Актуальность темы. Психологическое здоровье формирующейся лич-ности определяется состоянием её эмоциональной сферы. В настоящее время многие младшие школьники имеют те или иные нарушения в развитии данной сферы. Сегодня чаще среди младших школьников можно наблюдать проявле-ние негативных эмоциональных состояний: раздражительности, агрессивности, аффективности и других, что деструктивно влияет как на межличностные отношения со сверстниками, так и на продуктивность разных видов деятельности.
Значительный вклад в решение вопроса о природе, механизмах возник-новения, функциях, классификации эмоций внесли многие отечественные ис-следователи (В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, Л. И. Куликов, А. М. Прихожан, Я. Рейковский, П. В. Симонов, П. М. Якобсон).
В трудах названных ученых подчеркивается, что эмоции имеют большое значение для индивидуального развития человека, становления личности ребенка и его социализации. Не случайно, практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин и другие).
Установлено, что социальное поведение детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками (А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, Н. А. Кряжева и другие).
Одним из факторов, влияющих на эмоциональную сферу младшего школьника, считают ученые, является семья.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Но современном этапе развития общества взрослым не хватает времени, зачастую, знаний, сил и возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно в воспитании детей. Постоянное отсутствие родителей в силу каких-либо причин, нестабильный, конфликтный стиль отношений в семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств,
На данный момент недостаточно изучено то, как современная семья влияет на эмоциональную сферу младших школьников. Этот вопрос нужно изучать с учетом новой исторической ситуации. А поскольку школа занимает важное место в жизни ребенка и становлении его как личности, педагогу, работающему с детьми, необходимо знать, какие изменения происходят под влиянием разных факторов, разных типов и стилей воспитания, ему необходимо тесно сотрудничать с семьей и изучать особенности детско-родительских отношений.
Поэтому актуальность проблемы формирования эмоциональной сферы детей из семей с разным типом детско-родительских отношений, влияющих на становление личности ребенка в семье, остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.
Влияние детско-родительских отношений на развитие эмоциональной сферы ребенка исследуется в трудах таких ученых, как Л. И. Божович, В. П. Вахтерова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Я. А. Коменского, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Славиной, Д. Б. Эльконина и других.
Решением этой проблемы занимаются и педагоги-практики, которые разрабатывают пути и средства по решению вопроса во взаимодействии с родителями обучающихся.
В ходе анализа научной литературы нами были выявлено следующее противоречие между необходимостью формировать эмоциональную сферу младших школьников и недостаточной изученностью того, как влияют на её формирование разные типы детско-родительских отношений. Указанное про-тиворечие определило проблему нашего исследования: каково влияние детско-родительских отношений на формирование эмоциональную сферу младшего школьника?
Выявленное противоречие обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование эмоциональной сферы младших школьников под влиянием отношений в семье».
Цель работы – выявление, теоретическое обоснование и исследование влияния разных типов детско-родительских отношений на формирование эмо-циональной сферы младших школьников.
Объект исследования – формирование эмоциональной сферы младших школьников.
Предмет исследования – особенности влияния разных типов детско-родительских отношений на формирование эмоциональной сферы младших школьник
Гипотеза: формирование эмоциональной сферы младших школьников детерминировано типом детско-родительских отношений, а именно:
- авторитарная гиперсоциализация как тип детско-родительских отноше-ний способствует формированию в эмоциональной сфере младшего школьника переживания неуверенности, зависимости, неудовлетворенности;
- отвержение как тип детско-родительских отношений способствует фор-мированию в эмоциональной сфере младшего школьника переживания отвер-женности, ненужности, неудовлетворенности;
- детско-родительские отношения по типу «маленький неудачник» спо-собствует формированию в эмоциональной сфере младшего школьника пере-живания собственной несостоятельности, неуверенности, неудовлетворенности, агрессивности.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Представить обобщенные результаты исследования возрастных осо-бенностей учащегося младшего школьного возраста на основе анализа психо-лого-педагогической литературы;
2. Охарактеризовать влияние детско-родительских отношений на формирование эмоциональной сферы младшего школьника;
3. Представить совокупность методов диагностики детско-родительских отношений и типов эмоциональной сферы младшего школьника;
4. Проверить и экспериментально подтвердить влияние детско-родитель-ских отношений разного типа на формирование эмоциональной сферы младшего школьника;
5. Разработать методические рекомендации для родителей по формированию эмоциональной сферы младшего школьника в условиях семьи.
Методологической основой нашего исследования являются основные положения трудов отечественных педагогов и психологов (В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, Л. И. Куликов, А. М. Прихожан, Я. Рейковский, П. В. Симонов, П. М. Якобсон и другие) о формировании эмоциональной сферы младшего школьника, о факторах, влияющих на нее; о влиянии детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.
Теоретической базой исследования являются труды А. Я. Варга, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, А. С. Спиваковской и другие.
Для достижения поставленной цели и решения, сформулированных нами задач применялись следующие методы научного исследования:
- теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация);
- эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, метод незакончен-ных рассказов, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, педагогиче-ский эксперимент, изучение опыта работы);
- математической обработки.
Экспериментальной базой мы выбрали Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа №45». В эксперименте участвовали семьи детей второго класса. Всего в классе 22 уче-ника, но в эксперименте участвовали 20 семей.
Этапы эксперимента:
- подготовительный (сбор и анализ литературы);
- теоретический (отбор нужной информации для конкретного исследова-ния);
- эмпирический (проведение эксперимента);
- количественная и качественная обработка;
- интерпретация результатов;
- литературное оформление.
Теоритическая значимость исследования проявляется в важности и необходимости постоянного анализа различного типа отношений родителей и детей для внесения актуальных поправок или дополнений в теоретическую ба-зу.
Практическая значимость нашего исследования заключается в разра-ботке рекомендаций родителям по формированию эмоциональной сферы младшего школьника в условиях семьи.
Моё личное участие в этой работе проявилось на экспериментальном её этапе. В личной работе с детьми и их семьями.