Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

kira_moreva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.06.2020
В разумных пределах работа за компьютером, использование Интернета или некоторых видеоигр может быть даже полезна человеку как средство развития логики, внимания и мышления. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают, когда время, проведенное за компьютером, превышает допустимые пределы (на самом деле эти пределы никем не определены), и возникает патологическая зависимость и необходимость находиться за компьютером больше времени [54].
Введение

Актуальность проблемы. В настоящее время наблюдается феномен появления новых видов аддиктивного поведения: уход в виртуальную реальность и интернет-зависимость, Зависимость от использования сотового телефона (SMS-зависимость), расстройства, связанные с "фанатизмом" вокруг спорта, поп-арта и шоу-бизнеса. В то же время такие нехимические типы зависимого поведения не входят в МКБ, поскольку в этом случае трудно провести четкую грань между нормой и патологией. Модернизация современной системы образования, доступность компьютерных технологий - одно из самых ярких событий ХХ века. Компьютер стал незаменимым атрибутом современной жизни. Данное исследование посвящено проблеме Интернет-зависимости и социальной адаптации подростков, страдающих от этой болезни. Технологизации современного общества в последнее время приобрела лавинообразный характер. Практически каждое учебное заведение или организация оснащено компьютером и компьютерными сетями. При этом стремительном развитии компьютерных технологий особое социальное значение приобретает проблема изучения компьютерной зависимости детей в России. Активное внедрение компьютерных технологий в повседневную жизнь, несомненно, накладывает определенный отпечаток на формирование и развитие особенностей личности в подростковом возрасте. Эти обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к проблеме влияния интернет-зависимости на процесс социальной адаптации подростков. Степень разработанности проблемы. Изучением компьютерной зависимости занимались такие ученые, как И.В. Бурмистров, А.В. Гордеева, М.С. Иванов, Ц.П. Короленко, Н.А. Пронина, Т. Разумова, Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев и др. Вопросы социальной адаптации подростков изучали Д.А. Андреева, Г.А. Балл, О.И. Зотова, И.К. Кряжева, А.А. Налчаджян и др. Различные аспекты влияния компьютерной зависимости на процесс социальной адаптации подростка изучались такими исследователями как: В.Н. Друзин, М.А. Мазниченко, В.Д. Менделевич, М.А. Шаталина и др. Объект - зависимое поведение и социальная адаптация подростков. Предмет - взаимосвязь интернет-зависимости и социальной адаптации подростков. Целью исследования является определение особенностей влияния интернет-зависимости на социальную адаптацию подростков. Задачи: 1. Определить понятие и специфику феномена «интернет-зависимость». 2. Охарактеризовать особенности развития в подростковом возрасте. 3. Проанализировать особенности проявления компьютерной зависимости у подростков. 4. Проанализировать содержание социальной адаптации у подростков. 5. Проанализировать психологические феномены формирования компьютерной зависимости и ее влияние на процесс социальной адаптации подростков. Для решения обозначенных задач был применен комплекс методов исследования: - теоретические – анализ научной и методической литературы по исследуемой теме, сравнение, систематизация, обобщение. - эмпирические – наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, изучение учебной документации, педагогический эксперимент; - методы статистической обработки результатов. Гипотеза: существует взаимосвязь интернет-зависимости и социальной адаптации подростков, в частности, у лиц с высоким уровнем интернет-зависимости характерным является сниженный уровень адаптации, самопринятия, более низкий уровень эмоционального комфорта, интернальности и стремления к доминированию, а также стремление к проявлению эскапизма. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия компьютерной зависимости, а также ее влияние на процесс социальной адаптации учащихся университетских профильных классов Педагогического института ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». В ходе исследования проведена экспериментальная работа с целью выявления подростков с высоким риском развития донозологических форм нарушений психической адаптации, в частности – риска формирования компьютерной зависимости. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке и усовершенствовании учебных курсов и программ по профилактике компьютерной зависимости у подростков. Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научных семинарах ТГУ имени Г.Р. Державина, на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях. Всего по теме исследования опубликовано 3 работы: • Основные подходы к проблеме оказания психологической помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях // Межведомственная модель реабилитации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации: материалы международной научно-практической конференции. 23-24 ноября 2017 г. Тамбов: ООО «Орион», 2017. 523с. • Компьютерная кабала // Сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции областного научно-педагогического сообщества учащихся 9-11-х классов «Педагогический Олимп». 24 ноября 2017 г. г. Тамбов, 2017. С.127-129 • Компьютерная игра как фактор социализации подростка // Сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции областного научно-педагогического сообщества учащихся 9-11-х классов «Педагогический Олимп». 23 ноября 2018г. г. Тамбов, 2018 С.134-137. Организация исследования: исследование было проведено на базе Педагогического института ФГБОУ ВО «Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина». В эксперименте приняли участие учащиеся университетских профильных классов (251 человек). Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ ……….... 1.1. Понятие и специфика компьютерной зависимости подростков…. 1.2. Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков…… ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ………………………………………. ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……………… 2.1. Особенности социальной адаптации в подростковом возрасте…. 2.2. Методы профилактики компьютерной зависимости подростков… ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………. ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ………………………………………………………….. 3.1. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков……………... 3.2. Материалы и методы исследования влияния компьютерной зависимости на процесс социальной адаптации подростков………… ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ ……………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….……. 5 9 9 14 21 22 22 22 35 41 38 38 43 57 60
Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва – Воронеж – 2010. 2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический Проект, 2011. 3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. Издательство Михайлова В.А. СПб., 2008. 4. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2013. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. – 2004. 5. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999. 6. Андреева Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. 1979. Вып. 13. 7. Андреева О.С., Андреев Е.С. Особенности представлений о коммуникации у студентов, зависимых от социальных сетей // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009 – № 5. 8. Арестова О.И. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.II. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1996. - .Ча 4. 9. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психологии. 1989. № 1. 10. Баранов А.Б. Виртуальная коммуникация в социальной сети: основные понятия и модель взаимодействия // Психология и философия. - 2010. 11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. - М.: Просвещение, 1995. 12. Бокарев В.А. Виртуальные социальные сети как пространство для удовлетворения потребностей современной молодёжи // Вопросы культурологии. - 2009. - №8. 13. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. – 2002. 14. Вебер К.С., Пименова А.А. Сравнительный анализ социальных сетей // Вестник ТГУ. - 2014. - Т.19, вып.2. 15. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2013. - № 1. 16. Войскунский А.Е., Н.В. Богачева Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (IISC-12): материалы Первой между-нар. конф.: сб. ст. и тез. - М., 2012. 17. Гордеева А.В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К., 2014. 18. Гундарева И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьник. – 2005. 19. Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста. – Томск: НИИ ФСИН, 1996. 20. Друзин В.Н. Педагогическая профилактики игровой компьютерной аддикции подростков: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Н. Друзин. - Ярославль, 2010. 21. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2007. 22. Еляков А.Д. Российское общество в информационном измерении // Социологические исследования. 2009. - №7. 23. Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. – Д.: Сталкер, 2011. 24. Ефимова Н. Психология общения. Практикум по психологии: учеб пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012. 25. Зайцева Ю.Е. Роль ведения интернет - дневника в становлении индивидуальности / Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2006. 26. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. 27. Иванов М.С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции// Вестн. Моск. гос. областного ун-та. Психол. науки. - 2007. 28. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2000. 29. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Этнографические обозрения. 2010. № 6. 30. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. 31. Крылова Н.Б. Школа без детей. - М., 2002. 32. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учеб. пособие / Л. В. Куликов. -СПб.: Питер, 2004. 33. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2005-45-56с. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004. 34. Кучинский Г М. Психология внутреннего диалога. – Минск. - 1988. 35. Мазниченко М.А. Педагогические средства комплексной профилактики социальных зависимостей подростков / М.А. Мазниченко // Социальная педагогика. - 2013. 36. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2011. 37. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Изд-во: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 38. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития Учебное пособие / В.С. Мухина. - М., 2010. 39. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988. 40. Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. 41. Пронина Н.А. Роль социальных сетей в системе воспитания школьников // Новые технологии – 2011 г. 42. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2012. 43. Сирота Н.А. Программа формирования здорового жизненного стиля / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - М., 2010. - Вып. 5. 44. Смирнова Ю.С., Чумакова В.А. Факторы межличностной аттракции в различных видах интернет-коммуникации. // Психологический журнал. – 2012г. – № 3, 4. 45. Тагинцева Т.Е. Влияние социальных сетей на человека // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014г. – № 10. 46. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология 1991. №3. 47. Фресс А., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М. - 1986. 48. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. 49. Шабшин И.И. О психологических феноменах и особенностях коммуникации посредством Интернета //Московский психотерапевтический журнал. – 2005г. – № 1. 50. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации// Психол. журн. Т. 17. (1996). № 1. 51. Шаталина, М.А. Анализ факторов, влияющих на формирование Интернет-аддикции [Электронный ресурс] /М.А. Шаталина. - Режим доступа: http://cyberpsy.ru/201l/03/shatalina-m-a-analiz-faktorov-vliyayushhix-na-formirovanie-internet-addikcii. 52. http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher09/computer/02/ 53. http://lib.rus.ec/b/137310/read 54. http://rastem-vmeste.com/child_science/395/ 55. http://www.psyinst.ru/seminar.php?id=6&d=874 56. http://www.tiensmed.ru/programmer4.html
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 1.1. Понятие и специфика компьютерной зависимости Компьютерная зависимость - это патологическая зависимость человека от работы или проведения времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все более широкое распространение. Официально новый термин – «кибернетическая игромания» введен в мировую медицинскую практику. Он относится к людям, которые сильно зависят от компьютерных игр, что влияет на их образ жизни и часто даже физическое и моральное здоровье. Это новое заболевание поражает молодую часть населения, в основном подростков и молодых людей. Хотя эта болезнь не имеет ничего общего с инфекцией, она распространяется по всему миру со скоростью эпидемии [31]. Много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Компьютерная зависимость - пристрастие к деятельности, связанной с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Наиболее распространена в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проведенное за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности [13]. Это явление получило широкое распространение в конце XX века. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старшем возрасте, она начинает включать более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. д. Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Его возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; это, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Однако компьютер предоставляет возможность виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушений реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкоголь, наркотики), эта зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный «взлом» компьютерных программ и т. д.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий [29]. Существует три основных вида компьютерной деятельности: * Когнитивный - страсть к знаниям в области программирования и телекоммуникаций или, в крайнем случае, хакерство; * Gaming-страсть к компьютерным играм и, в частности, играм через Интернет или, как крайний вариант, так называемая игровая зависимость; * Коммуникативная - страсть к сетевому общению или, как крайний вариант, интернет-зависимость, в том числе киберсексуальная зависимость [30].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg