Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Это многие устройства: смартфоны, электронные книги, ноутбуки и ультрабуки, планшеты, музыкальные плееры, игровые консоли и другое. Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей.
Специалисты разных стран, изучая гаджет-зависимость у детей, проводили эксперименты, ограничив определенные возрастные группы школьников и молодежи в использовании любых технических устройств на разный период (от 8 до 24 часов). Выяснилось, что подавляющее большинство не смогли провести время без своих гаджетов. Более того, у них наблюдались тревожные симптомы: растерянность, депрессия, агрессия. Некоторые испытывали состояние сродни ломке. Об этом говорят опыты, проведенные учеными Америки, Великобритании, Китая, России. Психологи утверждают, что зависимость от гаджетов может превратиться в серьезную проблему.
Родители, часто того не понимая, сами увлекают ребёнка виртуальным миром, покупая ему разные модные штучки. Они искренне считают, что это необходимо. И забывают о том, чтобы увеличивать круг других интересов детей, не ищут ресурс в интеллектуальных, творческих занятиях, не учат получать от жизни разные впечатления. Попросту гаджет-зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом. Многие предпочитают видеть своего ребёнка удобным, не отвлекающим от взрослых дел. А в итоге вырастает подросток, у которого неверно расставлены приоритеты: сначала виртуальный мир, а затем реальная жизнь. Производители же гаджетов постоянно поддерживают интерес подростков, используя особенности их психологии. Это замкнутый круг, который разорвать смогут только родители.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном обществе за последние десятилетия очень возросла роль информационно-коммуникационных технологий и компьютерной коммуникации. Современный человек уже не может обойтись без таких средств коммуникации как мобильный телефон, портативный компьютер, Интернет. И это вполне объяснимое явление, так как это очень продуктивный доступ получить нужную информацию, связаться с нужными людьми и т. п. В связи с развитием технологий в психологии появилось много терминов, обозначающих различного рода психологические зависимости, которые имеют место быть в современной жизни. На данный момент очевидно, что большинство работ (И. Голдберг, К. Янг, А.Е. Войскунский и другие) посвящены проблеме Интернет-аддикции, в то время как проблеме гаджет-аддикции внимания уделено меньше, чем того требует сложившаяся ситуация. Среди игровых аддиктов достаточно большое количество детей старшего дошкольного возраста, однако, именно эта возрастная группа чаще остается вне внимания исследователей.
Объект исследования – аддиктивное поведение, как стремление уйти от реальности, искусственным путем изменить свое психическое состояние, создать иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Предмет исследования - гаджет-аддикции у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить и выявить гендерные особенности гаджет-аддикции в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические:
- тест на детскую Интернет-зависимость (Родителям)
Объект исследования - гаджет-аддикации.
Предмет исследования гендерные особенности гаджет-аддикции в дошкольном возрасте