ПОНЯТИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правовая природа рекламы как особого вида информации. Понятие рекламной деятельности
В словаре иностранных слов дано следующее понятие: реклама (лат. Reclamare) – объявление, плакат, извещение по радио, имеющие целью создать широкую известность чему-либо; распространение сведений о ком–либо, о чем– либо с целью создания популярности .
Основным нормативным актом, регулирующим рекламную деятельность в России, является Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (далее – Закон «О рекламе»). Так, согласно статье 3 Закона «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке2.
Необходимо выяснить, что такое информация и имеет ли реклама статус информации. Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (далее Закон «Об информации»), информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления3.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Так, Т.Л. Крутякова отмечает, «что ключевым признаком рекламы является то, что информация должна быть предназначена для неопределенного круга лиц» . Именно такой признак рекламной информации, как предназначенность ее неопределенному кругу лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена»3.
Если какая–то акция (мероприятие) проводится среди ограниченного круга участников, то расходы на ее проведение не признаются рекламными. Так, например, в (Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2020 г. № 01АП–11048/19) Суд установил, что место размещения рассматриваемой наружной рекламы на щитовой рекламной конструкции является местом общедоступным для неограниченного круга лиц. И какие–нибудь ограничения для граждан, которые потребляют рекламу неизвестно.
Информация не бывает объектом авторских или смежных прав, в отличии от рекламы. Реклама же наоборот, может являться объектом как авторских, так и смежных прав. В России запрещено заниматься копированием и имитацией общих решений, текстов, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, которые применяются в рекламных компаниях другой продукции.