Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

kira_moreva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.06.2020
Проблема формирования грамматической структуры речи у детей с недостаточным развитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Процесс усвоения ребенком грамматической системы сложен, он связан с аналитической и синтетической активностью коры головного мозга.
Введение

Актуальность исследования: Процесс овладения грамматической системой ребенка сложен, он свя-зан с аналитической и синтетической мозговой деятельностью. Физиологический механизм развития этой сложной психической деятельности был открыт в работах И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, И.П. Павлова, Е.Н. Соколова. При изучении психологических основ речевой деятельности, теории культурно-исторического развития Л. С. Выготского, работы С. Л. Рубин-штейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконин А.В. Запорожец и другие Физиологическим механизмом овладения лексико-грамматической си-стемой является обобщение соответствующих лексико-грамматических от-ношений, развитие динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные вы-воды, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. Проблемы развития речи у дошкольников в наше время довольно распространены и зависят от многих факторов. Одной из многочисленных групп детей являются дети с общим недоразвитием речи. Р. Е. Левина и сотрудники ее логопедической лаборатории разработали классификацию проявлений общего недоразвития речи, в которой выделено четыре уровня, отражающие состояние ее компонентов, определенное соот-ношение ведущего дефекта и вторичных проявлений. Проблема формирования лексико-грамматической структуры речи у детей с ОНР является одной из наиболее значимых в логопедии. Ее нарушение проявляется в медленном усвоении, дисгармонии в развитии морфологической и синтаксической систем языка, семантической и фор-мально-лингвистической составляющих, искажающей общую картину развитие речи. Большой вклад в изучение и развитие лексико-грамматической струк-туры речи у дошкольников внесли такие выдающиеся отечественные уче-ные, как Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие. Учитывая важность овладения ребенком лексическими и грамматиче-скими закономерностями языка в аспекте развития связной речи и развития речевого общения в целом, проблема настоящего исследования представля-ется значимой и актуальной. Итак, обнаруживается противоречие между значимостью лексико-грамматического строя речи в овладении связной речью, распространенно-стью его нарушения у детей с общим недоразвитием речи. Это противоречие обусловливает необходимость совершенствования логопедической работы в соответствии с реалиями современной жизни, динамика которых наиболее ярко прослеживается в социокультурных и общественных изменениях. Все эти процессы наилучшим образом включены в занятия по ознакомлению с окружающим миром. Это и обусловило выбор темы нашего исследования. Проблема исследования- поиск средств эффективного развития у де-тей с общим недоразвитием речи в процессе занятий по ознакомлению с окружающим. Цель исследования- коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе заня-тий по ознакомлению с окружающим. Объект исследования – процесс формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования – занятия по ознакомлению с окружающим как средство развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования - развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи будет протекать успешно, если в содержание коррекционно-логопедической работа будут интегрированы занятия по ознакомлению с окружающим миром. Задачи исследования: 1. Изучить педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования. 2. Провести изучение лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и выявить их особенности. 3. Разработать методические рекомендации по развитию лексико-грамматической структуры речи у детей с общим недоразвитием речи на за-нятиях по ознакомлению с окружающим, проверить их на практике и оце-нить эффективность. Методологической основой исследования является концепция функциональной системы и системогенеза Л.С. Выготского, а так же теория системной динамической локализации высших психических функций С.Л. Рубенштейна. Развитие в онтогенезе ребенка произвольных сенсоматорных реакций . Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, можно отметить исследования, проведенные еще в 30-х годах Н.С. Жуков, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие. Методы исследования: изучение и анализ лексико-педагогической, научной и методической литературы по данной теме, наблюдение, беседы, опрос, тесты, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов, анализ результатов исследования. Базой исследования выступило ГБДОУ №107 г. Севастополь. В эксперименте принимали участие 20 детей дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР). Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Содержание

Введение. 3 ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОГЕНЕЗА И ДИЗОНТОГЕНЕЗА ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ. 6 1.1 Онтогенез лексико-грамматического строя речи и его роль в овладении связной речью. 6 1.2. Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 15 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. 26 2.1. Организация и методика исследования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием ре-чи…………………...26 2.2. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по ознакомлению с окружающим……………………………………………………………………..42 Заключение. 61 Список литературы. 66
Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., Academ A, 1998. – 398с. 2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи.- М.: 1997.-296с. 3. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей.- СП: Детство-пресс, 2007.-48с. 4. Гвоздева А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.] 5.Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня./ Логопед. 2004.№1.- с34- 40. -пресс, 2004 г. – 133 с. 6. Грибова О.С, Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи у учащихся начальных классов школы для детей с ТНР.- М.:-1992. 7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СП: Детство. Год издания 2004, стр 130 8. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников.- М.: Владос, 1990г. 9. Гербова О.Е. Развитие речи 4 -6 лет: Учеб. нагл. пособ.- М.: 2003. 10.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Если ваш ребёнок отстаёт в развитии.- М.: 1993г. 11. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для де-тей с ТНР.- М.: 1982. 12. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.:-1994. 13. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.- М.:- 2000. 14. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушением речи. М.: 1961.- 311с. 15. Короткова А.В, Дроздова Е.Н. Особенности формирования лек-сико-грамматического строя речи третьего уровня./ Логопед.2004. №27-16. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.- СП.: Союз,2001.- 218с 17. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СП.: 1999.-160с. 18. Максаков Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Мозаика – Синтез,2005г-148с. 19. Максаков А.И, Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи.- М.: Мозаика-Синтаз, 2005г.-107с. 20. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова – Давид. – М.- 1993. 21. Розенталь Д.Э. Современный русский язык.- М.: Айрис – Пресс, 2006.-432с. 22. Рахимова Ж.Т. Проявление ОНР у детей 6 – ти летнего возраста, и пути коррекции его в условиях массового обучения / Дефектология. 1988. 23. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.- М.: Гном и Д, 2003г. 24. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.- М.: 1980. 25. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В, Ястребова А.В. Основы логопедиче-ской работы с детьми- М: Арти, 2005г – 240с. 26. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят.- СП.:1994. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В, Ястребова А.В. Основы логопедиче-ской работы с детьми- М: Арти, 2005г – 240с. 27. Филичева Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника.- Екате-ринбург: 1996. 28. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Коррекция обучения и воспитания де-тей 5 – ти. летнего возраста с ОНР – М.: 1991. 29. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 238с. 30. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошколь-ного возраста.- М.:-1999. 31. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формирова-нию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001. 32. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Совершенствование связной речи. – М., 1994. 33. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001. 34. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М., 1991. 35. Лазаренко О.И. Общее недоразвитие у дошкольников.- 2001 36. Павлова И. П. Окружающий мир. 2005. 37. Ухтомский А.А. Комплексные занятия. 1995. 38. Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарев В.К. Методика развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1994. 39. Филичёва Т.Б., Соболева А.Г. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996. 40. Филичёва Т.Б., Тучкова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Просвещение, 1999. 41. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. - М.: Просвещение, 1994. 42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пяти-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Педагогика, 1991. 43. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Педагоги-ка, 1993. 44. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. - 6-е изд. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. 45. Хрестоматия по логопедии/под ред. Волковой Л.С. - М.: Просвещение, 1997. 46. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А., Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. Пособие для студентов выс. пед. заведений. - М.: изд. Центр «Академия», 2003. 47. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. 48. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные пси-хологические труды. - М.: Педагогика, 1989. 49. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. - М.: Индрик, 2001. 50. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОГЕНЕЗА И ДИЗОНТОГЕНЕЗА ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ. 1.1 Онтогенез лексико-грамматического строя речи и его роль в овладении связной речью. Под лексической и грамматической стороной речи понимают словарь и его грамматически правильное использование. Словарный запас как важная часть языковой системы имеет большое общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря является признаком высокого речевого развития ребенка. Формирование лексического словаря имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, поскольку слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень формирования лексической системы языка: определенный объем словарного запаса, точность понимания и использования слов, формирование структуры смысла слова. Известно, что наиболее благоприятным для развития всех аспектов речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Грамматическая система - является продуктом длительного историче-ского развития. Грамматика определяет тип языка как его наиболее устойчивую часть. Быстрые изменения помешали бы ей понять русский язык. Многие грамматические правила передаются из поколения в поколение, и иногда их трудно объяснить. Овладение грамматической структурой речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg