие между необходимостью совершенствования письменной коммуникации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и недостаточностью научно-методических рекомендаций для формирования и развития речевых умений у данной группы детей. Цель исследования: выявить особенности письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Объект исследования: речь детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования: особенности письменной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Исходя из поставленной цели, были обозначены следующие задачи исследования: 1. Теоретически обосновать проблему особенностей письменной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. 2. Выявить уровень мотивационной готовности к овладению письменной речью младших школьников с задержкой психического развития. 3. Выявить и проанализировать особенности письменных сообщений младших школьников с задержкой психического развития. 4. Подготовить рекомендации к логопедической работе по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. Для решения поставленных задач использованы методы: анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования, в том числе программ и диагностик письменного развития детей); педагогический эксперимент; качественный анализ. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что письменная речь детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет следующие особенности: - искажение фактов, пропуск семантических элементов, их повторение и усечение, нарушение причинно-следственных связей, синтаксическое и лексическое оформление текстов; - нарушения целостности и непротиворечивости высказываний. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении материала по теме исследования. Практическая значимость исследования заключается в выявлении уровня мотивационной готовности к овладению письменной речью у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, в выявлении особенностей письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой письменной речи, в подготовке рекомендаций к логопедической работе по коррекции письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Работа проводилась нами с 2016 по 2018 год и включала три этапа: I этап – поисково-теоретический. На этом этапе дан анализ источников теории, освещены основные аспекты данной темы, определено направление опытно – экспериментального исследования. II этап – опытно-экспериментальный. На данном этапе показана методика экспериментального изучения особенностей письменной речи у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проведён количественный и качественный анализ полученных результатов. III этап – заключительно-обобщающий. Представлены выводы по теоретической и практической части выпускной квалификационной работы. Внедрение результатов исследования. Результаты нашего исследования мы оформили в статье «К проблеме особенностей письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» в сборнике научных трудов участников II Международной научно – практической конференции для студентов, молодых ученых и практических работников образования (5-6 апреля 2019г.) Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы
Содержание

ГЛАВА I. Теоретические основы изучения особенностей письменной речи младших школьников с задержкой психического развития 9 1.1. Современные представления о письменной речи 9 1.2. Предпосылки формирования письменной речи младших школьников .16 1.3. Особенности развития письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития 25 ГЛАВА II. Методика экспериментального изучения особенностей письменной речи у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 30 2.1. Цель, задачи и методика констатирующего исследования 30 2.2. Анализ результатов диагностики 40 2.3. Рекомендации к логопедической работе по преодолению нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития 56 Заключение 71 Список литературы 74
Список литературы

1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов / А.К. Аксенова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с. 2. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина. – М.: В. Секачев, 2008. – 128 с. 3. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для учеников дефектологического факультета пед. Вузов / Л.С. Волкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с. 4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 415 с. 5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики [Текст]: / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. 6. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 359 с. 7. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: Наука, 1981. – 205 с. 8. Гвоздев, А. Н. Об основах русского правописания. В защиту морфологического принципа русской орфографии. [Текст]: / А.Н. Гвоздев. – М., 1960. – 248 с. 9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. – 144 с. 10. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с. 11. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М., 2005. – 448 с. 12. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 185 с. 13. Жинкин, Н. Механизмы речи / Н. Жинкин. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958. – 370 с. 14. Кириченко, Н.С. Нарушение письма у учащихся с задержанным развитием / Н.С. Кириченко // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции. – 2013. – № 10. – С. 20. 15. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Триггер, С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004. – 64 с. 16. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. 17. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. – М., 1975. – 256 с. 18. Лапаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособия для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. 19. Лапп, Е.А. Письменная речь у младших школьников с ЗПР / Е.А. Лапп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 208 с. 20. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопеда / Р.Е. Левина. – М., 1998. – 376 с. 21. Леонтьев, А. А. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. [Текст]: / А. А. Леонтьев. – М., 1970. – 370 с. 22. Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина – М.: ИЦК «МарТ»; Ростов – на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2004. – 192 с. 23. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. – М.: МГУ, 1969. – 375 с. 24. Лурия, А. Р. Язык и сознание.[Текст]:/ Под редакцией Е. Д. Хомской –– М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с. 25. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов. – М: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с. 26. Львов, М.Р. Исторический взгляд на методы обучения родному языку / М.Р. Львов // Начальная школа. – 2004. – №9. 27. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1985. – 176с. 28. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1975. – 176 с. 29. Львова, М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям / М.Е. Львова // Начальная школа. – 1984. – № 3. – С. 32 – 35. 30. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е.М. Мастюкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с. 31. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с. 32. Николаева, Т.М. Краткий словарь терминов лингвистики / Т.М. Николаева. – М.: Прогресс, 1978. -480 с. 33. Новожилова, Ф.А. О последовательности работы над изложением и сочинением-описанием в 4 классе / Ф.А. Новожилова // Русский язык в школе. – 1971. – №1. 34. Подольская, О.А. Теория и практика инклюзивного образования / О. А. Подольская, ? И. В. Яковлева. – 2018. – 202 с. 35. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для учеников пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения [Текст] / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с. 36. Российская, Е.Н. Формирование готовности к овладению самостоятельной письменной речью учащимися с тяжелыми нарушениями речи : Дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Российская. – Москва, 1999 – 255 c. 37. Русский язык : энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая рос. энцикл. : Дрофа, 1997. – 703 с. 38. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И.Н. Садовникова. – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. – 256 с. 39. Саенко, Ю.В. Специальная психология / Ю.В. Саенко. – Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142 с. 40. Столяренко, Л.Д. Психологи и педагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 576 с. 41. Токарева, О. А. Расстройства письменной речи у детей [Текст] / О.А. Токарева. – М.: Учпедгиз, 1963. – 139 с. 42. Тригер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте [Текст] / Р.Д. Тригер. – Смоленск, 1998. – 98 с 43. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова. – СПб.: Питер, 2006. – 304с. 44. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Практикум по логопедии [Текст] / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с. 45. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. [Текст / Д.Б. Эльконин. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Теоретические основы изучения особенностей письменной речи младших школьников с задержкой психического развития 1.1. Современные представления о письменной речи В словаре практического психолога, автором которого является Головин С.Ю., понятие письменная речь – это вербальное общение посредством письменных текстов; речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкций, прежде всего в виде письменного текста [10]. Письменная речь состоит из системы знаком условно обозначающих звуки и слова устной речи. В свою очередь они является знаками для обозначения реальных предметов, невозможно механически овладеть этой системой знаков. Письменная речь сложная функция поведения ребенка, которая обозначается продуктом длительного развития. Психологическая природа видит образование письменной речи совершенно иной, идет изменение ее физической и семической стороны, если делать сравнение с устной речью, как поясняет Л.С. Выготский в своих научных трудах [5]. Ребенку в младшем школьном возрасте сложно овладеть письменной речью, когда его устная речь не сформирована, если он неправильно произносит название предметов обучаясь в классе, то это неправильное название он и запишет в свою тетрадь. Так как при обработке информации устной речь, не происходит процесс изменение ребенок пишет так как он услышал. Письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию, как выделяет А.Р. Лурия [24].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 63 страницы
1575 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 72 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg