1. Правовое регулирование пенсионной системы России
1.1 Структура и состояние современной пенсионной системы России
Современная пенсионная система России является крайне сложной и внутренне противоречивой. Пенсионное обеспечение в нашей стране является «классическим» направлением социального обеспечения, исторически меняющимся с учетом политических и социально-экономических условий в стране. В ходе формирования пенсионного законодательства в советский и российский периоды наблюдались как повышение уровня пенсионного обеспечения населения в результате соответствующих реформ (1956,1990,2010 гг.), так и стремительное ухудшение качества пенсионной системы страны в силу ряда законодательных ошибок и экономической ситуации в России (1993, 2002, 2015 гг). С 1 января 2002 г. В России проведена масштабная пенсионная реформа на основе таких федеральных законов как « Об обязательном пенсионном страховании в РФ», « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в качестве самостоятельного элемента национальной пенсионной системы закреплена подсистема государственного пенсионного обеспечения, финансирование которой гарантируется средствами государственного бюджета страны. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» принципиально изменил правовой механизм исчисления размеров страховых пенсий , закрепленный ранее в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ». Расчет пенсии теперь осуществляется исходя из накапливаемых застрахованным лицом «пенсионных баллов» (индивидуально пенсионных коэффициентов). Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ « О накопительной пенсии» ввел новый вид пенсии, заменив им прежнюю составную часть страховой пенсии по старости – накопительную часть. При этом не у всех из сегодняшних застрахованных –тех, кто еще зарабатывает право на пенсию,- накопительная часть будет играть существенную роль в будущих пенсионных выплатах. Возрастная группа мужчин от 1952 г. и женщин от 1957 г. до 1996 г. рождения первоначально было предоставлено право на накопительную составляющую пенсию и зарезервировано 2% от страховых платежей на ее будущее финансирование. Но позднее стало очевидно, что за годы , оставшиеся этой группе до пенсии значительную прибавку они с помощью механизмов пенсионного накопления заработать не успеют. В то же время право на накопительную часть пенсии у группы сохраняется. Согласно действующему законодательству пенсионные накопления являются особенностью Российской Федерации , а значит, средствами государства, а не самих застрахованных или иных лиц. Эти накопления формируются не только за счет части суммы взносов , уплаченных работодателем и зафиксированных на индивидуальном счете работника в пенсионном фонде , но и за счет инвестиционного дохода , а так же некоторых особых взносов (платежей) возможность которых государство ввело в последние годы как дополнительная опция для населения ( материнский капитал, участие в государственной программе софинансирования пенсионных накоплений, добровольные взносы застрахованных граждан и иных лиц).Застрахованные лица имеют право самостоятельно распоряжаться направления инвестирования учтенных пенсионных накоплений. Именно величиной пенсионных накоплений и определяется накопительная пенсия. То есть итоговый размер будущей накопительной пенсии для значительной части населения в немалой степени зависит от умелого и своевременного размещения данных средств в определенные финансовые инструменты , в том числе на рынке ценных бумаг, в целях защиты средств от инфляции и получения инвестиционного дохода. При этом ключевое ( но не единственное ) отличие страховых пенсий от государственных – это источник их финансирования. Если государственные пенсии финансируются исключительно из федерального бюджета, то страховые пенсии в первую очередь связаны со страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию и финансируются по смешанному, преимущественно страховому принципу, за счет страховых взносов, аккумулируемых в таком внебюджетном финансовом источнике как Пенсионный фонд России, с субсидиарным дополнительным финансированием из федерального бюджета страны. Различием в финансовых источниках, гарантирующих пенсионное обеспечение, обусловлен и круг лиц, охватываемых указанными выше пенсионными подсистемами.