Актуальность темы: в условиях экономических и административных реформ в России, мировых финансово-экономических кризисов, роста тенден-ций общества потребления, снижения духовности населения и трансформации национальных ценностей и традиций большое значение приобретает развитие сферы культуры, которая может решать необходимые для общества научно-исследовательские и просветительские задачи. Именно сфера культуры способна осуществлять сохранение национального наследия, повышать творческий и интеллектуальный потенциал современного подрастающего поколения. Необходимо создавать условия для формирования креативной, творческой, современной личности, утвердить гуманистические ценности, толерантность, этичность, раскрыть эстетический потенциал. От того насколько высок уровень культуры каждого человека зависит и общий уровень благополучия, духовного богатства общества в целом. Основным субъектом в сфере культуры, в рамках которого осуществляется данное воздействие, являются учреждения культуры.
Однако на современном этапе в условиях роста населения, сокращения численности учреждений культуры для детей, вопросы организации дополни-тельного образования, организации досуга, всестороннего развития детей ста-новятся все более актуальными. Современные условия хозяйствования ставят перед учреждениями культуры сложные вопросы в отношении создания и развития своей деятельности. Имеющиеся в регионах учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры носят разрозненный и хаотичный характер. На современном этапе отмечается отсутствие комплексных учреждений культуры для детей, которые имеют все необходимые характеристики и отвечают всем потребностям современного, стремительно развивающегося в информационную эпоху общества. Все это делает тему исследования чрезвычайно актуальной.
Также, все преобразования, которые происходят в стране на сегодняш-ний день, способствуют переносу центра тяжести управленческой деятельности (это касается не только сферы культуры) в регионы. Вместе с тем, неразработанность проблем региональных организационно-управленческих отношений ощутимо затормаживает развитие управленческой практики, часто приводит к неверной оценке ситуации, выбору неэффективной модели поведения и принятия решений. Крайне важно выделить и обобщить направления управленческой практики, которые работают на поиск оптимальных путей регионального развития в сфере культурных учреждений для детей.
Степень научной разработанности проблемы. Научно-исследовательская литература, посвященная вопросам создания и развития учреждений культуры для детей, отличается малочисленностью и акцентированием на отдельных вопросах. В научной базе отсутствуют комплексные работы по вопросу исследования.
История развития региональных учреждений культуры для детей рас-смотрена в работах И.В. Балаковой, В.П. Голованова, Б.А. Дейч, А.Д. Жаркова, М.В. Игнатенко, С.А. Исаевой, З.А. Каргиной, С.В. Островской, Т.Н. Смирновой, Н.А. Соколовой, И.П. Филимоновой и др.
Понятие организационно-управленческих основ региональных учрежде-ний культуры сформировано на основании работ М.А. Ариарского, М.А. Бол-диной, Н.А. Заруба, А.В. Кислякова, Е.В. Куштаниной, А.С. Фроловой, Е.Л. Шековой, Е.В.Чижиковой и др.
Первостепенное значение для нашей работы имело учебное пособие В.М.Чижикова, В.В.Чижикова «Введение в социокультурный менеджмент» (М.: МГУКИ, 2003), и учебник В.М. Чижикова, В.В. Чижикова «Теория и практика социокультурного менеджмента» – (М.: МГУКИ,2008), где изложены теоретические и практические проблемы менеджмента социально-культурной деятельности, показаны механизмы управления, специфика технологий в учреждениях культурно-досугового типа. «Ресурсы управления социокультурными процессами: монографический сборник» (М.: МГУКИ,2013) под редакцией В.М. Чижикова.
Важность и необходимость развития менеджеров социально-культурной деятельности как высококвалифицированных, духовно богатых управленцев, теоретические аспекты научного менеджмента, функций процессов управле-ния, особенности и специфика управления в сфере культуры и искусства отражена в работах Т.Н. Суминовой.
Большое значение для рассмотрения данной темы имеют нормативно-правовые акты РФ, в том числе в сфере культуры, а именно:
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1);
- Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р (ред. от 30.03.2018))
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ ч.4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018)
- Доклад об основных направлениях и результатах деятельности Мини-стерства культуры Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
-Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Рос-сийской Федерации" от 15.04.1998 N 64-ФЗ (последняя редакция)
-Федеральный закон "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174-ФЗ (последняя редакция)
-Федеральный закон "Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя ре-дакция)
Объект исследования: организационно-управленческих основы создания региональных центров для одаренных детей.
Предмет исследования: особенности организационно-управленческих основ создания региональных центров одаренных детей Тульской области в контексте государственной культурной политики.
Цель исследования: выявить и изучить организационно-управленческие основы создания центров, учреждений культуры для одаренных детей; разработать и внедрить научно-методические рекомендации по совершенствованию организационно-управленческой основ «Центра одаренных детей» Тульской области.
Цель определила задачи исследования:
-отразить историю развития региональных учреждений культуры для детей;
-рассмотреть текущее состояние и особенности организационно-управленческих основ региональных учреждений культуры для детей в Российской Федерации;
-провести сравнительный анализ организационно-управленческих основ создания учреждений дополнительного образования для одаренных детей в Российской Федерации;
-провести анализ организационно-управленческой системы «Центра ода-ренных детей» Тульской области, разработать и внедрить научно-методические рекомендации по совершенствованию организационно-управленческой системы «Центра одаренных детей» Тульской области.
Методы исследования:
-общенаучные: принципы научной объективности, целостности, методы объяснения и описания, дедукции и индукции, обобщения и концептуализации;
-теоретические: анализ, сравнение, систематизация теоретико-методологических сведений по теме исследования;
-эмпирические: анализ статистической документации, методы анкетиро-вания, опроса, интервью, позволяющие получить объективную информацию для ее дальнейшего анализа, метод наблюдения, в т.ч. включенного наблюде-ния.
Гипотеза исследования: создания региональных центров для одарен-ных детей в Тульской области предполагают использование следующих организационно-управленческих основ:
-нормативно-правовые (законодательные акты РФ, и международного права)
-финансово-экономические (бизнес-план, сметы, спонсоринг, фадрейзинг);
-маркетинговые (сбор и анализ информации о среде, формирование ими-джа учреждения культуры, освоение инновационных технологий и подходов, развитие коммуникаций, связей с общественностью, участие в публичных ме-роприятиях, организация рекламных кампаний и мероприятий, аналитическая работа);
-психологические (делегирование полномочий, принятие решений, создание оптимального психологического климата, организация внутренней коммуникации между директором и преподавателями, перевод административных задач во внутриличностную структуру преподавателей учреждения)
-художественно-творческие (импровизация, творческие мастерские, аудиови-зуальные технологии, имитации, инсценировка, коллажи, культурные проекты)
Практическая значимость: результаты и материалы исследования могут быть активно использованы в научной и учебно-методической работе кафедры менеджмента и технологий социально культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского Государственного Института Культуры; при создании региональных центров для одаренных детей в контексте реализации государственной культурной политики.
Положения, выносимые на защиту:
1. В России об учреждениях культуры для детей можно говорить, начиная с 1917 года, когда установилась советская власть, заинтересованная в формировании личности активного строителя коммунизма, культурно и интеллектуально развитой личности. Задача детских клубов заключалась в развитии инициативы, творчества, удовлетворении культурно-просветительских потребностей, развитии пионерии и комсомола. С середины 1980-х гг. учреждения дополнительного образования в сфере культуры становятся равноправной составляющей системы непрерывного образования. С 1993 г. началась стабилизация и трансформация всей системы детского внешкольного образования в систему дополнительного образования.
2. Центры для одаренных детей являются многопрофильными и много-уровневыми учреждениями, которые имеют программы по разным направлениям деятельности, разных уровней сложности и сроков. Центр предполагает наличие филиалов разной формы: студия, музей, станция, клуб, профильная школа. Вообще центры могут быть: разви-тия детского творчества, дополнительного образования, центры ода-ренных детей и др. Центры традиционно включают следующие направления: прикладное творчество, эстетическое воспитание, организационно-массовое, научно-техническое и др.
3. Организационно-управленческие основы учреждения культуры – это совокупность составляющих, направленных на успешное создание и развитие учреждений культуры. Которые включают в себя: норматив-но-правовые, финансово-экономические, маркетинговые, психологические и художественно-творческие технологии. Для решения характерных для современного этапа проблем учреждениям культуры следует: изменить организационную структуру управления, изменить модель создания учреждения, определиться с дополнительными источниками финансирования и профессионального поведения директора учреждения.
4. Особенность деятельности учреждений дополнительного образования, учреждений для одаренных детей заключается в том, что именно организация учебного процесса - это основа их деятельности, которая на сегодняшний день тесно связана с реализацией Стратегии государственной культурной политики до 2030 года.
5. Учреждения дополнительного образования для детей, региональные центры для одаренных детей имеют свою специфику, которая состоит в индивидуальном характере обучения, необходимости учета природ-ных данных обучающихся, необходимости опоры на объективные, в том числе и цифровые, показатели, сложности освоения учебного ма-териала, затруднительности оценки работы преподавателя и обучаю-щегося.