Коньяк – один их самых дорогих алкогольных напитков, за исключением дешевых ординарных коньяков, которые иногда фактически оказываются коньячными напитками. Их доля на рынке алкогольных напитков мало изменяется в пределах 5% (в 2018 г. – 5,4%, в 2016 г. – 4,9%). Максимальный объем производства коньяка отмечался в 2015 году (9,8 млн дкл), а в дальнейшем снизился и колебался в пределах 7,4 - 7,7 млн дкл (2016 -2018 гг).
Производство коньяка примерно в 10 раз меньше, чем производство водки. Это объясняется меньшим спросом на коньяк по сравнению с водкой, что, в свою очередь, обусловлено российскими национальными традициями предпочтения водки, а также пониженной экономической доступностью коньяка. Большинство любителей крепких алкогольных напитков предпочитают водку, а не коньяк, а цена самого дешевого и, конечно, низкого качества коньяка выше, чем цена водки среднего качества [16, с. 12].
Коньяки относятся к группе алкогольных напитков, объемы производства которых непрерывно растут. Высокая цена коньяков является основной причиной различных видов фальсификаций, включая использование низкокачественного сырья, изменение технологии производства и др., что существенно сказывается на качестве готовой продукции. Как заявил вице-премьер А. Хлопонин, «….в России сохраняется высокая доля фальсифицированных коньяка и шампанского». Так, за коньяк выдается коньячный спирт или подкрашенная водка, иногда настоянная на скорлупе грецких орехов или с колером (Е-150) или другими красителями. Наиболее часто фальсифицируется коньяк 3-звездочки, но может 3-х звездочный коньяк выдаваться за 5-звездочный.
История развития алкогольного рынка наглядно демонстрирует, что главными объектами фальсификаторов всегда становятся наиболее узнаваемые, популярные бренды. Развитие российской экономики на современном этапе характеризуется высокой конкуренцией на рынке винно-коньячной продукции. Коньяки все более активно увеличивают свою долю в общем сегменте алкогольной продукции. Увеличивается спрос на коньяки класса «премиум», причем не только традиционных, французских, но и российских. Сектор потребления алкогольной продукции смещается в сторону более дорогой и качественной продукции. Рынок постепенно освобождается от дешевой водки плохого качества, и некоторые потребители водки начинают покупать коньяки нижнего ценового сегмента - до 300 руб. за бутылку 0,5 л. Водочная часть российского рынка алкоголя постепенно сокращается, уступая место другим напиткам, в том числе и коньяку, доля которого возросла до 5-7 %.
Несмотря на два последних кризиса в отечественной алкогольной отрасли, нижний и средний ценовые сегменты коньяка формируются в основном за счет отечественной продукции. Российские производители все более успешно осваивают верхнюю часть среднего ценового сегмента коньяков с выдержкой 5-8 лет. Иногда эти коньяки относят и к нижней части верхнего ценового сегмента [28].
До сих пор на российском коньячном рынке большое место занимает продукция, изготовленная из импортных спиртов. Ряд заводов покупали и покупают французские спирты гарантированного качества. Это связанно с тем, что производство качественных коньяков из французских спиртов наиболее эффективно и результативно. Не нужно затрачивать большие средства на развитие виноградарства, иметь собственные мощности для перегонки.
Однако в долгосрочной перспективе выигрывают предприятия, имеющие собственные виноматериалы и производство, обеспечивающее полный цикл до выпуска коньяка. Это позволяет на всех стадиях жизненного цикла коньячной продукции контролировать качество и осуществлять мероприятия по его улучшению.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что вот уже третий год подряд статистика фиксирует незначительный, но все же рост производства и продаж коньяка, причем в 2019 году был установлен очередной рекорд поставок в розничные магазины, как в объемных (152 млн. бутылок), так и в денежных ($1,9 млрд.) показателях. В январе - сентябре 2018 года резко вырос импорт коньяка и составил практически столько же, сколько в течение всего 2017 года, бренди и граппы - почти на 50%. Ненамного отстали и поставки виски - увеличились почти на 25%.
Предмет исследования дипломной работы – качество и конкурентоспособность коньяков, реализуемых АО «Тандер».
Объект исследования – коньяки, реализуемые АО «Тандер» в г.Казань.
Цель дипломной работы – проанализировать и исследовать потребительские свойства, показатели качества и конкурентоспособности коньяков, реализуемых АО «Тандер», г. Казань, формат магазина «Магнит у дома».
Для достижения цели были решены следующие задачи:
а) рассмотрены научные и практические вопросы формирования качества и конкурентоспособности коньяков;
б) проанализированы объекты, методы исследований и организация эксперимента;
в) дана краткая характеристика АО «Тандер», рассмотрена структура ассортимента коньяков, представленных в АО «Тандер».