Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

КОРРЕКЦИЯ УСТАНОВОК В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

kira_moreva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.06.2020
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать соответствующие выводы относительно теоретических и методологических подходов к данной проблеме. Межличностные отношения среди подростков – одна из главных тенденций переходного возраста.Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповым.
Введение

Проблематика становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, конфликтность), имеют свои истоки в раннем детстве. Формирование равноправных партнерских отношений сотрудничества актуально для детей старшего подросткового возраста, чей социальный опыт часто недостаточно развит. Подросток не имеет в своей копилке адекватных способов ориентировки в проблемных ситуациях, что оказывает разрушающее воздействие на здоровье, и, в конечном счете, может привести к искаженному развитию личности. Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии подростка. Для современных подростков проблема выбора различных моделей поведения, в том числе и полоролевых, формирования внутренней системы установок, ценностей приобретает особую значимость. Это обусловлено многими факторами. Прежде всего, подростковый возраст - это этап чрезвычайно важного и своеобразного психического развития, когда в сознании откладываются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования. Развитие взрослости в подростковом возрасте связано и с активной ориентацией на определенное содержание мужского или женского идеала - тех качеств, какими нужно овладеть, чтобы чувствовать себя «настоящим мужчиной» или «настоящей женщиной». Старший подростковый возраст является сензитивным для формирования качественно новых отношений с противоположным полом. Эти отношения в жизни молодых людей занимают важное место, представляют для них самостоятельную ценность и играют особую роль в формировании личности, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности. Это признают все исследователи психологии отрочества и юности (Л.И. Божович, Г.В. Бурменская, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Г. Лидерс, В.С. Мухина, Ф. Райс, Х. Ремшминдт, Е.Е. Сапогова, Д. Снайдер, Э. Эриксон и другие). Особенности отношений с противоположным полом и их значение в развитии личностной и межличностной сфер подростков можно рассмотреть через три аспекта: когнитивный, аффективный и поведенческий. Вопросами гендерной идентичности в отечественной психологии занимались такие ученые-исследователи, какИ.С. Кон, В.А. Геодакян, Т.В. Бендас, Е.П. Ильин, Д.Е. Исаев, В.Е. Каган, Ст. Холл, И.С. Клецина, Я. Л. Коломинский, А.А.Чекалина, Е.В. Здравомыслова; M.Ю. Арутюнян, JI.B: Попова и другие. В зарубежной науке к данной проблеме обращались: Р. Столлер, С. Бэм, Дж. Спенс, Е. Маккоби, К. Джеклин, Дж. Лорбер, Н. Ходоров, Г. Гарфинкель, Э. Гофман, Э. Шпрангер. Разработке гендерного подхода в педагогике посвящены, работы: Л.В. Штылевой, Н.К. Радиной, Е.Ю. Терешенковой, Е.Г. Ярской-Смирновой, Л.Н.Надолинской, И.С. Клециной и т.д. Теоретической основой исследования являются следующие основные концепции подросткового возраста: - Эпигенетическая концепция Э. Эриксона является одним из самых известных и общепринятых подходов к психическому развитию человека.Ключевым понятием в подходе Э. Эриксона является понятие "Эго", определяющее содержание и характер человеческой деятельности, его развитие.Для автора сознание и сознательноеявляется основной структурой, определяющей значениеактивности самого субъекта развития. Он рассматривает взаимодействие "человек — общество" как взаимодополняющие отношения сотрудничества.Детерминанты психического развития включают в себя как наследственность и среду, так и общение и активность самого субъекта развития.По мнению Э. Эриксона, задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет собой осознание, как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него; - Е.П. Ильин рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают его как психологические, так и физиологические структуры.Поэтомувсякое состояние являетсякак переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Причемоновыражается не только в ряде психофизиологических показателей, но и в поведении человека. Таким образом, по мнению Ильина, состояние может быть представлено характеристиками трёх уровней реагирования: психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение). Только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение о имеющемся у человека состоянии. - Ст. Холл впервые описал парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумнаявеселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость итрусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяетсязамкнутостью и т.д. Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает «чувство индивидуальности». Отсюда следует, что подросток постоянно находиться в поиске себя, места своей реализациии все эти поиски приводят к формированию личности, которая уже будет находиться под влиянием результатов этих поисков; - Ключ ко всей проблеме психологического развития подростка, по мнению Л. С. Выготского, лежит в сфере его интересов. Он писал, что«все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемыеконкретными, отложившимися в личностистремлениями, влечениями и интересами». Учёный пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется, в основном, социально-классовой принадлежностью подростка. На основании вышесказанного была определена тема нашего исследования: «Коррекция установок в межличностных отношениях с противоположным полом в подростковом возрасте». Цель исследования: изучение установок в межличностных отношениях с противоположным полом в подростковом возрасте. Объект исследования: гендерные установки старших подростков. Предмет исследования: процесс коррекции установок в межличностных отношениях с противоположным полом в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: основными психолого-педагогическими детерминантами формирования гендерных установок подростков являются личностные (осознание подростками содержания, моральных норм и ценностей пола; адекватная оценка гендерного поведения окружающих; самооценка собственного полоролевого поведения), средовые (социокультурная среда; межличностное общение подростков со сверстниками, учителями, родителями; состав семьи) и организационные (содержание, формы и методы организации учебного процесса и внеучебных мероприятий, осуществляемых педагогическим коллективом и психологической службой образования). Коррекция негативных гендерных установок в межличностных отношениях с противоположным полом у подростков возможна средствами психологической коррекционно-развивающей работы. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие и особенности межличностных отношений в подростковом возрасте; 2. Исследовать понятие «установки» в общении у подростков; 3. Выявить особенности взаимоотношений подростков с лицами противоположного пола; 4. Определить возможности психолого-педагогической коррекции гендерных установок подростков в межличностных отношениях 5. Разработать и апробировать диагностическую программу исследования межличностных взаимоотношений подростков с противоположным полом; 6. Разработать и апробировать программу коррекции установок в межличностных отношениях с противоположным полом в подростковом возрасте; 7. Оценить эффективность программы коррекции установок в межличностных отношениях с противоположным полом в подростковом возрасте; 8. Провести статистический анализ эмпирических данных, обобщить результаты, сделать выводы, составить рекомендации. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; 2. Эмпирические: психолого-педагогический эксперимент в единстве трех этапов (констатирующего, формирующего и контрольного); 3. Статистические: качественный и количественный анализ результатов исследования. Метод представления данных: таблицы, рисунки, диаграммы. С целью изучения установок в межличностном общении подростков с противоположным полом нами были использованы следующие методики: 1.Методика «Рисунок мужчины и женщины» (Н.М. Романова); 2. Методика «Подростки о родителях» (ADOR),(Е. Шафер); 3. Методика «Нормы поведения мужчины и женщины» (О.Г. Лопухова); 4. Методика «Опросник самооценки» (Г.Н. Казанцева); 5. Методика «Незаконченные предложения» (Д. Сакс и С. Леви). Теоретическая значимость исследования: систематизированы и обобщены различные теоретические подходы ученых по проблеме установок в межличностном общении подростков с противоположным полом. Практическая значимость исследования: в данной работе представлена программа, направленная на коррекцию установок в межличностном общении подростков с противоположным полом. Программа полностью апробирована и готова к использованию педагогами и психологами в своей деятельности, а также составлены рекомендации для родителей и педагогов по коррекции установок в межличностном общении подростков с противоположным полом. База исследования: МБОУ ЦО № 36 г. Тулы. Выборка исследования: в исследовании принимали участие учащиеся 9-го класса. Разрешение родителей было получено. Подгруппа подростков в количестве 20 человек (возраст 15-16 лет). Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….....4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ЛИЦАМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА......................................................................10 1.1. Понятие и особенности межличностных отношений в подростковом возрасте............................................................................................................10 1.2. Понятие «гендерные установки» в общении у подростков………………………………………………………………………16 1.3. Особенности взаимоотношений подростков с лицами противоположного пола..................................................................................................................20 1.4. Возможности психолого-педагогической коррекции гендерных установок подростков в межличностных отношениях.................................23 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ УСТАНОВОК СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ.........................................................................................................32 2.1. Констатирующий эксперимент..................................................................32 2.2. Программа коррекции установок в межличностных отношениях с противоположным полом в подростковом возрасте.......................................41 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ УСТАНОВОК СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ………………………………………………………………………47 3.1.Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента...................................................................................................47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................63
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова.М.: Академия, 2018.–672с. 2. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. П. Авдулова. М.: Юрайт, 2017. –394 с. 3. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер.СПб.: Академический проект, 2017. – 326 с. 4. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко.М.: Дрофа, 2017. – 373 с. 5. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. М.: ВЛАДОС, 2018. – 160 с. 6. Выготский Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. М.: МГУ, 2018. – 392 с. 7. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 2018. № 2. – С. 19 –26. 8. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений у старших подростков // Педагогика. 2015. № 31. – С. 91–95. 9. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации / В.И. Долгова. Челябинск: АТОКСО, 2018. – 112 с. 10. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений / С.В. Духновский. СПб.: Речь, 2018. – 141с. 11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2016. – 384 с. 12. Ивашов А.Н. Методика исследования коммуникативных установок личности / А.Н. Ивашов, Е.В. Заика. М.: Алгоритм, 2017. – 225 с. 13. Коломинский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия: Учебное пособие / Я.Л. Коломинский. СПб.: Речь, 2017. – 275 с. 14. Конникова Т.Е. Формирование общественной направленности личности как педагогическая проблема / Т.Е. Конникова. М.: Академия, 2017. – 291 с. 15. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология / И.Ю. Кулагина. М.: Трикста, 2018. – 420 с. 16. Ланина Н.В. Психологические особенности полоролевого развития подростков в семье / Н.В. Ланина. М.: Проспект, 2017. – 174 с. 17. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. М.: Просвещение, 2018. – 291 с. 18. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников /И.Ю. Левченко. М.: Академия, 2017. –232 с. 19. Мудрик А.В. Взрослым о потаенной жизни подростков / А. В. Мудрик. М.: Проспект, 2018. – 225 с. 20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 с. 21. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В.Н. Мясищев. М.: Флинта, 2018. – 124 с. 22. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов. В 3 кн. Кн. 1 / Р.С. Немов. М.: Просвещение: Владос, 2015. – 654. 23. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. М.: Наука. 2016. –191с. 24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России, 2013. – 448 с. 25. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности / В.Б. Ольшанский. М.: Просвещение. 2018. –339с. 26. Петровский А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский. М.: Проспект, 2018. – 526 с. 27. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика Пресс, 2014. – 440 с. 28. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. М.: Алгоритм, 2017. – 225 с. 29. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. М.: Владос, 2018. – 383 с. 30. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. М.: Сфера, 2018. – 523 с. 31. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 2018. – 544с. 32. Федоренко Е.И. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие / Е.И. Федоренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 251 с. 33. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. М.: Знание, 2017. –381 с. 34. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. М.: Наука, 2014. – 382 с. 35. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие / Н.И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 2015. – 554 c. 36. Шкалинский В.В. Психологическая теория коллектива / В.В. Шкалинский. М.: ВЛАДОС, 2018. –249с. 37. Щедрина Е.В. Психологическая теория коллектива / Е.В. Щедрина. М.: Знание, 2017. –233 с. 38. Щенникова С.В. Тренинг общения: Учебно - методическое пособие / С.В. Щенникова. Арзамас: АГПИ, 2015. –35 с. 39. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников / Н.Е. Щуркова. М.: Флинта, 2015. – 195с. 40. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис / Э. Эриксон. М.: Новая школа, 2016. –327 с. 41. Юркова Е.В. Межличностные отношения и гендерные стереотипы: партнерство или манипуляция / Е.В. Юркова.СПб.:Политехника, 2016. – 17 с. 42. Ярошевский М.Г. В поисках новой психологии / М.Г. Ярошевский. М.: Либроком, 2018. – 302 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ЛИЦАМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА 1.1. Понятие и особенности межличностных отношений в подростковом возрасте Проблема межличностных отношений в малой группе — одна из наиболее разработанных в социальной психологии. А. В. Петровский предложил концепцию межличностных отношений, в которой данные отношения моделируются в форме трехслойной сферы: эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива, ценности и нормы, принятые членами группы, как второй слой и глубинные образования малой группы, характеризующиеся совместной деятельностью и общими целями[26]. Широкое понимание системы межличностных отношений находим у В.Б. Ольшанского, который включает в эту систему социально - перцептивные процессы и аттракцию, процессы взаимовлияния людей друг на друга и ролевые отношения. Он выделяет в межличностных отношениях инструментальные, функциональные, экспрессивные и эмоциональные отношения[25]. Отношение к другим людям является основным аспектом человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, «сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни индивида. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [30].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 83 страницы
2075 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg