Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

kira_moreva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.06.2020
Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Проанализировав методическую литературу, мы выявили, что у детей с общим недоразвитием речи развитие мелкой и общей моторики отстает от детей с нормой. Также у таких детей можно наблюдать нарушение зрительного восприятия, произвольного внимания, зрительно-моторной координации, оптико-пространственной ориентировки.
Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР). Графомоторные способности детей этой категории характеризуются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, неправильное положение рук при графомоторной деятельности, плохое развитие мелкой моторики. Графомоторные навыки детей данной категории отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики. Для усвоения навыка письма как графомоторным навыком, кроме определенных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического понимания, необходим достаточный уровень развития двигательных навыков, в данных работах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной детям с общим недоразвитием речи обычно некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У некоторых детей двигательная отставание проявляется в виде плохой координации сложных движений, колебанием в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, появляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. Исследования Л.В. Лопатина доказывает проблемы в осуществлении сложных двигательных актов, требующих точного управления движением. Основным механизмом такого нарушения, по мнению А.Н. Корнева, неполноценность артикуляционного и пальцевого праксиса. Недостаточный уровень развития графомоторных навыков может привести к ошибкам в школьном письме, что, в свою очередь, приводит к снижению успеваемости в школе. Поэтому ранняя диагностическая и корректирующая работа по развитию графомоторных способностей у детей с общим недоразвитием речи имеет большое значение. Степень разработанности проблемы: Работы посвященные проблеме развития графомоторных способностей у детей М.М. Безруких, А.Д. Ботвинникова, В.А. Илюхиной, Е.В. Гурьянова и других. Принимали участие в разработке графомоторных способностей детей с нарушениями речи И.Н. Вихрова, О.Б. Иншакова, О.И. Крупенчук, С.Н. Лысюк, и другие. Чувствительным к развитию мелкой моторики является возраст 6-7 лет. Благодаря организации различных мероприятий в этом возрасте и систематическому применению учебных упражнений могут быть получены хорошие результаты в развитии пальцевого праксиса улучшении графомоторных навыков у детей с ОНР. Таким образом, существует противоречие между необходимостью развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР и отсутствием эффективных образовательных технологий для развития этого процесса. Проблема исследования. Каковы методы и способы развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи? Тема выпускной квалификационной работы: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Цель исследования – определение методов и способов развития графомоторных способностей у детей дошкольного возраста с ОНР Объект исследования – процесс и результат развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предмет исследования - методы и способы развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Гипотеза исследования. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет проходить успешнее при соблюдении следующих условий: - если будут выявлены психолого-педагогические особенности детей с ОНР; - если будут определены психофизиологические особенности формирования графомоторных навыков; - если будет разработана и внедрена в образовательный процесс логопедическая программа по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Задачи исследования: 1. Выявить психолого-педагогические особенности детей с ОНР. 2. Определить психофизиологические особенности формирования графомоторных навыков. 3. Разработать и внедрить в образовательный процесс логопедическую программу по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Методологической основой исследования являются: положения философии, педагогики, психологии о видах деятельности, об этапах ее развития (А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин); о связи между уровнем развития мысли и графомоторными способностями ребенка (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова). В связи с намеченной целью и задачами исследования был определен и использован комплекс методов исследования, уточняющих и дополняющих друг друга: 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические: наблюдение; педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, логопедическое обследование. 3. Интерпретационные: анализ полученных результатов. Методика исследования: методика изучения состояния пальцев ведущей руки (Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич) [29], методика исследования состояния графических навыков (Д. Элтон, Д. Тейлор) [48], методика «Домик» (Н.Н. Гуткиной) Экспериментальная база исследования: практическое исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №20» г. Лениногорска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением «ОНР III уровня»: 13 девочек и 7 мальчиков (подготовительная группа), распределив 10 в ЭГ и 10 в КГ. Ключевой концепцией в методологии обучения оригинальному письму является «графика». В языковом понятии «графика» определяется как надпись письменных или печатных символов, букв. В исследованиях различных авторов способность овладеть письма называется «графомоторный навык», «элементарная графическая способность», «базовые графические навыки и умения», «графические навыки и моторные навыки письма». Термин «графический навык» включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв [8]. Теоретическая значимость нашего исследования заключается в изучении и систематизации теоретических основ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР. Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке и реализации логопедической программы по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, и приложений.
Содержание

Введение....................................................................................................... 4 I. Теоретические основы развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.......................................................................................................................... 8 1.1. Обобщение отечественных исследований по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи......................................................................... 8 1.2. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи............................... 13 1.3. Психофизиологические особенности формирования графомоторных навыков.............................................................................. 21 Выводы по I главе...................................................................................... 28 II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи............................................................. 29 2.1. Организация эксперимента по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...................................................................................... 29 2.2. Разработка и реализация логопедической программы по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....................................................... 30 2.3. Обобщение результатов эксперимента по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи......................................................................... 32 Выводы по II главе..................................................................................... 49 Заключение.................................................................................................. 50 Список использованной литературы..................................................... 53 Приложения................................................................................................. 56
Список литературы

1. Ананьева, Н.А. Здоровье и развитие современных школьников. / Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская. – М.: Просвещение, 2006.- 126с. 2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. 3. Бадалян, Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. –М.: Просвещение,2010. 317с. 4. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2010.— 96 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13019. 5. Безруких, М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму / М.М. Безруких, С. П. Ефимова — Тула: Арктоус, 2012.— 88 с. 6. Буцыкина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т.П. Буцыкина, Г.М.Вартапетова // Логопед. - 2013 - №3 7. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – М., 2006. 8. Воробьева, В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией / В.К. Воробьева. – М., 2006. 9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 2014. 10. Гайдина, Л.И. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы [Электронный ресурс]/ Гайдина Л.И., Обухова Л.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ВАКО, 2008.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26315. 78 11. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С.Е, Гаврина, Н.Л. Кутявина.- М.: Просвещение, 2006. - 93с. 12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: АПН РСФСР, 2007. 13. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. / Е. В. Гурьянов.- М.: Просвещение, 2011.-87c. 14. Гуткинa, Н.Н. Mетодика «Домик». / Н.Н. Гуткиной. – M.,2007. 15. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2006. 16. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М; 2013. 17. Ивановская, О.Г. Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6–7 лет на основе разрезных картинок [Электронный ресурс]/ Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Савченко С.Ф.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2009.— 56 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19395. 18. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум [Электронный ресурс]: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов/ Калягин В.А., Овчинникова Т.С.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2013.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26791. 19. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М ., «Просвещение», 2006. 20. Князевa, М.Г. Тесты на определение ведущей руки. / М.Г. Князевa и В.Л. Вильдавский. – M., 2013. 21. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить. / М.М. Кольцова. М.: Просвещение, 2007. – 64с. 22. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. /Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: 2014.-268c. 23. Кутявина, Н. Л. Письмо. Проверяем готовность к школе. 6-7 лет. / С. Е. Гаврина, И.Г. Топоркова. – M., 2016. 79 24. Левина, Р.Е. Вопросы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.,2013 . 25. Левина, Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. / Р. Е. Левина. - М.: Наука, 2007.-С.143.. 26. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 2011. - Т.1. - С.27-28. 27. Логопедия учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой – М.: Владос, 2007. – 703 с. 28. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. – М.: Педагогика,2016. 29. Мышление и речь. М., 2010. С. 306–359. 30. Новикова, Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. / Е.В. Новикова. - М.: Просвещение, 2007. – 34с. 31. Новоторцева, Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду / Н.В. Новоторцева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 240с. 32. Озерецкий, Н.О. Методика изучения состояния пальцев ведущей руки. / Н.О. Озерецкий, Н.И. Гуревич. – M., 2009. 33. Подготовка руки к письму. Подготовительная группа /М.А. Фисенко. – Волгоград: Корифей, 2009. – 96 с. 34. Преодоление нарушений письменной речи [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ — Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19456. 35. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Садовникова И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2012.— 279 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13026. 36. Cветлова, Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша. 80 37. Сековец, Л.С., Коррекция нарушений речи у дошкольников / Л.С. Сековец, Л.И, Разумова, Н.Я. Дюнина, Г.П. Ситникова. – Нижний Новгород, 2006. 38. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В.И. Селиверстова. – М., 2012. 39. Сиротюк, А.Л. В инструментальную копилку практикующего логопеда / А.Л. Сиротюк // Ж. Логопед, № 2, 2006. 40. Ткаченко, Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. - 32 с. 41. Филичева, Т.Б., Основы логопедии / Т.Б Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М., 2010. 42. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Т.Б. Филичева // Практическая психология и логопедия. – 2007. – № 1 (24). – С. 12-15. 43. Филичева, Т.Б., Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – Ч. I, - М., 2015. 44. Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга 1 [Электронный ресурс]/ Хватцев М.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2009.— 272 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18488. 45. Цыганок, А.А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 72 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12781. 46. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных 81 классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – М;2007. 47. Элтон, Д., Методика исследования состояния графических навыков / Д. Элтон, Д. Тейлор. – 2006. 48. Юдина, Я.Л. Сборник логопедических упражнений [Электронный ресурс]/ Юдина Я.Л., Захарова И.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ВАКО, 2011.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26365. 49. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М., 2010. 50. Ястребова, А.В., Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. Изд. 2-е – М;2006.
Отрывок из работы

I. Теоретические основы графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1. Обобщение отечественных исследований по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Число детей с дизартрией, которые в настоящее время посещают средние школы, увеличилось. Это нарушение вызывает большие трудности при внедрении общей образовательной программы для детей. Самая большая проблема, которая возникла во время обучения средней школы - это овладение графическими навыками. Эта способность многокомпонентна и требует больших усилий и определенного уровня речи и не умственных процессов. К ним относятся зрительно-моторная координация, визуально ориентированная ориентация и зрительный гнозис, мелкозернистые движения рук и пальцев, а также развитие взаимодействия ушей. Увеличилось число детей с дизартрией, обучающихся в настоящее время в средних школах. Это нарушение вызывает большие трудности при принятии общеобразовательной программы для детей. Самая большая проблема, которая возникла во время обучения в средней школе - это овладение графическими навыками. Этот навык является многокомпонентным и требует больших усилий и определенного уровня речи и психических процессов. Многие авторы, такие как Н.Н. Волоскова, М. Г. Храковская, Г. Г. Мисаренко, О. А. Карабанова, Т. С. Комарова, Б. Ф. Ломов, занимался проблемами состояния компонентов графомоторного мастерства. В участие изучении графической деятельности за рубежом приняли (Ж. Пиаже, М. Фростиг и др.) и отечественные (Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А. Запорожец, О.А. Карабанова, Т.С. Комарова, Н.С. Пантина, Е.Н. Потапова, И.С. Якиманская). После психологической работы в стране и за рубежом около 80% проблем с обучением связаны с нарушением зрения и, прежде всего, с недоразвитием зрительно-моторной координации. Графическая деятельность является по мнению Л. Венгер, исполнительной составляющей компонента художественной деятельности. С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов обращает внимание на взаимозависимость образования и двигательных навыков. И.С. Якиманская определяет развитие способностей в зависимости от уровня пространственных представлений. М. Фростиг говорит о связи с развитием компонентов зрительного восприятия: зрительно-моторной координации, фигурно-фоновых отношений, постоянства, положения в пространстве, пространственных отношений. В работах Т.В. Ахутиной, Е.Г. Симерницкой, Т.А. Аристовой, М.М. Безруких, А.В. Семеновича задачи раскрывающие формирование этих компонентов. В доступной литературе нет исследований по развитию графомоторных навыков у детей старшего возраста с ОНР. [21].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg