Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»)

kira_moreva 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.06.2020
Особое внимание Н.В. Гоголь уделял формирующемуся русскому национальному стилю, отличительными чертами которого он признает объективизм, реализм и лаконизм. Н.В. Гоголь «доводит до предела» творческий метод, найденный А.С. Пушкиным. Он «смешивает разные стили литературного языка с разными диалектами устной речи». Лингвисты всегда обращали внимание на сложность синтаксического строя поэмы «Мертвые души», в отличие, например, от синтаксиса пушкинских прозаических произведений. Ранее А. Белый писал: «Стереотип прозаической фразы А. С. Пушкина: она – коротка; она точками отделена от соседних: существительное, прилагательное, глагол, точка; строй таких фраз подобен темперированному строю Баха. У Н. В. Гоголя фраза взорвана, разметанная осколками придаточных предложений, подчиненных главному, соподчиненных между собой; нарушено равновесие между существительным, прилагательным, глаголом; вместо «1+1+1» - например, «3+1+5» ...» [2].
Введение

Синтаксис по праву занимает значительное место в школьном курсе русского языка. Он позволяет по-новому, с функциональной точки зрения, оценить все средства языка и речи, изученные ранее в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и морфологии. Изучение синтаксического строя языка содействует развитию мышления учащихся, вызывает интерес к изучению языка и речи. Синтаксис дает также необходимую базу для формирования многих орфографических навыков, из которых отметим прежде всего падежные окончания управляемых и согласуемых слов. Существует прямая связь между пунктуационными правилами и синтаксическим материалом. Пунктуация органически связана с синтаксисом, так как в письменной речи знаки препинания служат средством выражения различных семантико-синтаксических значений, сигнализируют о соответствующей интонации. Правила расстановки знаков препинания базируются на закономерностях строения и значения синтаксических единиц. В то же время некоторые вопросы изучения синтаксиса приходится решать в связи с работой над пунктуационными правилом, например, описание частей, входящих в состав бессоюзного сложного предложения, характер их связи и смысловые отношения между ними. Таким образом, работа над пунктуацией, всегда связанная с анализом структуры предложения, способствует закреплению и углублению материала по синтаксису, его осознанию. Кроме того, построение пунктуационных и грамматических правил, а также работа над ними во многом сходны. Говоря о связи синтаксиса и пунктуации и о роли изучения пунктуации в письменной речи, хочется обратить внимание на неправомерность растворения пунктуации в синтаксическом материале, так же как и на неоправданное подчинение изучения синтаксиса только нуждам пунктуации. Изучение этих разделов школьного курса с учетом связи и взаимодействия между ними предопределит успешное усвоение как синтаксиса, так и пунктуации. В действующих учебно-методических комплексах для общеобразовательных школ анализ строения бессоюзного сложного предложения, смысловых отношений между его частями и наблюдения над интонацией по-прежнему связываются с изучением употребления знаков препинания: после сообщения кратких сведений о бессоюзном сложном предложении излагается пунктуационный материал, сгруппированный по знакам препинания. Однако употребление знаков препинания в бессоюзном сложном предложении вызывает у учащихся большие затруднения, а допускаемые ими ошибки имеют свою специфику. Методика изучения пунктуации бессоюзного сложного предложения объясняет эти трудности следующим рядом причин. На границе частей бессоюзного сложного предложения возможны различные знаки препинания: запятая ,точка с запятой, двоеточие, тире. Употребление того или иного знака препинания обуславливается смысловыми отношениями, которые устанавливаются между частями бессоюзного соединения, и интонационными особенностями предложения. Таким образом, овладение бессоюзными сложными предложениями развивает у учащихся способность к логическому мышлению, формирует умение аргументировать и обобщать наблюдаемые факты, устанавливать взаимосвязи явлений, а также адекватно, точно, чётко, эмоционально и лаконично передавать окружающим свои мысли и чувства . Именно поэтому целенаправленная работа по активизации бессоюзных сложных предложений в речи учащихся является необходимым компонентом процесса обучения русскому языку. Достижения современной синтаксической науки позволяют сделать комплексный анализ синтаксиса гоголевских текстов, чтобы научно обосновать эмпирические выводы предшественников. Стало возможным сопоставить с синтаксической точки зрения массивы выборок, различных по структуре и цели высказывания предложений, из художественного произведения писателя, чтобы показать становление и специфику синтаксической структуры его индивидуального стиля. В этом заключается актуальность нашего исследования. Объектом исследования является синтаксис поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Ценность и необходимость изучения стиля отдельного писателя заключается, во-первых, в том, что выявление индивидуальных особенностей писательской манеры того или иного автора позволяет проникнуть в идейно-содержательную сущность его творчества, а во-вторых, дает возможность представить систему языка в действии, в реальном функционировании. Синтаксис писателя отражает стиль его мышления. Цель работы заключается в изучении особенностей функционирования бессоюзных сложных предложений в современном русском языке поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». В задачи работы входит: 1) определение наиболее типичных с точки зрения структуры типов синтаксических конструкций, использующихся в поэме; 2) анализ стилистических функций этих конструкций; 3) наблюдение над семантико-стилистическими функциями конструкций, по цели высказывания противопоставленных наиболее нейтральному в информативном отношении типу повествовательных предложений, – вопросительных и побудительных. Работа выполнена с использованием методов наблюдения, систематизации, описания, синтаксического анализа языкового материала. Использован также метод выборочного статистического анализа.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы изучения бессоюзных сложных предложений в отечественной лингвистике 6 1.1 История изучения бессоюзных сложных предложений в лингвистике 6 1.2 Классификация бессоюзных сложных предложений в русском языке..10 2 Особенности употребления бессоюзных сложных предложений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»ь мёртвый душа синтаксический стилистический 20 2.1 Структурно-семантические особенности бессоюзных сложных предложений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 20 2.2. Текстовые функции бессоюзных сложных предложений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 26 Заключение 33 Список использованной литературы 42
Список литературы

1. Бабайцева В. В. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с. 2. Валгина Н. С. и др. Современный русский язык: Учеб. Для филол. Спец. Вузов / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. - 5-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1987. – 480 с. 3. Виноградов В. В. Избранные труды. История русского литературного языка [Текст] / В. В. Виноградов. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1978. – 327 с. 4. Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв.: Учебник. / В. В. Виноградов, 3-е изд. – М.: Высш. школа, 1982. – 528 с. 5. Виноградов В. В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика [Текст] / В. В. Виноградов, предисл. В. В. Виноградов. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. – 256 с. 6. Виноградов, В. В. О теории художественной речи [Текст] / В. В. Виноградов, послесловие Д. С. Лихачева – М.: Издательство «Высшая школа», 1971.– 240 с. 7. Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: Издательство «Просвещение», 1965. – 408 с. 8. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык, ч. II. Синтаксис. Учебн. Для студентов фак. Рус. яз. и лит. пед. ин-тов [Текст] / А. Н. Гвоздев, изд. 4-е. - М., Просвещение, 1973. – 350 с. 9. Гоголь Н. В. Мертвые души: Поэма [Текст] / Н. В. Гоголь. – Мн.: Выш. шк., 1998. – 255 с. 10. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» [Текст] / И. Б. Голуб. – М.: Высш. шк., 1989. – 208 с. 11. Горшков А. И. История русского литературного языка [Текст] / А. И. Горшков. - М., Просвещение 1969, 432 с. 12. Ефимов А. И. Стилистика русского языка [Текст] / А. И. Ефимов. – М.: «Просвещение», 1969. – 264 с. 13. Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса [Текст] / Г. А. Золотова. – М.: издательство «Наука», 1982. – 368 с. 14. Кожина М. Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед.ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.»./ М. Н. Кожина – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1983. – 223 с. 15. Ларин Б. А. Лекции по истории русского литературного языка (X – середина XVIII в.). Учеб. Пособие для филолог. Специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М., «Высш. школа», 1975. – 327 с. 16. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 752 с. 17. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя: Пособие для учителей [Текст] / С. И. Машинский, 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 432 с. 18. Мещерский Н. А. История русского литературного языка [Текст] / Н. А. Мещерский. - Ленинград: изд. Ленинградского университета, 1981. – 280 с. 19. Прияткина А. Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. / А. Ф. Прияткина – М.: Высш. шк., 1990. – 176 с. 20. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учеб. для вузов по спец. «Журналистика». / Д. Э. Розенталь, 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1987. – 399 с. 21. Розенталь Д. Э. Справочник лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь, Теленкова М. А. – М. – «Просвещение», 1976. – 522 с. 22. Русская грамматика, том 2, Синтаксис [Текст] / М.: изд. Наука, 1980. – 712 с. 23. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; под ред. В. А. Белошапковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1989. – 800 с. 24. Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. [Текст] / Г. Я. Солганик. – М.: Флинта, Наука, 1997. – 256 с. 25. Солганик Г. Я., Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с. 26. Томашевский Б. В. Стилистика. Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. / Б. В. Томашевский, под ред. И. А. Богданова. - Ленинград: изд. Ленинградского университета, 1983. – 288 с. 27. Успенский Б. А. Из истории русского литературного языка 18 - начала 19 века. Языковая программа Карамзина и ее исторические корни [Текст] / Б. А. Успенский. - М.: изд. Московского университета, 1985. – 216 с. 28. Формановская Н. И. Сложное предложение в современном русском языке. Теория и упражнения (включенное обучение) / Н. И. Формановская. – М.: «Русский язык», 1989. – 192 с. 29. Формановская Н. И. Стилистика сложного предложения [Текст] / Н. И. Формановская. – М.: «Русский язык», 1978. – 240 с.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы изучения бессоюзных сложных предложений в отечественной лингвистике 1.1 История изучения бессоюзных сложных предложений в лингвистике Проблема бессоюзного сложного предложения (БСП) в современном русском языке не имеет однозначного решения. При этом в проблематике БСП выделяется прежде всего два основных вопроса: 1. существует ли БСП как самостоятельный тип сложного предложения (как тип, отличающийся от сложносочиненного и сложноподчиненного предложений); 2. если БСП существует как самостоятельный тип сложного предложения, то каков его грамматический объем (грамматические границы). Споры по первому вопросу, как известно, сводятся к трем точкам зрения: 1.БСП не выделяется в особый тип, а рассматривается в составе сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; 2. БСП квалифицируется как самостоятельный тип сложного предложения; 3.БСП исключаются из состава сложного предложения и рассматриваются как явление текста (как «квазибессоюзные предложения», «сочетание простых предложений», « лексический синтаксис»). Первая точка зрения на грамматическую природу БСП является традиционной в науке о языке и находит отражение в трудах Ф. Ф. Фортунатова [1], А. М. Пешковского [2], А. А .Шахматова [3] и других исследователей, демонстрируя первоначальную попытку рассмотреть бессоюзие в рамках сочинения и подчинения как ведущих отношений в синтаксисе простого и сложного предложений.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 41 страница
700 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 42 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 25 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg