Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Самостоятельная работа как условие формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе

kira_moreva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 104 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.06.2020
Изучение и усвоение арифметических действий является неотъемлемой частью обучения математике. Знание арифметических действий, их компонентови терминологии является одним из основных требований программы математики начальной школы. На их знании и свойствах арифметических действий основывается математика средней школы, основные ее понятия и программный материал. Каждое из четырех арифметических действий должно прочно связаться в сознании детей с теми конкретными задачами, которые требуют его применения. Смысл действий раскрывается главным образом на основе практических действий с множествами предметов.
Введение

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится определение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе начального школьного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (далее - УУД), которые выступают в соответствии с ФГОС НОО инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение универсальными учебными действиями предоставляет обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Иначе говоря, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику главной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Основой для разработки понятия УУД служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. Термин «универсальные учебные действия» был введён относительно недавно, в контексте ФГОС. Наиболее полно сущность понятия «УУД» раскрыта в трудах педагогов А.Г. Амослова и С.Г. Ворощикова. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования важной задачей становится развитие у младших школьников умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий. Именно поэтому, в настоящее время начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат на различных уроках, в том числе и на уроках математики. Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов образовательной школы, а также совокупность методик и технологий позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и расширить набор ценностных ориентиров. Приоритеты математического содержания в формировании одного из основных видов УУД регулятивных - являются целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования выделяются три группы образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные. В свою очередь метапредметные универсальные учебные действия состоят из регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД. Следует заметить, что в начальной школе на уроках математики всегда уделялось должное внимание формированию познавательных УУД, частично велась работа по формированию коммуникативных УУД. Формирование же регулятивных универсальных учебных действий явилось наиболее сложным процессом, так как умению «учить себя» в традиционном обучении не было уделено достаточно внимания. Они формировались только посредством самостоятельной работы с учебником. Однако в условиях реализации ФГОС НОО требования к результатам обучения предполагают выход за обозначенные рамки. Следовательно, у учителя начальной школы появилась необходимость поиска таких методов преподавания, которые будут формировать, в том числе, и регулятивные УУД. Этот факт дает обоснование актуальности заявленной темы, ведь для успешного обучения регулятивные универсальные учебные действия должны быть сформированы уже в начальной школе. Особая роль в формировании регулятивных учебных действий у учащихся отводится уроку математики. Важное место в содержании начального математического образования занимает изучение арифметического материала. При его сознательном усвоении учащиеся учатся принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения, определять наиболее эффективные способы достижения результата, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, воспринимать и понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Анализируя вышеизложенное, можно говорить о противоречиях между: ? системно-деятельностным подходом, являющимся методологической основой ФГОС НОО, что выражается в направленности на формирование предметных, метапредметных, личностных результатов, и когнитивным (знаньевым) подходом, выступающим базой многих методик обучения, ориентирующим на достижение нормативных ЗУНов; ? необходимостью внедрения в образовательную деятельность технологий и методов обучения, способствующих формированию регулятивных УУД, и недостаточной их разработанностью в современной педагогике; ? необходимостью предоставления учащимся возможности самостоятельно усваивать новые знания, умения и опыт деятельности и заданиями учебника, носящими преимущественно репродуктивный характер. Указанные противоречия обусловили необходимость поиска метода обучения, который будет способствовать формированию регулятивных УУД. Вариантом такого метода обучения является метод лабораторных работ. Данное положение определяет актуальность выбора темы исследования: «Самостоятельная работа как условие формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе». Объект исследования: образовательный процесс по математике в начальной школе. Предмет исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе самостоятельной работы на уроках математики. Цель исследования: изучить специфику формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики в процессе организации самостоятельной работы обучающихся. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников будет более эффективным, если систематически использовать самостоятельную работу в процессе изучения математики. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Определить сущность понятия «универсальные учебные действия». 3. Выявить характерные особенности формирования регулятивных УУД на уроках математики в начальных классах. 4. Определить педагогические условия формирования регулятивных УУД в образовательном процессе у младших школьников. 5. Изучить технологии организации самостоятельной работы в образовательном процессе по математике. 6. Рассмотреть методику изучения арифметического материала в начальном курсе математики. 7. Обобщить и проанализировать результаты практической работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий в процессе самостоятельной работы по математике. Методы исследования: теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент); статистический метод обработки данных, графическое представление экспериментальных данных. База исследования: МБОУ БГО СОШ № 4 город Борисоглебск. Практическая значимость работы заключается в том, что разработана система уроков по изучению арифметического материала в 1 классе в соответствии с ФГОС НОО и организации самостоятельной работы с целью развития регулятивных УУД. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, студентам педагогических вузов. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………….. Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе…………………………………………………………… 1.1 Психологические основы формирования учебных действий обучающихся младшего школьного возраста……………………………………………………………. 1.2 Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметный результат начального общего образования……………………………………………………….. 1.3 Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе………………………. Глава 2 Методические аспекты формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе самостоятельной работы по математике………............................................................................. 2.1 Технологии организации самостоятельной работы по математике в начальной школе…………………………………... 2.2 Методика изучения арифметического материала в начальном курсе математики…………………………………….. 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе самостоятельной работы по математике………………………… Заключение………………………………………………….. Список использованных источников………………………
Список литературы

1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах/ Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. М., 1977. - 123 с. 2. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] /Л.Л.Алексеева. - Москва : Просвещение, 2014. - 218 c. 3. Артёмов, А.К., Истомина, Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах / А.К. Артемов, Н.Б. Истомина. - М., Воронеж, 1996. - 167 с. 4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2014. - 151 с. 5. Аюпова, С.Д. Критерии компетентностного урока [Текст] / Справочник заместителя директора школы / Аюпова С.Д.-2-е изд.- Москва: Академия, 2013. - 169 с. 6. Аюпова, С.Д. Критерии компетентностного урока//Справочник заместителя директора школы. - 2015. - №2. - С. 15-18 7. Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 164 с. 8. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- 187 с. 9. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2016. - 338 с. 10. Выготский, Л.C. Вопросы детской психоло- гии. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1984. - Т. 4. - 235 с. 11. Давыдов, В.В., Савельева, О.В., Микулина, Г.Г., Гробов, С.Ф. Математика. 1 класс: учебник-тетрадь для первоклассников. / В.В. Давыдов, О.В. Савельева, Г.Г. Микулина, С.Ф. Гробов. - М.: МИРОС, 2010. - 42 с. 12. Давыдов, В.В., Савельева, О.В., Микулина, Г.Г., Гробов, С.Ф. Математика. 2 класс трехлетней начальной школы: учебник-тетрадь / В.В. Давыдов, О.В. Савельева, Г.Г. Микулина, С.Ф. Гробов. - М.: МИРОС, 2010. - 54 с. 13. Давыдов, В.В., Савельева, О.В., Микулина, Г.Г., Гробов, С.Ф. Обучение математике. 2 класс: Методическое пособие для учителей трехлетней начальной школы, работающих по программе развивающего обучения / В.В. Давыдов, О.В. Савельева, Г.Г. Микулина, С.Ф. Гробов. - М.: МИРОС, 2010. - 132 с. 14. Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников//Управление начальной школой. - 2015. - №5. - с. 25 - 28 15. Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Управление начальной школой / Дунилова Р.А. -3-е изд.- Москва: Просвещение, 2015. - 137 с. 16. Исакова, О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания // Управление начальной школой. - 2013. - №9. - с. 44-48 17. Исакова, О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания [Текст] / Управление начальной школой / Исакова О.Ф. -3-е изд. - Москва: Академия, 2013. - 174 с. 18. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и фак-ов нач. классов педвузов / Н.Б. Истомина. - М.: Академия, 1998. - 178 с. 19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов и др. - М.: Просвещение. 2015. - 148 с. 20. Карабанова, О.А. Формирование универсаль- ных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11 21. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы младших школьников [Текст] / Муниципальное образование: инновации и эксперимент / Ковылева Р.Э.-2-е изд. - М.: Академия, 2008г. - 175 с. 22. Колягин, Ю.М. Русская школа и математическое образование. Наша гордость и наша боль [Текст] / Ю.М. Колягин. - М.: Просвещение, 2001. - 318 с. 23. Крутецкий, В.Л. Психологические особенно- сти младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии / сосг. Л.М. Семенюк; подред. Д.И. Фельдштейна. М.: Просвещение, 1994. - 268 с. 24. Крылова, О.Н., Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО [Текст]: Методическое пособие / О.Н.Крылова, И.В. Муштавинская. - С.-Пб.: КАРО, 2014. - 144 с. 25. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения//Справочник заместителя директора школы. - 2011. - №4. - с. 24 - 27 26. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Справочник заместителя директора школы / Кудрявцева Н.Г.-2-е изд. - М.: Академия, 2011г. - 159 с. 27. Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой. - 2012. - № 4. - с. 17-21 28. Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] / Управление начальной школой / Лебединцев В.Б.-3-е изд. - М.: Академия, 2012 г. - 213 с. 29. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др. - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2016. - 124 с. 30. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2015. - № 11. - С. 59-63. 31. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками [Текст]: пособие для учителя /Е.Л.Мельникова. – М.: Просвещение, 2012. - 168с. 32. Методика начального обучения математике /Под ред. А.А. Столяра и В.Л. Дрозда. Минск, 1988. 33. Осипова, Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся// Управление начальной школой. - 2010. - №10. - с 35-38 34. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6-8. 35. Песняева, Н.А. Учебный диалог - средство формирования УУД младших школьников // Управление начальной школой. - 2011. - №7. - с. 12-15 36. Песняева, Н.А. Учебный диалог - средство формирования УУД младших школьников [Текст] / Управление начальной школой / Песняева Н.А.-2-е изд.- - М.: Академия, 2011г. – 154 с. 37. Планируемые результаты начального общего образования /под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. -М.: Просвещение,2014.- 315с. 38. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников // Управление начальной школой. - 2013. - №8. - с. 46 - 49 39. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст] / Управление начальной школой / Прохорова С.Ю.-2-е изд. - М.: Академия, 2013г. - 173 с. 40. Саркисова, И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД [Текст] / Справочник заместителя директора школы / Саркисова И.И.2-е изд.- М.: Академия, 2012г. - 167 с. 41. Саркисова, И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД // Справочник заместителя директора школы. - 2012.- №3. - с. 34 37 42. Смирнов, С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов и др. - Москва: Академия, 2000. - 518 с. 43. Стасько, А.В. Личностно-ориентированное обучение-средство формирования познавательной активности учащихся // Начальная школа. -2016.-№7.- C.42-44. 44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - Москва: Просвещение, 2011. - 33 с. 45. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения// Управление начальной школой. - 2013. - № 5. - с. 25-28 46. Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении [Текст]: научно- методическое пособие / А.В. Хуторской. – М.: «Эйдос», 2012. - 73 с. 47. Хуторской, А.В. Системно-деятельностный подход в обучении [Текст]: научно-методическое пособие/ А.В. Хуторской. – М.: «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. - 63 с. 48. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде [Текст] / Е.В.Чернобай. – М.: Просвещение, 2015. - 118 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе 1.1 Психологические основы формирования учебных действий обучающихся младшего школьного возраста Приход ребенка в школу обозначает начало важного этапа возрастного развития человека. Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы). Данный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Л.И. Божович, В.В. Давыдова. Л.К. Дусавицкого, Л.К. Занкова, Е.Е. Кравцовой, А.К. Маркова. Ю.Л. Полуянова, В.В. Репкнна, И.С. Славиной, Г.Л. Цукерман, Д.Б. Эльконнна и др. Ведущим видом деятельности для младшего школьника является учебная деятельность.В первую очередь, у ребенка в этом возрасте происходят изменения в познавательной сфере. Л.С. Выготский выделял главным новообразованием мышление, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятии, в этом процессе должна быть задействована не только память, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg