Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях с использованием дидактических игр

kira_moreva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.06.2020
Словарь – это один из компонентов речевого развития ребенка. Развитие словаря является важным условием умственного развития, так как содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Своевременное развитие словаря – это важная часть подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.
Введение

Словарь – это один из компонентов речевого развития ребенка. Развитие словаря является важным условием умственного развития, так как содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Своевременное развитие словаря – это важная часть подготовки детей к дальнейшему обучению в школе [16]. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М.М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др. [1] В дипломной работе особое внимание уделено на развитие словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня и на конкретное место дидактической игры в коррекционной работе с ними. Несмотря на то, что исследования в области коррекционной функции дидактических игр достаточно распространены, создание новых и обобщение уже известных методик лишь ускорит поиск оптимального пути решения проблемы. Выбранное нарушение не случайно: • за последние годы увеличилось число детей с ОНР III уровня; • существует достаточная база для практической части работы, т.к. логопедические группы и сады имеют в своём составе большое количество детей с ОНР III уровня. Игровая деятельность для детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В процессе развития словаря с применением дидактических игр дети обучаются гораздо успешнее и быстрее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они обогащают, закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Цель исследования: изучение влияния дидактических игр на развитие словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. Для достижения поставленной цели потребовалось осуществление следующих задач: 1)Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме формирование словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня посредствам дидактических игр. 2)Выявить уровень сформированности словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. 3)Отобрать и апробировать дидактические игры, направленные на формирование словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. 4) Экспериментально проверить результативность использования дидактических игр в процессе развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. Объект исследования: развитие словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. Предмет исследования: дидактическая игра как средство развитие словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. Гипотеза: эффективность развития словаря детей дошкольного возраста с ОНР III уровня будет существенна повышена, если в процессе логопедической работы использовать дидактические игры. Методы исследования: 1)Теоретический анализ литературы. 2)Наблюдение. 3)Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), в ходе которого использовались в комплексе метод наблюдения, игровые методы, метод решения педагогических задач, математический анализ статических данных. База исследования: МДОУ Детский сад №3 «Снежинка» г. Пушкино Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанная педагогическая технология, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие связной речи, может представлять интерес для практических работников: логопедов, учителей - дефектологов, воспитателей - работающих с детьми дошкольного возраста. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель, задачи исследования, его объект, предмет, сформулирована практическая значимость работы, методы исследования. В первой главе «Теоретические основы развитие словаря дошкольников с речевыми нарушениями» в работах отечественных и зарубежных специалистов дан анализ теоретических источников, освещены основные аспекты данной проблемы, игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, использование дидактических игр в логопедической работе. Определено направление экспериментально-практического исследования. Во второй главе «Особенности усвоения лексической системы языка детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня» содержится описание организации экспериментального исследования, методика его проведения, описание формирующего и констатирующего этапа. В третьей главе дается анализ полученных результатов в виде таблиц, диаграмм. В заключении представлены выводы по теоретической и практической части дипломной работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ …………………….. .6 1.1. Особенности развития лексического строя речи в онтогенезе……..6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………16 1.3.Современные аспекты использования дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР………………………………………...25 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ ……………………………………….……………………….30 2.1. Содержание, организация исследования по изучению уровня владения словарем детей с ОНР III уровня…………………………………….30 2.2. Анализ результатов эксперимента………………………………......37 ГЛАВА III. ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ………………………………………...……………………50 3.1.Содержательно-методические аспекты использования дидактических игр в логопедической работе по обогащению словаря детей с ОНР III уровня…………………………………………………………………...50 3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента………………….56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….…………………………………………………….63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...65 ПРИЛОЖЕНИЕ……………...……………………………………………72
Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр « Академия», 1997. – С. 23-29 2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) /Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М.: Издательство «Просвещение», 1968. 3. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – С. 240 4. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – С. 19 5. Володина В.С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЭН, 2007. 6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: Академия пед. наук, 1956. – С. 56 7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Детство- пресс, 2007. – С. 472 8. Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – С. 35-44 9. Горлова О.А. Формирование коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Горлова Ольга Александровна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - Москва, 2012. – С. 255. 10. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. - М. : Гном и Д, 2005. – С 56 11. Деревянко Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практ. психология и логопедия. – 2006. - № 4. – С. 57-60. 12. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвящение, 1981. – С. 59-63 13. Жерздева А.А. Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Специальное образование. – 2017. 14. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст]М.: Педагогика, 1994 15. Жукова Н. С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 1990. – С.49-52 16. Жукова Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1975. – С.74 17. Захарова А.В. О возрастных возможностях формирования компонентов учебной деятельности у первоклассников // Экспериментальные исследования по проблемам усовершенствования учебно-воспитательного процесса в начальных классах и подготовки детей к школе. - Тбилиси, 1974. 18. Иванов В.А., О.Ю. Якушева. Специфика логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с ОНР в контексте коммуникативного подхода. // Специальное образование. – 2015. 19. Каверина Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр. // Специальное образование. – 2015. 20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: КН. Для учителя.- М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. 21. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда.- М. Просвещение, 1985. 22. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973. 23. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. 24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов.– М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. 25. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду.//Пед.соч.- М.: 1980 26. Лаврентьева А.И. Вопросы овладения родным и неродным языком в онтогенезе в профессиональной подготовке учителя // Вестник Московского городского педагогического университета: Научный журнал. – Серия «Педагогика и психология». – 2013. - № 1 (23). – С. 27-36 27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) —СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с. 28. Лебедева Н. Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи.// «Практическая психология и логопедия» № 1-2, 2003, - С. 68 29. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Накашина. М.: Просвещение 2009. 30. Логинова Е.А. Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.А. Логинова, С.А. Юдина // Специальное образование. – 2015. – Т. 2, № 11. – С. 208-212. 31. Макарова В. Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»./Под ред. В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, В. И. Яшиной. – Орел.: Изд-во ОГУ, 2002. – С. 48 32. Миккоева Н.В., Баряева Л.В. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. 33. Миккоева Н.В. Учет особых образовательных потребностей дошкольников с общим недоразвитием речи с позиций современных требований к содержанию коррекционной работы // Специальное образование. – 2012. 34. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 35. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: "Просвещение", 1973. - С. 272 с ил. 36. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/ Т. В. Пятница. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 173, [1] с.: ил. – (Библиотека логопеда). 37. Ромусик М.Н. Дифференцированная коррекционно-логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. 38. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Издательство «Питер», 2000. 39. Рюмина Н.Н. Развитие речи детей с ОНР через игры-драматизации // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2014 40. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2005. – 144с. 41. Серебрякова Н. В., Парамонова Л. Г. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи // Изучение и коррекция речевых расстройств / Под ред. Л. Г. Парамоновой.—Л.,1986. 42. Серебрякова Н.В. Системный подход к коррекции нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи Специальное образование. // Материалы V Международной конференции. -СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2010. 43. Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха. - СПб., 2000. 44. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. 45. Судакова В.Е. Методика формирования речи-суждения у старших дошкольников с речевым недоразвитием // Теория и практика общественного развития. – 2013. 46. Тенкачева Т.Р. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Тенкачева Татьяна Рашитовна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2014. – С.216. 47. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: «Просвещение», 1967. – С. 67 48. Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2002. – С. 48 49. Ткаченко Т.А. В школу без дефектов речи [Текст] : система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : пособие для логопедов, воспитателей и родителей : [пособие для развивающего обучения : для чтения взрослыми детям : 0+] / Т. А. Ткаченко. – Москва. 2017. 50. Томогашева О.В. Формирование диалогиеской речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. // Инновационная наука. – 2015. 51. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004. – С. 180-181, 196-199 52. Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка// Материалы Третьего симпозиума по психолингвистики, M..1970, С. 125 53. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. — М.: Просвещение, 1984. — С. 159 54. Хорошавина Е.В. Формирование средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Хорошавина Екатерина Владимировна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - Москва, 2014. – С. 239. 55. Черемухина Г. А., Шахнарович А. М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М.,1975. 56. Шахнарович А. М. Психолингвистический анализ языкового значения. Синтаксическая семантика в онтогенезе // Детская речь: проблемы и наблюдения. - Л., 1989. 57. Ширикова О.А. Творчиские игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. // Сибирский педагогический журнал. – 2014. 58. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978 59. Яшина В. И. Методика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1993. – С. 26-27 60. Яшина К.И. Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. 61. http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-na-razvitie-slovarja-prilagatelnyh.html 62. http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2013/10/23/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-razvitiyu-slovarya
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1.1. Особенности развития лексического строя речи в онтогенезе Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми. В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что развитие речи определяются двумя процессами. Первый процесс – это неречевая предметная деятельность ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие. Второй процесс – речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Именно поэтому развитие лексики во многом зависит от той социальной среды, в которой живет и воспитывается ребенок. Нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно различаются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, потому что развитие словаря происходит в процессе общения. Ранним этапом формирования речи занимались такие авторы как М. М. Кольцова, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Д. Б. Эльконин и др [22,58].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 98 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg