Составляющими компонентами психологической структуры личности являются ее психологические качества и свойства, которые зачастую именуют "чертами личности". Их очень много. Однако такое труднообозримое количество качеств личности психологи стараются условно уместить в определенное число подструктур. Самым низшим уровнем личности является биологически определенная подструктура, которая вмещает возрастные, половые качества психики, врожденные качества типа нервной системы и темперамента. Очередная подструктура вмещает в себя персональное своеобразие психических процессов человека, то есть персональные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, которые зависят как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, улучшения таких качеств. Затем, уровнем личности есть также ее индивидуальный социальный опыт, который вмещает знания, полученные человеком, навыки, умения и привычки. Такая подструктура образуется, главным образом в ходе обучения и носит социальный характер. Наивысшей степенью личности является ее направленность, подразумевающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, отличительные черты характера, самооценки.
Подструктура нацеленности личности наиболее социально предопределена, образуется под воздействием воспитания в социуме, наиболее точно отображает идеологию общности, в которую человек помещен.
Отличие людей между собой многопланово: на каждой подструктуре есть разница убежденностей и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Зачастую потому так сложно бывает воспринять другого человека, трудно избежать расхождений, противоречий, разногласий с людьми. Для того, чтобы наиболее точнее понять себя и других, необходимы конкретные психологические знания в комплексе с наблюдательностью.