В основе речевого развития лежит не только и не столько подражание, сколько формирование языковых обобщений, поэтому речь рассматривается как сложный феномен. Существенное значение имеют процессы саморазвития речи.
Актуальность темы исследования. Правильное развитие речи является главным условием многостороннего формирования дошкольника. В качестве главного направления речевого развития в дошкольном дeтстве рассматривается развитие диалогической и монологической речи, а ведущего средства развития речи – общение с взрослыми и сверстниками в контексте деятельности дeтей. Это обусловлено, в первую очередь, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется главная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет степень речевого и умственного развития ребёнка.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников и вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической. В детском саду детей обучают двум основным типам монологов - самостоятельному рассказу и пересказу. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи литературных произведений, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания авторов, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предполагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребёнка чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают его речевые умения.
В процессе развития ребёнка пересказ имеет важное значение, представляя один из основных видов монологической речи, которому учат в детском саду с целью подготовки детей к школе. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно задействованы все важнейшие психические процессы: мышление, память и воображение. Пересказ художественных произведений оказывает положительное действие на развитие связной речи у ребёнка, способствует формированию выразительности дошкольников. Дети подражают примеру писательского выступления, копируют его манеру повествования. Большинство текстов для пересказа содержат образные описания, вызывающие большой интерес у дошкольников, развивает умение описывать разнообразные явления, события и предметы, совершенствуя, при этом, все стороны речи. В процессе, подобных НОД, у дошкольников формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются знания детей, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас, появляются возможности для развития монологической речи – одной из ведущих видов речевой деятельности детей в школьном обучении.
В настоящее время состояние обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи в педагогической науке наблюдается достаточно противоречивая картина. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей в овладении родным языком, обучение связной речи ограничивается только рамками пересказа хорошо знакомых сказок и рассказов, описание отельных предметов, с другой – неоправданно переносятся содержание, формы и методы обучения связной монологической речи старших дошкольников. Такой подход отражён и в ряде вариативных программ. Таким образом, наблюдается противоречие между потребностями массовой практики в методике формирования связной монологической речи дошкольников и её нeдостаточной разработанностью. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьёвой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др. Изучались особенности связной речи детей, методика обучения разным типам текстов с опорой на разные источники высказываний. Авторами определены цели и задачи развития связной речи, методические принципы, созданы системы обучающих занятий различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью. [26, с. 18]
Объект исследования: процeсс развития связной монологической речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: пересказ, как средство развития связной монологической речи у дошкольников.
Цель: теоретически обосновать и проанализировать комплекс НОД, направленный на развитие связной монологичeской речи в процессе обучения пересказу старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования;
2. Выявить особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить методическую и диагностическую литературу по теме исследования, провести подбор диагностических методик;
4. Провести диагностику по выявлению уровней развития связной монологической речи у старших дошкольников;
5. Разработать комплекс НОД для старших дошкольников, направленный на развитие связной монологической речи.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы. В качестве эмпирических методов исслeдования выступили: наблюдение, беседа, анализ (диагностика). Исследование проводилось на базе МБДОУ №11 г. Киржач Владимирской области. В проектировочной работе приняли участие 20 воспитанника старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет. Материалы ВКР по совершенствованию связной монологической речи дошкольников при обучении пересказу могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений, могут найти применение в работе воспитателей и методистов как на занятиях по развитию речи детей, так и во время проведения режимных моментов. К ним могут обратиться студенты, изучающие вопросы развития речи детей дошкольного возраста.