Актуальность проблемы. В настоящее время наблюдается феномен появления новых видов аддиктивного поведения: уход в виртуальную реальность и интернет-зависимость, Зависимость от использования сотового телефона (SMS-зависимость), расстройства, связанные с "фанатизмом" вокруг спорта, поп-арта и шоу-бизнеса. В то же время такие нехимические типы зависимого поведения не входят в МКБ, поскольку в этом случае трудно провести четкую грань между нормой и патологией.
Модернизация современной системы образования, доступность компьютерных технологий - одно из самых ярких событий ХХ века. Компьютер стал незаменимым атрибутом современной жизни.
Данное исследование посвящено проблеме Интернет-зависимости и социальной адаптации подростков, страдающих от этой болезни. Технологизации современного общества в последнее время приобрела лавинообразный характер. Практически каждое учебное заведение или организация оснащено компьютером и компьютерными сетями. При этом стремительном развитии компьютерных технологий особое социальное значение приобретает проблема изучения компьютерной зависимости детей в России. Активное внедрение компьютерных технологий в повседневную жизнь, несомненно, накладывает определенный отпечаток на формирование и развитие особенностей личности в подростковом возрасте.
Эти обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к проблеме влияния интернет-зависимости на процесс социальной адаптации подростков.
Степень разработанности проблемы. Изучением компьютерной зависимости занимались такие ученые, как И.В. Бурмистров, А.В. Гордеева, М.С. Иванов, Ц.П. Короленко, Н.А. Пронина, Т. Разумова, Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев и др. Вопросы социальной адаптации подростков изучали Д.А. Андреева, Г.А. Балл, О.И. Зотова, И.К. Кряжева, А.А. Налчаджян и др. Различные аспекты влияния компьютерной зависимости на процесс социальной адаптации подростка изучались такими исследователями как: В.Н. Друзин, М.А. Мазниченко, В.Д. Менделевич, М.А. Шаталина и др.
Объект - зависимое поведение и социальная адаптация подростков.
Предмет - взаимосвязь интернет-зависимости и социальной адаптации подростков.
Целью исследования является определение особенностей влияния интернет-зависимости на социальную адаптацию подростков.
Задачи:
1. Определить понятие и специфику феномена «интернет-зависимость».
2. Охарактеризовать особенности развития в подростковом возрасте.
3. Проанализировать особенности проявления компьютерной зависимости у подростков.
4. Проанализировать содержание социальной адаптации у подростков.
5. Проанализировать психологические феномены формирования компьютерной зависимости и ее влияние на процесс социальной адаптации подростков.
Для решения обозначенных задач был применен комплекс методов исследования:
- теоретические – анализ научной и методической литературы по исследуемой теме, сравнение, систематизация, обобщение.
- эмпирические – наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, изучение учебной документации, педагогический эксперимент;
- методы статистической обработки результатов.
Гипотеза: существует взаимосвязь интернет-зависимости и социальной адаптации подростков, в частности, у лиц с высоким уровнем интернет-зависимости характерным является сниженный уровень адаптации, самопринятия, более низкий уровень эмоционального комфорта, интернальности и стремления к доминированию, а также стремление к проявлению эскапизма.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия компьютерной зависимости, а также ее влияние на процесс социальной адаптации учащихся университетских профильных классов Педагогического института ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». В ходе исследования проведена экспериментальная работа с целью выявления подростков с высоким риском развития донозологических форм нарушений психической адаптации, в частности – риска формирования компьютерной зависимости.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке и усовершенствовании учебных курсов и программ по профилактике компьютерной зависимости у подростков.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научных семинарах ТГУ имени Г.Р. Державина, на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях. Всего по теме исследования опубликовано 3 работы:
• Основные подходы к проблеме оказания психологической помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях // Межведомственная модель реабилитации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации: материалы международной научно-практической конференции. 23-24 ноября 2017 г. Тамбов: ООО «Орион», 2017. 523с.
• Компьютерная кабала // Сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции областного научно-педагогического сообщества учащихся 9-11-х классов «Педагогический Олимп». 24 ноября 2017 г. г. Тамбов, 2017. С.127-129
• Компьютерная игра как фактор социализации подростка // Сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции областного научно-педагогического сообщества учащихся 9-11-х классов «Педагогический Олимп». 23 ноября 2018г. г. Тамбов, 2018 С.134-137.
Организация исследования: исследование было проведено на базе Педагогического института ФГБОУ ВО «Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина». В эксперименте приняли участие учащиеся университетских профильных классов (251 человек).
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
?