Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

kira_moreva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.06.2020
В данной работе мы рассмотрели особенности влияния детско-родительских отношений на эмоциональную сферу младших школьников. Влияние семьи на воспитание ребенка очень велико, потому как семья - это важнейший институт социализации. Она является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.
Введение

Актуальность темы. Психологическое здоровье формирующейся лич-ности определяется состоянием её эмоциональной сферы. В настоящее время многие младшие школьники имеют те или иные нарушения в развитии данной сферы. Сегодня чаще среди младших школьников можно наблюдать проявле-ние негативных эмоциональных состояний: раздражительности, агрессивности, аффективности и других, что деструктивно влияет как на межличностные отношения со сверстниками, так и на продуктивность разных видов деятельности. Значительный вклад в решение вопроса о природе, механизмах возник-новения, функциях, классификации эмоций внесли многие отечественные ис-следователи (В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, Л. И. Куликов, А. М. Прихожан, Я. Рейковский, П. В. Симонов, П. М. Якобсон). В трудах названных ученых подчеркивается, что эмоции имеют большое значение для индивидуального развития человека, становления личности ребенка и его социализации. Не случайно, практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин и другие). Установлено, что социальное поведение детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками (А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, Н. А. Кряжева и другие). Одним из факторов, влияющих на эмоциональную сферу младшего школьника, считают ученые, является семья. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Но современном этапе развития общества взрослым не хватает времени, зачастую, знаний, сил и возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно в воспитании детей. Постоянное отсутствие родителей в силу каких-либо причин, нестабильный, конфликтный стиль отношений в семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, На данный момент недостаточно изучено то, как современная семья влияет на эмоциональную сферу младших школьников. Этот вопрос нужно изучать с учетом новой исторической ситуации. А поскольку школа занимает важное место в жизни ребенка и становлении его как личности, педагогу, работающему с детьми, необходимо знать, какие изменения происходят под влиянием разных факторов, разных типов и стилей воспитания, ему необходимо тесно сотрудничать с семьей и изучать особенности детско-родительских отношений. Поэтому актуальность проблемы формирования эмоциональной сферы детей из семей с разным типом детско-родительских отношений, влияющих на становление личности ребенка в семье, остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Влияние детско-родительских отношений на развитие эмоциональной сферы ребенка исследуется в трудах таких ученых, как Л. И. Божович, В. П. Вахтерова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Я. А. Коменского, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Славиной, Д. Б. Эльконина и других. Решением этой проблемы занимаются и педагоги-практики, которые разрабатывают пути и средства по решению вопроса во взаимодействии с родителями обучающихся. В ходе анализа научной литературы нами были выявлено следующее противоречие между необходимостью формировать эмоциональную сферу младших школьников и недостаточной изученностью того, как влияют на её формирование разные типы детско-родительских отношений. Указанное про-тиворечие определило проблему нашего исследования: каково влияние детско-родительских отношений на формирование эмоциональную сферу младшего школьника? Выявленное противоречие обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование эмоциональной сферы младших школьников под влиянием отношений в семье». Цель работы – выявление, теоретическое обоснование и исследование влияния разных типов детско-родительских отношений на формирование эмо-циональной сферы младших школьников. Объект исследования – формирование эмоциональной сферы младших школьников. Предмет исследования – особенности влияния разных типов детско-родительских отношений на формирование эмоциональной сферы младших школьник Гипотеза: формирование эмоциональной сферы младших школьников детерминировано типом детско-родительских отношений, а именно: - авторитарная гиперсоциализация как тип детско-родительских отноше-ний способствует формированию в эмоциональной сфере младшего школьника переживания неуверенности, зависимости, неудовлетворенности; - отвержение как тип детско-родительских отношений способствует фор-мированию в эмоциональной сфере младшего школьника переживания отвер-женности, ненужности, неудовлетворенности; - детско-родительские отношения по типу «маленький неудачник» спо-собствует формированию в эмоциональной сфере младшего школьника пере-живания собственной несостоятельности, неуверенности, неудовлетворенности, агрессивности. Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач: 1. Представить обобщенные результаты исследования возрастных осо-бенностей учащегося младшего школьного возраста на основе анализа психо-лого-педагогической литературы; 2. Охарактеризовать влияние детско-родительских отношений на формирование эмоциональной сферы младшего школьника; 3. Представить совокупность методов диагностики детско-родительских отношений и типов эмоциональной сферы младшего школьника; 4. Проверить и экспериментально подтвердить влияние детско-родитель-ских отношений разного типа на формирование эмоциональной сферы младшего школьника; 5. Разработать методические рекомендации для родителей по формированию эмоциональной сферы младшего школьника в условиях семьи. Методологической основой нашего исследования являются основные положения трудов отечественных педагогов и психологов (В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, Л. И. Куликов, А. М. Прихожан, Я. Рейковский, П. В. Симонов, П. М. Якобсон и другие) о формировании эмоциональной сферы младшего школьника, о факторах, влияющих на нее; о влиянии детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка. Теоретической базой исследования являются труды А. Я. Варга, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, А. С. Спиваковской и другие. Для достижения поставленной цели и решения, сформулированных нами задач применялись следующие методы научного исследования: - теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация); - эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, метод незакончен-ных рассказов, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, педагогиче-ский эксперимент, изучение опыта работы); - математической обработки. Экспериментальной базой мы выбрали Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа №45». В эксперименте участвовали семьи детей второго класса. Всего в классе 22 уче-ника, но в эксперименте участвовали 20 семей. Этапы эксперимента: - подготовительный (сбор и анализ литературы); - теоретический (отбор нужной информации для конкретного исследова-ния); - эмпирический (проведение эксперимента); - количественная и качественная обработка; - интерпретация результатов; - литературное оформление. Теоритическая значимость исследования проявляется в важности и необходимости постоянного анализа различного типа отношений родителей и детей для внесения актуальных поправок или дополнений в теоретическую ба-зу. Практическая значимость нашего исследования заключается в разра-ботке рекомендаций родителям по формированию эмоциональной сферы младшего школьника в условиях семьи. Моё личное участие в этой работе проявилось на экспериментальном её этапе. В личной работе с детьми и их семьями.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 4 Глава 1. Теоретические основы изучения формирования эмоцио-нальной сферы младшего школьника в условиях семьи ………………. 9 1.1 Исследование возрастных особенностей эмоционально сферы уча-щихся младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе ……………………………………………………………………………... 9 1.2 Характеристика влияния детско-родительских отношений на фор-мирование эмоциональной сферы младшего школьника …………………... 18 1.3 Методы диагностики детско-родительских отношений и эмоцио-нальной сферы младшего школьника ………………………………………... 24 Выводы по главе 1 …………………………………………………………….. 33 Глава 2. Экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений разного типа на развитие эмоциональной сферы младших школьников ……………………………………................. 36 2.1 Особенности влияния на формирование эмоциональной сферы млад-шего школьника детско-родительских отношений по типу «Принятие – отвержение» …………………………………………………………………… 36 2.2 Особенности влияния на формирование эмоциональной сферы млад-шего школьника детско-родительских отношений по типу «Авторитарная гиперсоциализация» …………………………………………………………... 43 2.3 Особенности влияния на формирование эмоциональной сферы млад-шего школьника детско-родительских отношений по типу «Маленький неудачник» ……………………………………………………………………. 46 Выводы по главе 2 …………………………………………………………….. 52 Заключение ………………………………………………………………........ 54 Список литературы ………………………………………………………..… 59 Приложения…………………………………………………………………… 61 Приложение А «Тест - опросник родительского отношения (Варга А. Я., Столин В. В.)»………………………………………………………………... 61 Приложение Б «Тест «Рисунок семьи» В. К. Лосева, Г. Т. Хоментауска»… 65 Приложение В «Типы родительского отношения к ребёнку по результа-там констатирующего эксперимента»………………………………………... 68 Приложение Г «Результаты констатирующего эксперимента по выявле-нию эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка младшего школьного возраста в семье.»……………………………………………… 70
Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / текст Г. С. Абрамовой. – М., 1998. – 661с. 2. Выготский, Л. С. «Проблемы общей психологии». – Соб.соч. Т.5/ текст Л.С. Выготского – М.: «Педагогика», 1983, 3. Григорович, Л. А, Марцинковская Т. Д, Педагогика и психология/ текст Л. А. Григоровича, Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2003. – 480с. 4. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология/ текст В. Н. Дру-жинина. – СПб: Питер. – 2000. – 320с. 5. Дружинин, В. Н. Психология семьи/ текст В. Н. Дружинина. – СПб: Питер 2006. – 176с. 6. Дубровина, И. В. Психология/ текст И. В. Дубровиной, Е. Е Дани-ловой, А. М. Пригожан. – М., 2012. – 461с. 7. Еникеев, М. И., Общая и социальная психология/ текст М. И. Ени-кеева. – М.: Норма, Инфра-М, 1999. – 624с. 8. Закаблук, А. Г. Возрастные особенности прогнозирования школь-ником своих эмоциональных состояний: Автореф. дис. … канд. наук. Л., 1986. 9. Запорожец, А.В., Неверович Я.З. «К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка» / текст А.В. Запорожца, Я.З. Неверовича. – М: 1974. - №6 10. Здравомыслова, О. М. Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне / Институт социально-экономических проблем/ текст О.М. Здравомысловой, М.Ю Арутюняна. – М.: РАН. – 1998. – 9п.л. 11. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства/ текст Е.П Ильина. – СПб.: Питер, 2001. 12. Кондаков, И. М. Психология иллюстрированный словарь/ текст И. М. Кондакова. «Прайм-Еврознак» 2007. – 693с. 13. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология/ текст И. Ю. Кулагиной, В. Н. Колюцкого. – М.,2001. – 464с. 14. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов/ текст Л. В. Куликова. – СПб.: Питер. – 2009. – 283с. 15. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕ-НИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. 16. Минияров В. М. Психология семейного воспитания/ текстВ. М. Миниярова. Воронеж Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 256с. 17. Мухина, В. С. Возрастная психология/ текст В. С Мухиной. – М., 2004. – 453с. 18. Новейший психологический словарь. Ростов-на –Дону. «Феникс» 2007. – 784с. 19. Ратанова, Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изу-чения личности: Учебное пособие. – М.: Флинта.- 2005. – 130c. 20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ текст С. Л. Рубин-штейна. – М., 1946. – 37с. 21. Смирнова, Е.О. Детская психология, Гуманитар. изд. центр ВЛА-ДОС, 2006. – 366с. 22. Толковый словарь по психологии. 2013. 23. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 24. Яшкова А. Н., Сухарева Н. Ф.. Возрастная психология/ текст А. Н. Яшковой, Н. Ф. Сухаревой. – М.: 2009. 25. «Refstar.ru»- [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.refstar.ru 26. «P-lib.ru»- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://p-lib.ru 27. Психологические тесты. / Сост. Ковалев В.А. – М.: Просвещение, 2000.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования эмоциональной сферы младшего школьника в условиях семьи 1.1 Исследование особенностей эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком, поддерживать доверительные отношения с ре-бенком, участвуя в жизни своего чада. Неблагоприятные детско-родительские отношения являются фактором риска возникновения асоциального поведения, личностных деформаций, воз-никновения проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях семьи. Младший школьный возраст – это период еще активного становления личности, когда происходит освоение разных сторон жизненного опыта детьми. Этот возраст характеризуется учеными податливостью воспитательным воздействиям, восприимчивостью, подражательностью. Также на данный период приходится интенсивное становление эмоциональной сферы детей.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg