Игорь Фёдорович Стравинский - один из выдающихся деятелей в музыкальном искусстве 20 века, русский композитор, пианист и дирижёр. Он является представителем музыкального модернизма. Игорь Фёдорович – один из крупнейших представителей мирового искусства. За свою долгую творческую деятельность на протяжении всей жизни композитор охватил в своём творчестве практически все формы и средства выразительности, виды и жанры музыкального искусства, использовал все достижения современной авангардной музыки.
Творчество Стравинского универсально, и проявилось это в связи с усвоением им самых различных творческих методов и стилей. Это и традиции русской классической школы (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский), проявившие себя в начальном творческом опыте; и увлечение импрессионистской музыкой К. Дебюсси и М. Равеля, отразившееся в ранних сочинениях («Жар-птица», «Соловей»); в поздний период творчества - обращение к «сериализму» и выработка своей ладотональной диатонической системы.
Русская народная песня, богатство её структуры, ритма и мелодической линии явились для Игоря Фёдоровича источником создания собственной мелодики фольклорного типа. Музыка его, словно развивается сама по себе, но всё же, в ней содержатся идеи, доступные всеобщему восприятию. Композитор также осваивал средства и приёмы европейской музыки барокко, технику старинной полифонии, обращался к различным стилевым моделям.
И. Ф. Стравинский - это ведущий новатор 20 века. Он одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации (на пример джазовые), внёс много нового в метроритмическую организацию, оркестровку, трактовку жанров. Лучшие сочинения композитора существенно обогатили мировую культуру и оказали воздействие на развитие музыки 20 века.
Неоклассический период занимает значительное место в творчестве И. Ф. Стравинского и охватывает время с начала 20-х годов до начала 50 – годов 20 века. Свойственное данному направлению свободное использование старинных стилей и жанров стало одной из существенных черт музыки 2-й половины 20 века. Стравинского совершенно справедливо называют лидером данного направления, «классиком неоклассицизма». Игорь Федорович признаётся основоположником данного течения.
Вследствие этого актуальность темы нашей курсовой работы обусловлена тем, что само понятие «неоклассицизм» является обращением к термину «классицизм», включающий в себя античную тематику, в частности, обращение к древнегреческой мифологии. Это - то культурно-историческое наследие, знать и помнить которое должен любой педагог - музыкант в наше время.
Объект исследования: творчество Игоря Федоровича Стравинского.
Предмет исследования: само направление неоклассицизма и его проявление в музыке И.Ф. Стравинского.
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие «неоклассицизм», выявить, каким образом данное явление нашло отражение в творчестве И.Ф. Стравинского.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия, представителей и основные черты неоклассицизма»;
2. Проследить и проанализировать, как развивалось данное явление в Европейском искусстве;
2. Рассмотреть и познакомиться с творчеством И.Ф. Стравинского;
4. Рассмотреть этапы становления Стравинского как музыканта;
5. Выявить связь появления «неоклассицизма» в музыкальной деятельности И.Ф. Стравинского.