Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика обучения выразительному чтению учащихся 5 класса на уроках русской литературы

kira_moreva 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.06.2020
Апробируя методику обучения выразительному чтению, мы попытались осуществить цель – выявление оптимальных форм и способов работы, способствующих развитию навыков выразительного чтения на уроках русской литературы. Также, рассмотрев сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению, раскрыли понятие выразительного чтения, определили средства интонационной выразительности и подобрали упражнения для формирования навыков выразительного чтения школьников, в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования, сформированной на основе ФГОС.
Введение

Выразительно прочитать стихотворение или отрывок из прозы – трудно это или легко для школьника? Некоторые учителя, а за ними и учащиеся считают выразительное чтение делом легким, настолько легким, что помогать ученикам, учить их не надо, сами справятся, но есть и другое мнение: выразительно читать может только талантливый, все же остальные, как ни учи, будут, читая, соблюдать знаки препинания. Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Выразительное чтение – один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и необходима всем детям, подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность, она может быть более или менее яркой, но во всех случаях она должна быть направлена учителем. Также в процессе специальных занятий должны воспитываться умения, которые необходимы для продуктивной творческой деятельности. Выразительное чтение – это художественное чтение в условиях школы. Такое чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное, в слово звучащее. А как мы знаем, звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное. В отличие от пересказа, выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение». Тема данной работы является актуальной, так как необходимость обучения детей выразительному чтению – одна из главных задач школьного преподавания литературы. Об этом написано и в Примерной программе ООО по литературе: «Важнейшими умениями в 5–9-х классах являются следующие: – умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; – выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть; – осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.); – умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты); и т. д» [Меркин 2013, с. 16]. Однако дети не в должной мере обладают данной компетенцией, так как учителя не достаточно уделяют внимание данной проблеме. С младших классов детям нужно прививать навыки выразительного чтения и продолжать данную деятельность на следующих ступенях школьного образования. Цель данной работы заключается в следующем: выявить оптимальные методы, формы и способы работы, способствующие развитию навыков выразительного чтения на уроках русской литературы. Для выполнения цели представлены такие задачи: – изучить основные характеристики процесса выразительного чтения; – проанализировать методические работы по организации выразительного чтения; – изучить содержание рабочей программы и УМК по русской литературе для 5 класса на предмет обучения выразительному чтению; – выявить у учащихся 5 класса уровень владения навыками выразительного чтения; – разработать задания по обучению учащихся 5 класса выразительному чтению; – провести уроки по обучению выразительному чтению в 5 классе, совместно с учителем. Объект исследования – методика обучения выразительному чтению учащихся 5 класса на уроках русской литературы. Предмет исследования: методические условия, методы и приемы организации работы по обучению учащихся 5 класса выразительному чтению. Методологическую основу ВКР составили работы И. И. Аркина [1], Г.И. Беленького [2], Б. А. Буяльского [3], О. А. Ереминой [6], Ю. В. Меркуловой [12], А. А. Ткаченко [12], Г. С. Меркина [13], О. И. Никифоровой [17], М. А. Рыбниковой [19], З. А. Шелестовой [25] и других. Структура работы. ВКР состоит из Введения, 2-х основных глав, Заключения и списка использованной литературы. Во Введении раскрываются цели, задачи, указываются объект и предмет исследования. В первой главе ВКР рассматривается теоретическая основа проблемы обучения выразительному чтению, во второй главе описывается практическая работа по обучению учащихся выразительному чтению. В заключении даются общие выводы проведенной работы. Список использованной литературы включает 31 источник. Общий объем работы 40 страниц.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….2 Глава I . Проблема выразительности чтения как основная часть культуры речи………………………………………………………………………………..5 1.1. Навыки выразительного чтения, критерии его сформированности……..5 1.2. Проблема обучения выразительному чтению в трудах ученых-методистов………………………………………………………………………..7 Глава II . Методика работы над выразительным чтением на уроках русской литературы в 5 классе …………………………………………………………17 2.1. Анализ содержания рабочей программы и УМК по русской литературе для 5 класса (линия Г. С. Меркина) в аспекте обучения учащихся выразительному чтению………………………………………………………...17 2.2. Опытно-экспериментальная работа по обучению выразительному чтению учащихся 5 класса УГНГ им. Кузебая Герда…………………………19 2.2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………..19 2.2.2. Обучающий эксперимент………………………………………………...21 2.2.3. Контрольные результаты обучения……………………………………31 Заключение……………………………………………………………………….33 Список литературы………………………………………………………………35 Приложения……………………………………………………………………...38
Список литературы

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, Учеб. лит, 1996. – 44 с. 2. Беленький Г.И., Лыссый Ю.И., Крупина Н.Л. и др. Совершенствование преподавания литературы в школе: Пособие для учителя; Под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение,1986. – 85 с. 3. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. – М., 1986. – 176 с. 4. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы. – М.: Просвещение, 1999. – 384 с. 5. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 264 с. 6. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.». – М.: Изд. «Экзамен», 2003. – С. 110 – 111. 7. Загвязинский В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 352 с. 8. Курдюмова Т.Ф. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 1970. – 19 с. 9. Коровина В.Я. Рабочая программа учебного курса «Литература» для 5 класса к УМК В. Я. Коровиной. 5-е изд. – М.: «Просвещение», 2011. – 94 с. https://xnj1ahfl.xnp1ai/library/rabochaya_programma_po_literature_5_klass_umk_vya_kor_175954.html дата обращения: 7.05.2019. 10. Ларина Г. К. Обогащение речи – важнейший фактор воспитания учащихся. – М.: Просвещение, 2004. – 314 с. 11. Мазниченко А. С. Формирование познавательного интереса на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2011. – С. 44 – 45. 12. Меркулова Ю. В, Ткаченко А. А. Практикум по выразительному чтению «Литература + театр». – М.: «Первое сентября», 2017. – С. 41 – 45. 13. Меркин Г. С. Литература. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. – М.: Русское слово, 2010. – 256 с. 14. Меркин Г. С., Зинин С.А., Чалмаев В. А. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013. – 200 с. 15. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 2009. – 246 с. 16. Нечаева Н.В. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. – М.://Начальная школа, 2005. – 208 с. 17. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: «Книга», 1972. – 152 с. 18. Ожегов С. И. Толковый словарь. – М.: «Оникс» , 2011. – 736 с. 19. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1963. – 288 с. 20. Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения: http://www.bestreferat.ru/ дата обращения: 10.05.2019. 21. Обучение учащихся интонационной выразительности: http://www.dagdiplom.ru/catalog/4/1741/ дата обращения: 17.05.2019. 22. Сушкина Н. В. Исследовательская работа по литературному чтению // Начальная школа. – 2011. – № 12. – С. 84 – 85. 23. Узорова О. В. Тексты по проверке техники чтения. – М:, АСТ, 2010. – 224 с. 24. Шишкова М. И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся: http://sfera-podpiska.ru/logoped/formirovanie-navyka-vyrazitelnogo-chteniya-u-uchashchihsya-imeyushchih-trudnosti-v-obuchen дата обращения: 7.05.2019. 25. Шелестова З. А. Выразительное чтение лирических произведений // Литература в школе. – 2001. – № 1. – С. 37 – 39. 26. Шелестова З. А., Шелестова О.С. Выразительное чтение басен // Литература в школе. – 2002. – № 1. – С. 26 – 29. 27. Шелестова З. А. Выразительное чтение в вузе и школе. – М., 2016. – 300 с. 28. Шелестова З. А. Исполнительский анализ как метод подготовки студентов-филологов к выразительному чтению литературного произведения https://cyberleninka.ru/article/v/ispolnitelskiy-analiz-kak-metod-podgotovki-studentov-filologov-k-vyrazitelnomu-chteniyu-literaturnogo-proizvedeniya дата обращения: 12.05.2019. 29. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению // Начальная школа. – 2013. – № 7. – С. 24 – 27. 30. Юшкова Л.М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 2004. – № 5. –15с. 31. Язовицкий Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. – 2-е изд. – Л.,1963. – 412 с.
Отрывок из работы

Глава I . Проблема выразительности чтения как основная часть культуры речи 1.1. Навыки выразительного чтения, критерии его сформированности Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного обучения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку. В методике выделяют четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Правильность определяется как связное чтение без искажений, влияющего на смысл читаемого.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 45 страниц
1125 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg